Что делать, если администрация не дает разрешение на строительство?

Содержание
  1. Не дают разрешение на строительство. Решение есть!
  2. Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:
  3. Как действовать, если вы получили отказ?
  4. Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:
  5. Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году
  6. Профессиональная помощь
  7. Отзывы наших клиентов
  8. онлайн заявка
  9. Отказ в разрешении на строительство: что делать в этой ситуации?
  10. Общие положения
  11. В каких случаях возможен отказ?
  12. Что делать в случае отказа?
  13. Итоги
  14. Выданное с нарушением закона разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительство через суд
  15. Обстоятельства судебного спора и этапы его прохождения по инстанциям
  16. Какими нормами руководствовались нижестоящие суды?
  17. Муниципальный участок под застройку передается в аренду только через открытые торги
  18. Причина возврата дела на повторное рассмотрение
  19. Выводы
  20. Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах
  21. Возможны ли другие причины прекращения разрешения на строительство?
  22. Вопрос-ответ
  23. Как получить разрешение на строительство дома
  24. Почему нельзя строить без разрешения
  25. Категории земель, на которых можно строить
  26. Документы, необходимые для получения разрешения
  27. Порядок выдачи разрешения
  28. В каких случаях разрешение не требуется
  29. Что делать если разрешение не выдают

Не дают разрешение на строительство. Решение есть!

Что делать, если администрация не дает разрешение на строительство?

Часто граждане, которые совершали попытки самостоятельно получить необходимые для возведения дома документы, сталкиваются с определенными трудностями. «Мне не дают разрешение на строительство, что делать?» Этот вопрос беспокоит каждого из них. Для поиска верного решения важно найти профессионала с большим опытом урегулирования подобных ситуаций.

Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:

  • Представленная заявителем документация не отвечает положениям ГПЗУ: выявлены несоответствия между фактическими характеристиками объекта и возможными видами разрешенного использования земли под ним, в процессе размещения постройки были нарушены минимальные значения отступов, строение располагается в ограничительной зоне. Эта причина является наиболее распространенной для вынесения отказа в выдаче разрешения на строительство на землях ИЖС.
  • В проектной документации отсутствуют обязательные разделы.
  • При проведении экспертизы проектной документации возникли определенные сложности. Например, законодательство обязывает проводить экспертизу для объекта с такими характеристиками, а положительное заключение у заявителя отсутствует.
  • Запланирована реконструкция индивидуального жилого дома, а один или несколько правообладателей выступают против подобных мероприятий.
  • Отсутствует полный комплект документации, необходимой для совершения действий с объектами культурного наследия или постройками, расположенными в пределах исторических поселений.

Как действовать, если вы получили отказ?

Рядом законодательных норм определена процедура обжалования случаев, когда в местной администрации не дают разрешение на строительство. Вынесенное уполномоченной инстанцией решение можно оспорить в досудебном порядке или через обращение в судебный орган.

Отказ можно с уверенностью считать незаконным, если заявителем были предоставлены все требуемые законодательством бумаги, а представители администрации не дали обоснования своему отрицательному решению. В любых случаях, помимо шести, перечисленных выше, вынесение неудовлетворительного решения местной администрацией можно считать незаконным и оспаривать.

При досудебном разрешении проблемы заявитель направляет в местную администрацию официальное письмо с требованием о признании действий конкретного уполномоченного сотрудника противоречащими законодательным нормам. Чтобы признать действия руководства противоречащими законодательным нормам, следует обращаться в представительство местной администрации.

Руководство районной администрации рассматривает заявки об оспаривании отказов в выдачеразрешений на строительство в течение пяти рабочих дней. Помимо самого заявления, уполномоченное лицо внимательно изучает основания, которыми аргументировала отрицательное решение местная администрация.

Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:

  • вынесение отказа и подробное описание мотивации для принятия подобного решения;
  • принятие требований заявителя во внимание с последующей отменой решения местной администрации и вменением уполномоченному лицу обязанности выдать разрешение на строительство в определенные сроки.

Если у гражданина возникают сомнения по поводу адекватности результатов рассмотрения заявления, то действия руководства инстанции могут быть обжалованы через вышестоящее руководство. В данном случае. Проверка содержащейся в жалобе информации будет носить коллегиальный характер.

После рассмотрения претензии специальной коллегией, заявитель получит подробный письменный ответ.

На практике становится очевидно, что механизмы досудебного разрешения проблемы являются более доступными для населения. Если результаты подобных мероприятий не удовлетворяют заявителя, он имеет возможность обратиться в судебную инстанцию в поисках справедливости.

Заявителю вовсе не обязательно начинать урегулирование конфликта с досудебной стадии. Если он придерживается соответствующей позиции, обжалование может сразу происходить в рамках судебного заседания. Чтобы предъявить требования и получить шанс на их удовлетворение, важно корректно установить ответчика.

Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году

2018 год не внес существенных изменений в практику выдачи отказов в предоставлении разрешения на строительство. Правовые основы предоставления разрешений на строительство жилых объектов приведены в статье 51 ГрК РФ. Определенные изменения начнут действовать с 2021 года

П. 18 ст. 1 вступает в силу с 01.01.2021.

18) статью 51 дополнить частью 3.2 следующего содержания: “3.2.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).”;

В текущем году прекращает свое действие так называемая «дачная амнистия». Разрешение не требуется для объектов, возведенных до указанной даты, при условии, что заявитель успеет подать документы на государственную регистрацию.

В подобных случаях в качестве единственной бумаги, подтверждающей создание жилой постройки и содержащей ее детальное описание, будет выступать экземпляр кадастрового паспорта. Если же документы на регистрацию будут направлены позже 1 марта 2018г.

, то отсутствие разрешения на строительство станет серьезной преградой для успешного прохождения процедуры. Само разрешение превратится в необходимый документ, отказаться от получения которого уже не представляется возможным.

В прочих моментах, процедура выдачи разрешения на возведение капитальных жилых построек будет практически идентична прошлым годам.

Профессиональная помощь

Если вы столкнулись с предоставлением отказа в выдаче разрешения на строительство и не знаете, как урегулировать ситуацию, мы будем рады вам помощь.

Профессиональные сотрудники нашей компании обладают колоссальным опытом в урегулировании подобных конфликтов.

Мы не боимся самых сложных дел и готовы оказать профессиональную помощь даже тем клиентам, которые уже получили отказ в местной администрации. Об услуге можно почитать – тут

Посетите первую бесплатную консультацию у ведущих специалистов нашей компании уже завтра. Оставьте заявку через наш сайт, и мы сами перезвоним вам, чтобы назначить встречу. После детального изучения документации представитель компании подготовит экспертное заключение о перспективах выдачи разрешения на строительство в конкретном случае.

На всех этапах получения необходимой документации мы сопровождаем своих клиентов, чтобы уберечь от возможных ошибок. Колоссальный опыт взаимодействия с административными структурами позволяет оперативно находить выход из сложившейся ситуации и исправлять недочеты, допущенные ранее клиентом или другим специалистом.

Чем опасны многочисленные попытки самостоятельно урегулировать ситуацию? Отсутствие минимального багажа профильных знаний и всей необходимой документации каждый раз приводит заявителя к получению отказа.

В результате, вы теряете финансы и еще более ценный ресурс под названием время. Взаимодействие с профессионалами из нашей компании позволит установить справедливость в рекордные сроки, что немаловажно для многих наших клиентов.

Все о разрешении на строительство ИЖС

Статистика проведенных работ по получению разрешения на строительство в период 2016-2018 год

Год Количество Взялись после отказа Решение положительное в досудебном порядке Решение положительное в судебном порядке
20161472313215
2017265482587
20183212320

Отзывы наших клиентов

Для этой статьи мы отобрали несколько отзывов за 2017-2018 год. Клиенты, которые обратились к нам после отказов в получении разрешения на строительство:

Сканированное изображение (Кликабельно) Текст отзыва
Ф.И.О: Семенцов Роман Аркадьевич Дата заключения договора: 23 ноября 2017г Дата завершения договора: 15 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь в отказе выдачи разрешения на строительство, полное оформление дома. До обращения к вам, меня сильно подвела другая компания и не вернула деньги. Доверие было на нуле, но ваш метод работы, поэтапная оплата постепенно возвращали меня к уверенности, что есть еще профессионалы, поскольку думал, что дом уже под снос или будут штрафы. Весь интернет об этом говорит, но теперь я спокоен.
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком
Ф.И.О: Доценко Роман Олегович Дата заключения договора: 14 ноября 2017г Дата завершения договора: 01 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли решили вопрос с отказом в разрешении на строительство, оформили дачу. Хорошее. Звонили, извещали и держали в курсе. Менеджерам спасибо. Что понравилось: все ок. Что не понравилось: много подписывать документов.
Ф.И.О: Землянская Марина Сергеевна Дата заключения договора: 10 декабря 2017г Дата завершения договора: 16 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь при отказе при согласовании с аэропортами и отказ в разрешении на строительство. Обратилась в компанию в «Мосземком», чтобы заказать разрешение на строительство. Очень тщательно подошли к делу. Проконсультировали, рассказали какие проблемы могут возникнуть. Подписали договор, начали делать. Оказалось, что в конце декабря нужно делать согласование с аэропортами. Специалисты сразу же связались со мной и объяснили очень подробно что и как нужно делать. Сначала получила отказ (не зная про аэропорт), потом в связи с этим, специалисты «Мосземком» помогли грамотно и правильно подать документы. Выражаю огромную благодарность. Что понравилось: отзывчивые сотрудники, помогают и консультируют на всех этапах.
Ф.И.О: Пропелов Николай Викторович Дата заключения договора: 04 ноября 2017г Дата завершения договора: 23января 2018г Вид оказанных услуг: помощь в получении разрешения на строительство в г. Химки. Из множества компаний, именно вы согласились решить мою проблему с аэропортами. Пытался сначала сам согласовать с Шереметьево, но самому нереально. И слава Богу я нашел вашу компанию! Поэтому я вам искренне благодарен! Что понравилось: полное разъяснение ситуации и в ходе выполнения работы отзванивались на каждом шагу и держали в курсе.
Ф.И.О: Акритин Егор Олегович Дата заключения договора: 15 декабря 2017г Дата завершения договора: 28 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли было выполнено согласование с аэропортами и выдача разрешения на строительство. Нужно было получить разрешение на строительство, но получив градостроительные план земельного участка я наткнулся на согласование с аэропортами… И тут процесс получения разрешения просто встал. Тогда я и решил обратиться к вам за помощью. Компания «Мосземком» получила разрешение на строительство всего за 3 месяца, включая аэропорты. Говорю вам, СПАСИБО! Что понравилось: срок выполнения.
Ф.И.О: Салантьев Виктор Афанасьевич Дата заключения договора: 30 ноября 2017г Дата завершения договора: 02 марта 2018г Вид оказанных услуг: согласование с аэропортом Домодедово. Столкнулся в процессе получения разрешения на строительство с проблемой согласования с аэропортом Домодедово. Что понравилось: сотрудник Александр уверил, что могут согласовать необходимые документы с аэропортом- не обманул. Все в срок.
Ф.И.О: Володин Алексей Иванович Дата заключения договора: 28 ноября 2017г Дата завершения договора: 26 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли разрешение и узаконивание строений. Получали разрешение на строительство и ставили на учет баню. Всплыло согласование с аэропортом Черное. Ребята оперативно согласовали и поставили дома на учет. Что понравилось: быстро и за вменяемые деньги. Что не понравилось: сюрприз с «Черным», но ребята оказались ни при чем и помогли.
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком

по теме: Никитин “получение разрешения на строительство по стране должен занимать не более ста дней”. Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

онлайн заявка

Источник: https://moszem.com/ne-daut-razreshenie-na-stroitelstvo/

Отказ в разрешении на строительство: что делать в этой ситуации?

Что делать, если администрация не дает разрешение на строительство?

10.08.2016

Разрешение на строительство – бумага, которая имеет юридическую силу и подтверждает, что переданная на проверку документация по проекту соответствует действующим требованиям. Наличие на руках разрешения открывает застройщику пути для начала работ по возведению объекта.

Но практика показывает, что не всегда у строительной компании проходит все гладко. При определенных нарушениях уполномоченная инстанция дает отказ в выдаче разрешения на строительство.

Чем он вызван? Что делать в такой ситуации? Может ли помочь в решении вопроса судебная инстанция?

Общие положения

По законодательству застройщик обязан получать разрешение при возведении крупных объектов – гидротехнических сооружений, сооружений космической инфраструктуры, зданий, возводимых (реконструируемых) в пределах природоохранной территории и так далее. Вопрос выдачи документа решается в одной из уполномоченных структур, среди которых:

  • Федеральный орган (если возведение объекта планируется на наделах земли двух и более субъектов РФ).
  • Структура исполнительной власти на местах (субъекта РФ). Такие организации подключаются в случае, когда сооружение возводится (реконструируется) на участке двух или большего числа региональных образований.
  • Орган местного управления – если речь идет о возведении (капремонте) объекта, находящегося на участке двух и более поселений.

После получения заявления на предъявление разрешения инстанция проводит следующие работы:

  • Проверяет, насколько предоставленные документы соответствуют законодательству и требуемому перечню. При наличии нарушений уже на этом этапе проверяющий орган может признать несоответствие бумаг и дать отказ в предъявлении разрешения (об этом ниже).
  • Проводится проверка, насколько план участка и проект соответствуют требованиям градостроительной схемы земельного надела.
  • Передается разрешение, позволяющее начать процесс возведения объекта, или выдается отказ в предоставлении такового.

  Девять шагов – и все разрешения на руках

С первого взгляда все прозрачно. Но в практической сфере решение об отказе часто является незаконным. В такой ситуации единственный выход – оспаривание решения уполномоченного органа и подача иска в суд. Но при подаче иска стоит придерживаться утвержденной формы и постараться лично проанализировать основания, ставшие причиной отказа.

В каких случаях возможен отказ?

Чтобы понять, законным или незаконным является отказ уполномоченной структуры, стоит знать варианты, при которых такое развитие ситуации является возможным. Итак, основания могут быть следующими:

1.   При выдаче разрешения на возведение объекта заявители часто допускают серьезные ошибки, что вынуждает уполномоченные органы возвращать бумаги для корректировки.

Одна из главных причин – отсутствие соответствующих прав у застройщика (заявителя) на получение рассматриваемой бумаги.

Так, по законодательству в роли заявителя может выступать только застройщик (физическое или юрлицо), осуществляющее строительство (восстановление) объекта на определенном земельном участке.

Но это лишь одна из причин отказа. На самом же деле их может быть еще несколько:

  • Возводимое сооружение находится в полном или частичном несоответствии с требованиями градостроительного плана в отношении надела земли. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, то отказ возможен при несоответствии нормам проекта межевания и планировки участка. К слову, большая часть исков подается именно в случае таких пояснений уполномоченных структур.
  • Возводимый объект капстроительства не соответствует тем нормам и требованиям, которые указаны в разрешении на возведение объекта.
  • Параметры возводимого (восстанавливаемого) здания не соответствуют тем показателям, которые прописаны в рабочем проекте.
  • Застройщик частично или в полном объеме не выполнил требования ГрК РФ, а именно указания, прописанные статье 51, части 18.

  Разрешение на строительство объекта ИЖС

Стоит отметить, что упомянутый список оснований для отказа является полным. Если же уполномоченная структура отказывает по какой-либо иной причине, то такое решение является незаконным.

При этом застройщик имеет право подать иск в суд и оспорить отказ в утвержденном на законодательном уровне порядке. Главное, чтобы перед глазами была форма составления документа.

В противном случае есть вероятность неприятия иска уже судебной инстанцией.

2.   На этапе предоставления госуслуги. Бывают ситуации, когда застройщик обращается за разрешением на строительство, но ему отказывают уже на этапе предоставления услуги. Причины чаще всего в следующем:

  • Если речь идет о выдаче разрешения, то отказ может быть обусловлен отсутствием права у заявителя на получение соответствующей услуги, передача неполного пакета или несоответствующих бумаг действующим требованиям.
  • При продлении разрешения отказ может быть обусловлен отсутствием у обратившейся стороны права на получение услуги, а также в случае отсутствия начала строительных работ до завершения срока передачи заявления о продлении периода действия разрешения на возведение объекта.

Если приводятся иные причины отказа, то решение также является незаконным. Но в вопросе предоставления госуслуги нарушения встречаются редко.

Что делать в случае отказа?

Если уполномоченная структура отказала в выдаче разрешения, то есть два пути:

  • Устранить имеющиеся недостатки и попытаться получить разрешение повторно.
  • Подать иск в суд по существующей форме и потребовать признания такого решения незаконным.

Если выдающая разрешение структура действовала на законных основаниях, а обоснование отказа выполнено с учетом норм законодательства, то застройщику остается только один путь – исправить существующую ситуацию.

Но что делать, если решение явно противоречит закону или же объяснение уполномоченной структуры носит слишком «размытый» характер? В таком случае застройщик (заявитель) вправе подать иск, форма которого подразумевает включение в документ следующей информации:

  • Адресат судебной инстанции, в которую подается иск. Здесь точно прописывается не только название суда, но и город, индекс, улица и дом.
  • ФИО заявителя, его контактный номер телефона, а также фактический адрес, по которому проживает лицо.
  • Данные о заинтересованном лице. Иск в обязательном порядке должен содержать наименование органа, действия которого подлежат обжалованию. Также указывается юридический адрес второй стороны (если он известен).
  • Пояснение ситуации. Далее заявитель должен изложить ситуацию – указать место нахождения участка, особенности возводимого здания, название отказавшей организации и указать причины, по которым заявление было отклонено. Чем больше информации содержит иск, тем выше вероятности его принятия судом. Если имеют место дополнительные  обстоятельства, то они также должны быть изложены.
  • Просьба признать решение определенного органа  незаконным. Здесь же стоит указать номер документа и дату его выдаче. Не лишним будет продублировать адрес здания, разрешение на строительство которого не было выдано уполномоченным ураном. Далее в иске приводится требование к уполномоченной структуре выдать разрешение на строительство объекта по определенному адресу.
  • Приложение. Далее существующая форма подразумевает приложение минимального пакета документов – копии заявления и паспортов заявителя, копии документов, которые подтверждали бы доводы заявителя, и копию отказа.

Итоги

Отказ в выдаче разрешения – еще не основание опускать руки и прекращать строительство. Что делать в такой ситуации, рассмотрено выше. При этом не стоит оформлять исковое заявление в суд. Если правда за застройщиком и форма документа соблюдена, то вероятность выигрыша высока.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

(0 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/otkaz-v-razreshenii-na-stroitelstvo-chto-delat-v-etoj-situacii/

Выданное с нарушением закона разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительство через суд

Что делать, если администрация не дает разрешение на строительство?

Прежде чем построить объект, застройщику необходимо решить земельный вопрос. Если участок находится в собственности муниципалитета, его можно взять в аренду или выкупить. Когда земля оформлена, самое время собирать документы для получения разрешения на возведение объекта, которое по муниципальным участкам также готовится местной администрацией.

Для получения заветной бумаги необходимо собрать серьезный пакет документов, в том числе подтвердить свое право на использование участка. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор аренды застраиваемого участка и т.п.

Если все документы в порядке, то в установленные сроки выдается разрешение, позволяющее компании начать стройку. Но на этом этапе достаточно часто встречаются ситуации, когда администрация отменяет ранее выданное разрешение в связи с наличием при его принятии серьезных нарушений закона. В таких случаях единственный выход — идти с жалобой в суд.

Так случилось с одной компанией города Златоуста.

Жалоба на действия городской администрации, отменившей свое разрешение на строительство, была признана правомерной первой, апелляционной и кассационной инстанциями.

Муниципалитет отстаивал свою позицию до последнего, дело дошло до Верховного суда РФ. Он указал, что нижестоящие суды неправильно применили нормы права, и дело вернулось 24 апреля 2018 г. к началу своего пути.

Обстоятельства судебного спора и этапы его прохождения по инстанциям

Златоустовская администрация (далее — Администрация) в мае 2014 г. распорядилась передать в аренду Обществу земельный участок с целевым назначением «для организации отдыха населения». Участок имел площадь 30 тыс. кв. м и располагался на землях населенных пунктов. Муниципалитет подготовил соответствующий договор и передал Обществу участок в аренду для указанных в распоряжении целей.

Через три месяца Администрация внесла в документ изменения, поменяв целевое назначение участка на «строительство объектов для организации отдыха населения». В указанной части стороны внесли дополнения в договор в сентябре 2014 г.

Общество в этом же месяце обратилось в муниципалитет с просьбой изменить Генплан города и План землепользования и застройки. В заявлении компания указала на необходимость замены лесной зоны на зону, предназначенную для коттеджной и усадебной застройки в отношении арендованного участка.

Заявление было рассмотрено комиссией, итоговый протокол Администрация утвердила своим распоряжением в октябре 2014 г.

Через месяц было издано постановление, которым назначены публичные слушания по изменению карты градостроительного зонирования города.

После завершения слушаний Собрание депутатов утвердило измененный Генплан и Правила землепользования. Зона для коттеджной застройки была увеличена за счет предоставленного Обществу участка.

В марте 2015 г. Администрация утвердила градостроительный план для участка с указанием в нем вида разрешенного использования — для постройки объектов под организацию отдыха населения.

Разрешение на строительство Общество получило в августе 2015 г. сроком действия на один год. Однако в марте 2016 г. Администрация отменила его из-за допущенных нарушений при выдаче.

Не согласившись с распоряжением Администрации об отмене разрешения на строительство (далее — распоряжение), Общество обжаловало его в арбитраж.

Итогом рассмотрения иска стало решение АС Челябинской области от 25.02.2017 г. о признании недействительным спорного распоряжения.

Жалоба, поданная Администрацией в апелляцию, а затем — в кассацию, не изменила решения суда первой инстанции. Последней инстанцией в данном деле являлся Верховный суд РФ. Дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по экономическим спорам 16 марта 2018 г., которая усмотрела в выводах нижестоящих судов нарушения материального права.

Какими нормами руководствовались нижестоящие суды?

Как было указано в решениях, в спорном акте не имелось указания, на каком из оснований, перечисленных в п. 21.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), Администрация решила отменить выданное разрешение на строительство. Указанное, по мнению судов, привело к нарушению изданным распоряжением прав Истца в экономической сфере.

Суды указали, что вопросы, связанные с порядком предоставления Обществу участка, необходимо было решать при заключении договора аренды и оформления градостроительного плана участка. Так как договор и допсоглашение к нему прошли госрегистрацию в реестре недвижимости, суды признали незаконным принятие Администрацией спорного распоряжения.

Муниципальный участок под застройку передается в аренду только через открытые торги

Правила передачи участков, принадлежащих государству или находящихся в муниципальной собственности, отражены в статьях 30-32 ЗК РФ. Соблюдение процедуры, прописанной в законе, обеспечивает справедливое и эффективное распоряжение собственностью.

Из документов следовало следующее:                                                    

  • Спорный участок поставлен государством на кадастровый учет в 2014 году.
  • Муниципалитет передал землю Обществу для целей, отличных от строительства, в связи с чем проведение торгов не требовалось.

Но нижестоящие суды не учли, что процедура передачи участка под застройку связана с применением иных правил.

Таким образом, заключая допсоглашение об изменении назначения земли, стороны фактически попытались обойти законодательство и оформить арендные отношения без проведения публичных торгов.

Кроме того, судьи не отразили свое мнение относительно довода Истца о том, что в арбитраже находилось иное дело, связанное с недействительностью спорного распоряжения. В АС Челябинской области обратился областной прокурор к Администрации и Обществу с требованием о признании распоряжения недействительным и другими сопутствующими заявлениями, вытекающими из правоотношений сторон.

Причина возврата дела на повторное рассмотрение

Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).

Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.

Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе.

На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст.

85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.

Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.

Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.

Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.

Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.

Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.

В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.

Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.

Выводы

Отмена разрешения на строительство возможна только по указанным в ГК РФ основаниям. Но в правоприменительной практике встречаются случаи, когда решение муниципалитетом было принято незаконно.

В таких случаях ни одно из прописанных в Кодексе оснований не подходит к возникшей ситуации. В таком случае муниципалитет может сослаться на предоставленное ему законом право самостоятельной отмены ранее принятых актов, если они были выданы с нарушением.

Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах

Уполномоченный орган может отозвать только тот ненормативный Акт, который не соответствует действующему Законодательству.

В ч.21.1 ст.51 ГК РФ даны снования, которые могут послужить причиной для прекращения разрешения на строительство:

  • право собственности или иное право на участок земли, на котором осуществлялось строительство, прекратилось в принудительном порядке. К этому условию относится и изъятие земли для государственных нужд;
  • отказ от права собственности или иного права на землю;
  • физическое или юридическое лицо произвело процедуру расторжения договора аренды, дающего право пользования землей;
  • было прекращено право пользования недрами, если разрешение выдавалось на осуществление строительства или реконструкции объекта на участке, который был предоставлен пользователю недр и необходимом для проведения работ, касающихся использования недр.

Как показывает практика, уполномоченный орган вправе отозвать разрешение, если были обнаружены существенные нарушения в процессе его выдачи. Этому могут послужить следующие причины:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на землю;
  • истек срок договора аренды на землю;
  • несоответствие вида разрешенного использования земли;
  • в проектной документации отсутствуют определенные разделы, что приводит к несоответствию документа положению о составе проектной документации;
  • нарушение санитарных норм в процессе проектирования;
  • в результате экспертизы проектной документации было принято отрицательное решение;
  • нарушена процедура выдачи разрешения.

Возможны ли другие причины прекращения разрешения на строительство?

Неоднозначный ответ дает практика Арбитражных Судов. С одной стороны в ГК дан полный перечень обстоятельств, позволяющих отозвать разрешение. При его прекращении уполномоченный орган должен ссылаться на установленные законом конкретные обстоятельства.

Есть иная позиция: нарушение норм ст.51 ГК позволяет отозвать разрешение независимо от других причин, перечисленных в п.21.1 вышеуказанной статьи. При таком решении арбитражные суды ссылаются на специальные основания, которые указывают на правомерность отзыва разрешения, если впоследствии возникли причины, которые препятствуют строительству. 

Вопрос-ответ

Вопрос: “Может ли администрация отменить выданный градостроительный план земельного участка?”

Ответ: Не исключено, что орган местного самоуправления может принять решение об отмене выданного ГПЗУ. 

Утвержденный проект планировки территории рассматривается в каждом случае отдельно.

Также нужно понимать – подобный акт не является нормативно-правовым документом, поэтому может быть оспорен при обращении в Арбитражный Суд со ссылкой на гл. 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ, а именно руководствуясь ст. 198-200.

Спор в Суде рассматривается и с учетом положений Градостроительного Кодекса РФ, где четко прописаны правила регулирования градостроительных отношений.

Отзыв выданного разрешения на строительство, то есть аннулирование ГПЗУ, нарушает законные права и интересы физического или юридического лица.

Но объективной причиной подобной отмены может быть нахождение участка на границе с объектом культурного наследия. Также причиной может послужить незаконная выдача разрешения.

Как вариант, могут быть приняты к сведению возражения жителей близлежащих домов относительно планируемой застройки.

Вопрос: “Имеет ли право администрация отменить разрешение на строительство без участия суда?”


Ответ: Статья 51 Градостроительного кодекса РФ, точнее пункт и подпункты 21, говорят на каком основании и как предусмотрено прекращение разрешения на строительства. В статье определено следующее:

Тот, кто выдал разрешение на строительство, имеет полное право его отозвать, ссылаясь на пункты статьи приведенной выше.

Администрация или иные органы, уполномоченные в выдаче разрешения, имеют полное право отозвать разрешение на строительство без привлечения суда.

К примеру, создается приказ, который отменяет действующее разрешение на строительство, но опять же ссылаясь на статью закона.

Встречаются случаи, когда разрешение получено и большая часть объекта уже построены, а возможно уже завершено само строительство, но администрация отзывает разрешение.

В таком случае необходимо сначала получить официальный отказ, Вам выдадут копию приказа или второй экземпляр и с ним уже нужно будет обратиться в суд. Как правило, если нарушения незначительны или их можно устранить без сноса постройки, то суд всегда на стороне истца.

В любом случае, администрация может только отозвать разрешение на строительство, а вот вопрос о сносе решает уже суд.

Количество показов: 1590

20.03.2019

Источник: https://ce-na.ru/articles/obshchiy-razdel/razreshenie-na-stroitelstvo-vydannoe-s-narusheniem-zakona-dolzhno-byt-otmeneno/

Как получить разрешение на строительство дома

Что делать, если администрация не дает разрешение на строительство?

Давно сложилось и является устойчивым мнение, что получение разрешения на строительство дома – это очень сложное, многоходовое мероприятие, требующее сбора большого количества документов, потерю времени для хождения по многочисленным инстанциям, возможность отказа по непонятным для заявителя причинам.
На самом деле получение разрешения на строительство дома не такая уж сложная процедура. Она регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса и занимает всего 10 дней с момента подачи пакета документов, необходимых для получения разрешения, до выдачи документа установленного образца.

Почему нельзя строить без разрешения

Объекты ИЖС, возведенные без получения разрешения, считаются самовольной застройкой. Их узаконивание – длительный процесс, с далеко неоднозначным финалом. Многие из жилых строений не могут быть узаконены ни при каких условиях.

Помимо затрат на приобретение строительных материалов, оплату труда строительных рабочих, подключение коммуникаций электро и водоснабжения, которые собственник понесет возводя дом, он в любой момент рискует лишиться всех своих вложений и понести дополнительные расходы на снос незаконно возведенного дома и утилизацию строительного мусора.
Следует помнить, что самовольно возведенное строение не подлежит страхованию на случай пожара, наводнения или иного стихийного бедствия. Владельцу такого дома не предоставляется государственная поддержка в случае стихийного бедствия. А в случае сноса незаконно возведенного строения (дома) не производится денежной компенсации или предоставления жилой площади взамен снесенной.

Категории земель, на которых можно строить

Перед тем, как озадачиться получением разрешения на строительство жилого дома обладателю земельного участка (или тому, кто только планирует его приобрести) в первую очередь необходимо узнать, к какой категории земель относится участок, на котором планируется воздвигнуть дом.

Больше всего недоразумений возникает когда по незнанию, или поддавшись уверениям недобросовестного продавца земельного участка, пытаются получить разрешение для ИЖС на землях, предназначенных для ведения КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства).

Заманчивые виды бескрайних прерий, засаженных колосящейся пшеницей и стадами пасущихся коров, в центре которых возвышается ранчо – это не про Россию. Парадокс заключается в том, что на землях КФХ нельзя вести жилищного строительства.

Поэтому, если вы приобретете в собственность несколько гектаров на берегу живописной речки, недалеко от леса и решите возвести на своих землях «родовое гнездо» – у вас ничего не получится. Или получится, но незаконно.

Проблемы с переводом земель одной категории в другую – старинная проблема, о которую споткнулись в судах множество фермеров.  Не зная (или не различая) категории земель они не учитывали того что земли для ведения КФХ могут быть сельскохозяйственного назначения (вне поселений) и для КФХ в пределах поселений, на которых строительство жилых домов разрешается.

Поэтому, приобретая участок и подготавливая документы для получения разрешения на строительство, убедитесь, что вам не откажут в силу того, что земли не предназначены для застройки.

Документы, необходимые для получения разрешения

Для получения разрешения в орган, выдающий разрешение, а таковым является администрация местного органа управления, на территории которого расположен участок под ИЖС (отдел архитектуры) необходимо предоставить всего три документа:

  • Правоустанавливающий документ на земельный участок;
  • Градостроительный план земельного участка;
  • Схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Правоустанавливающим документом, подтверждающим то, что именно вы являетесь законным владельцем участка, могут быть: • Договор купли-продажи уже находящегося в собственности участка.

Он может быть приобретен как у физического так и у юридического лица; • Приобретение участка у лица, получившего землю под ИЖС бесплатно, в рамках программы для многодетных семей или других льготных категорий граждан; • Договор аренды участка под ИЖС заключенный по результатам торгов (аукциона) с местной администрацией.

• Земельные участки так же могут перейти в собственность в результате дарения или по наследству.

Порядок выдачи разрешения

Указанные документы предоставляются в виде ксерокопий с предъявлением подлинников документов. Если документы подаются в письменном виде через МФЦ (многофункциональный центр) или непосредственно представителю администрации муниципального района, то нотариального заверения не требуется.

Сам работник ответственный за работу с этими документами уполномочен удостоверять их подлинность. С 2017 года предусмотрено, что эти документы могут быть направлены в адрес МФЦ в электронном виде.

  Считается, что каждый из представляемых документов должен находиться в единой базе Росреестра прав на недвижимость. И только в случае их отсутствия в базе орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, может потребовать предоставления документа на бумажном носителе.

На рассмотрение заявления и проверку соответствия представленных документов требованиям п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченному органу отводится 10 дней (рабочих).

Если в течение этого срока не будет выявлено никаких нарушений в порядке оформления предоставленных документов, выдается разрешение на строительство. Его можно получить непосредственно в администрации муниципального образования, либо в МФЦ, через который подавалось заявление.

Ст. 51 прямо указывает, что требовать какие-либо дополнительные документы, помимо указанных в п. 5 запрещается.

Неправомерен отказ мотивированный тем, что орган, уполномоченный на выдачу разрешения, не получил какой-либо документ, не перечисленный в списке. Выдача разрешения на строительство осуществляется бесплатно. Никакой платы или пошлины за оформление самого документа не взимается.

Срок действия разрешения составляет 10 лет. В случае, если за этот период собственник участка под ИЖС не успеет воздвигнуть жилое строение по его заявлению этот срок может быть продлен.

В каких случаях разрешение не требуется

Разрешение на строительство требуется только для возведения капитальных объектов, предназначенных для проживания. Так как законом предусмотрено, что на одном участке, принадлежащем одному собственнику, может быть возведено только одно жилое строение не выше 3-х этажей и общей площадью не более 1500 кв. м.

, то в выдаче разрешения на строительство второго жилого дома на этом же участке будет отказано.

Но зато абсолютно без каких-либо разрешений, собственник участка, уже имеющий разрешение на строительство дома может беспрепятственно возводить: • Бани; • Гаражи; • Навесы, беседки; • Теплицы; • Подсобные помещения для скота;

• Реконструировать уже построенный дом таким образом, чтобы изменения не затрагивали несущих конструкций и в результате реконструкции общая площадь не превысила предельно разрешенную.

Что делать если разрешение не выдают

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство могут быть только изъяны в предоставленных документах (технические ошибки, подделка) либо несоответствие категории земель, на которых расположен участок, задачам ИЖС – земли лесного, сельскохозяйственного КФХ, водного и др. фондов.

При выявлении ошибки в оформлении предоставленных документов необходимо в указанный в отказе срок (отказ – всегда в письменной форме!!!) устранить их.  В случае несоответствия категории земель – попытаться перевести их в другую категорию, на которой разрешено ИЖС.

Но это очень длительный процесс и минимальные шансы на успех.  Если вы считаете, что отказ был неправомерным, а представленные документы не содержат ошибок – его следует обжаловать в суде (районном) по месту нахождения администрации муниципального образования.

Получение собственно разрешения на строительство – совсем не сложная процедура.

Мнение о том, что необходимо обойти множество инстанций и потратить уйму времени – происходит от того, что в совокупности с получением разрешения обычно рассматривают и все сопутствующие оформлению земельного участка под ИЖС действия. Начиная от заключения договора купли-продажи (аренды) участка до государственной регистрации объекта недвижимости в Росреестре.

 Какие документы нужны для оформления дома 

 Как узаконить самострой (до 2018 г.) 

 Как получить землю под строительства дома на льготной и общей основе 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы. 

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

 Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Источник: https://jilishnik.ru/sdelki-s-nedvizhimostyu/item/138-kak-poluchit-razreshenie-na-stroitelstvo-doma

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: