Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

Содержание
  1. Ребенок ругается матом на уроке |
  2. Как вести себя, если ребенок ругается матом
  3.   Как вести себя, если ребенок ругается матом в 2 года
  4. Как вести себя, если ребенок ругается матом в 10 лет
  5. Почему дети матерятся в школе
  6. Ребенок матерится в школе что делать
  7. Ребенок ругается матом на уроке
  8. Как вести себя если ребенок ругается матом?
  9. Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе
  10. Средняя и старшая школа: подростки
  11. Чего делать не надо
  12. Что надо делать
  13. Нарушения правил должны пересекаться спокойно, но твердо
  14. Что делать если учитель унижает учеников. Обзывает, и ругается матом. | Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу
  15. Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?
  16. После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:
  17. На Алтае перед судом предстанет учительница, которая била учеников указкой
  18. Ребенок и бранные слова
  19. Почему дети обзываются
  20. Детская нецензурная брань
  21. Как реагировать
  22. Что делать жертве обзывательств
  23. Что делать, если ребенок матерится. Советы психолога
  24. Мифы о мате
  25. Психологический смысл мата
  26. Если ребенок матерится
  27. Чего делать нельзя

Ребенок ругается матом на уроке |

Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

Во время воспитания детей, многие семьи сталкиваются с различными проблемами. К примеру, родители усердно борются с вредными привычками, пытаются ребенка приучить к самостоятельности, рассказывают, что злость это плохо.

Только вот бывает и такое, что ребенок начинает ругаться матом. Сейчас, наверное, у кого уже выросли дети и те родители, которые прошли этот этап, вспоминают, как все происходило.

Только вот молодым мама и папам, чьи дети в данный момент ругаются матом, все же стоит сделать определенные выводы и проанализировать ситуацию.

Как вести себя, если ребенок ругается матом

Что делать если ребенок начал ругаться матом? Ну, скорее всего, для начала надо разобраться во многих нюансах, причинах и в самом ребенке. Можно сразу схватить ремень и отшлепать малыша, только вот поможет ли этот способ раз и навсегда.

Для начала стоит отметить возраст ребенка, потому как он составляет существенную разницу. Дело одно, когда ребенок матерится в 2 года, а другое когда в 10 лет. Хотя оба случая неприятны и меры все же принимать надо.

А теперь давайте наглядного примера разберем эти два возраста.

  Как вести себя, если ребенок ругается матом в 2 года

В два года ребенок только начинает разговаривать, хотя у некоторых уже и болтают дети вовсю. Только я сейчас имею ввиду не количество слов, которые они знают, а общее мышление.

Потому как если ребенок начинает ругаться матом в 2 года, то в большинстве случаев надо просто не обращать на это внимание.

Ребенок увидит, что нет никакой реакции  и запросто сможет сам избавиться от этой плохой привычки.

Тут берется во внимание не маты взрослого мужика со стройки, а все несколько «распространенных» слов.

Нив коем случае не надо просить ребенка повторить это слово, только лишь из за того что оно звучит весело или вам смешно. Сейчас вы посмеетесь, а вот дальше будет не до смеха.

Это все в общих чертах. Со временем я вернусь к этой теме, и опишу подробно каждый возраст, и как маты влияют на психику и мышление.

Как вести себя, если ребенок ругается матом в 10 лет

Между 2 годами и 10 большая разница, целых 8 лет, но не зря я отметила два этих возраста. Смотрите, в два года ребенок мал и впитывает как губка воспитание и поведение родителей, а в 10 лет, ребенок уже школьник и совсем не первоклассник.

В 3 и 4 классе дети уже «взрослые», у них появляются взрослые привычки. Контроль над ними не такой строгий и жесткий, как в детском саду или дома. И тут все начинается.

Если ребенок ругается матом в 10 лет, то, разумеется, одной беседой тут не обойдется. Вам придется практически ежедневно разговаривать на эту тему, а возможно даже и наказать. Наказание следует начинать с ограничения чего – либо, к примеру, ограничить просмотр телевизора или компьютерных игр. Или наоборот, дать почитать книгу и выставить сроки ее пересказа.

Почему дети матерятся в школе

Родителям в этой ситуации проще, а вот как вести себя, если ребенок ругается матом в школе или даже на уроке? Это полный кошмар.

Все воспитание детей идет из семьи, и если ребенок начал материться в 2 года, а родители просто смеялись и веселились, не принимая никаких мер, надеясь на то, что перерастет, то в 10 лет уже не до смеха должно быть.

Родители в воспитании детей, конечно, имеют больше рычагов воздействия, чем учителя в школе. На родителей ложится ответственность за культуру словесной речи детей.

  1. Первой причиной и самой распространенной, почему дети матерятся в школе, является – чувство взросления. Малыш, уйдя из домашних стен, просто на просто хочет казаться перед сверстниками взрослым, вот и употребляет матерные слова.
  2. Вторая причина почему дети матерятся в школе – негатив. Агрессивные и невольные чем – либо дети, прейдя в школу, начинают изливать свои мысли именно в метерном жанре.

Это две самые распространенные причины, почему дети ругаются матом в школе, по мнению школьных психологов.

Ребенок матерится в школе что делать

Что делать если ребенок матерится в школе, только вот кому делать, учителю или родителю. Если брать во внимание учителя, то у него нет таких полномочий, как у мамы с папой и ему сложнее в этой ситуации. Надо отметить, что школу посещают и неблагополучные семьи, а там и до родителей сложно что – то донести.

И все же задача педагога сделать запись в дневнике и провести беседу с мамой или папой, а вот родителям горе – малыша это игнорировать не стоит.

Я сама являюсь председателем родительского комитета и живу в 20 метрах от школы, мне, как и классному руководителю известно, поведение каждого ребенка в классе. Только вот любящие мамы не хотят и отказываются верить, что их ребенок матерится в школе и на уроке. И не всегда это неблагополучные семьи. Чаще всего звучит фраза – Я доверяю своему ребенку и он говорит, что такого не было».

Это хорошо, когда между детьми и родителями такие доверительные отношения, но только вот момент этот упускать нельзя и стоит прислушаться к педагогу и дома провести беседу.

Ребенок ругается матом на уроке

Что делать если ребенок матерится в школе, а если он вдобавок еще и на самом уроке сквернословит, это уже не есть хорошо.

Обычно, ругаться матом на уроке начинают дети в более старших классах, но и в начальных такая беда есть. Всем хочется казаться взрослым, но только со стороны это выглядит совсем не так.

Учитель обязан сделать запись в дневнике и вправе вызвать по телефонному звонку одного из родителей в школу. Если родители в течение трех раз не явились на беседу в школу, то это повод сходить к ним домой в гости социальному педагогу.

Уважаемые родители, старайтесь быть с вашим ребенком всегда уравновешенной и спокойной, и никогда грубостью не отвечать на грубость. Только доброжелательность и любовь помогут вам добиться результатов, но не крики и скандалы.

Как вести себя если ребенок ругается матом?

Помните, что дети учатся тому, что происходит у них дома. Прежде  чем воспитывать ребенка, начните с себя.

Если Вам понравилась статья и советы, то поделитесь ею в социальных сетях, возможно этим вы кому то поможете. Спасибо.

 С Вами была Нина Кузьменко и «Почему дети матерятся в школе».

Как избавиться от чувства злости

Почему ребенок агрессивный

Детская самостоятельность

Как надо воспитывать ребенка

Ребенок левша молиться или смириться

Чему теперь учат в школе. Часть 1

Источник: https://detkisemya.ru/pochemu-deti-materyatsya-v-shkolehtml

Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе

Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова.

Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Можно попросить родителей поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах.

Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова.

Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет.

Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».

Чего делать не надо

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

Бессмысленно также праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной.

Что надо делать

Удерживать взрослую позицию. Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции. Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения.

Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила.

Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики. Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима».

Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор.

В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.

Помогать формировать коммуникативные навыки. О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве.

Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку.

Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми.

Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания. Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры.

Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации. Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение.

Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители.

Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе.

Купить

Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом.

Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя».

Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.

Нарушения правил должны пересекаться спокойно, но твердо

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу. Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах.

Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах.

«Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkola-bez-mata-profilaktika-ispolzovaniya-detmi-nenormativnoj-leksiki-v-shkole/

Что делать если учитель унижает учеников. Обзывает, и ругается матом. | Зеленоград ИНФО – ещё ближе к городу

Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

ПРИШЛИТЕ ФОТО и ВАМ ЗАПЛАТЯТ!
(условия размещены ниже)

Что делать, если учитель систематически обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные, или на хорошую ученицу: “Ты безмозглая”?
Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? 
Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников?

Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этому вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

  1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
  2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

На Алтае перед судом предстанет учительница, которая била учеников указкой

Объявляется конкурс: “Пришли фото – получи деньги”:
Наш спонсор пришлёт на телефон или другой электронный кошелёк от 50 до 500 рублей любому, кто пришлёт “хорошую” фотографию про неадекватные действия преподавателей в отношении учеников, в школах Зеленограда.
Шлите видео, где учитель ругается матом, о применении физической силы в отношении учащихся.

Не замалчивайте и не идите на поводу у учителей и других пытающихся это “замять”, это не среда обитания, это не взрослый – подрастающий организм – огрубеть он ещё успеет!

Под фотографией должно быть Ф.И.О. изображенного на фотографии преподавателя и номер школы.
Ваша подпись не нужна, но если будет желание – подпишитесь.

По итогу, в конце года мы разыграем приз за лучшие 3-и фотографии.
Призовые деньги будут за одну фото до 1000 рублей.

(после фотографии отвечающей требованиям конкурса, Вы получаете половину суммы – пишите отзыв и получаете вторую половину)

Фотографии можно присылать в виде сообщения:
тел.8(985)200-00-04
Вайбер, Вацап, Сигнал, Телеграмм, Инстаграмм,
https://.com/autologachh – Сергей Загаров

Какая реакция у людей на подобного рода информацию: https://.com/autologachh?w=wall377894887_489

Рассказываете об этом на своих страницах, не будьте равнодушными – нажимайте соц.сети которые находятся ниже, и эта новость будет доступна Вашим знакомым

Источник

Источник: https://xn----7sbifcamovvfggw9d.xn--p1ai/srochno-v-nomer/chto-delat-esli-uchitel-unizhaet-uchenikov-obzy-vaet-i-rugaetsya-matom.html

Ребенок и бранные слова

Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

Детские обзывательства и даже нецензурная брань – явления достаточно распространенные.

И если раньше пополнить свой словарный запас ругательствами малыши могли только, становясь свидетелями чужих «разборок», то теперь поток жаргонных словечек, а то и чего похлеще, льётся в их уши и из телеэфира, и из Интернета.

Возможностей перенять бранные слова для современных детей великое множество, а потом взрослые удивляются, почему их дети обзываются, и не знают, как реагировать, как объяснить ребенку, что этого делать нельзя.

Почему дети обзываются

Наиболее распространенное средство «доставания» сверстников — это употребление по отношению к ним нецензурных и бранных слов с целью задеть, оскорбить. Однако само по себе знание и употребление ребенком нецензурных и грубых слов еще не повод для беспокойства. Интерес к неприличным словам — это один из этапов взросления и освоения ребенком языковой культуры.

Особо привлекательны бранные слова для детей своей эмоциональностью. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.

Как и взрослые, дети часто начинают обзываться и ругаться от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпускания» пара и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше высказать все, что накопилось в одиночестве, а не направлять свой словесный гнев на других.

Некоторые дети, заметив, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся оружием мести.

Детская нецензурная брань

Что надо знать родителям об отношении детей и бранных слов:

  • Бывает, что ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. И лучше, если подобную беседу с ребенком проведет педагог или психолог.
  • Подросток же прекрасно знает, что означает сказанное им и как сильно оно может ранить другого (на что нередко и рассчитывает). И ему так не хватает уверенности в своих силах, что он пытается поддержать себя, а также защитить свой мир и скрыть свои переживания от окружающих с помощью крепких выражений.
  • Некоторые подростки нарочно грубят с целью эпатировать, шокировать близких. Такое поведение свойственно детям в семьях, где уделяется слишком много внимания вопросам приличия, воспитанности и хорошего тона. Употребление подростком ругательств становится бунтом, протестом против возвышенности, утонченности родителей. Особенно если ребенка слишком опекают и навязывают ему определенный стиль поведения, не одобряют его друзей, увлечения, интересы.
  • Очень часто дети используют в своей речи жаргон или сленг — специальные слова, понятные только посвященным, требующие «перевода» на русский. Это тоже признак стремления детей к самостоятельности, сопровождающий период взросления ребенка. Жаргон для них — это тайный язык, непонятный взрослым, но позволяющий стать своим в среде сверстников, эмансипироваться от родителей.
  • Подростку необходимо знать многие слова (матерные, сленговые и пр.) и уметь их употребить к месту, чтобы его признали равным, своим. Иначе он легко может попасть в неловкую ситуацию, по наивности стать объектом насмешек.

Конечно, высокий процент преобладания «блатных» и нецензурных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции, в повседневных разговорах наших соотечественников не может не тревожить родителей.

С другой стороны, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это признак бескультурья, но и великие не гнушались бранных слов (например, Пушкин), а без крепкого словечка теряют всю соль многие анекдоты.

Как реагировать

Как правило, у большинства детей и подростков интерес к «нехорошим» словам постепенно ослабевает, и дети становятся более сдержаны в их употреблении. Однако для психологов злоупотребление детьми ненормативной лексикой — частый признак психологического неблагополучия данного ребенка.

Ведь произнесенные определенным тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими. И если ребенок стал грубить вдруг, то его агрессивность может являться своеобразным «криком о помощи» — нарушая запреты, шокируя близких, ребенок стремится привлечь их внимание к своей жизни.

Хотя избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, любой всплеск употребления ненормативной лексики и кличек в классе должен всегда быть поводом для подробного наблюдения за жизнью коллектива. Задача родителей — поставить педагогов в известность, что проблема существует.

Задача же педагога — пресечь использование обидных прозвищ в классе.

Естественно, ни один педагог не станет мириться с неприличными словами, ругательствами и обзывательствами детей в своем классе. Однако преодолеть эту проблему не так-то просто. Запретить — невозможно, карательные меры (типа замечаний, снижения оценок по поведению, вызова родителей в школу) тоже малоэффективны.

Здесь необходима именно работа с классом, которая требует терпения и фантазии. Это не должно превратиться в чтение нудных и неэффективных нотаций или в поощрение ябедничества друг на друга.

Такая тактика весьма эффективна в калифорнийских школах, однако не верю, что это подходящее средство борьбы с бранными словами и кличками в нашей стране.

Нередко для учащихся реакция педагога на то, что ребенок выражается нецензурной бранью, обзывается на других детей,— это своеобразная проверка на профессионализм.

Многие учителя рассказывали, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то подобное на доске.

Все посвященные с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучшей реакцией было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают, что они обозначают. Но, надеюсь, все понимают, что здесь употреблять их совершенно неуместно».

Основная мысль, которую надо донести до детей, — это то, что для определенных слов есть свое время и место. Таким образом, хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка и речи, не стоит навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает.

Ниже приведены примеры приемов, которые предпринимали психологи для борьбы с бранными словами и унизительными прозвищами в своем классе. Некоторые из этих методов можно использовать и родителям, обсуждая проблему бранных слов со своими детьми.

Как правильно педагогам реагировать на ругань в коллективе и отучить детей обзываться:

  • Поговорить отдельно с наиболее активными пользователями ругательств и производителями кличек. Это должна быть именно беседа, а не выговор и угрозы. Для начала твердо, но спокойно информировать их, что считаете такое поведение в вашем коллективе неприемлемым и мириться с этим не намерены. Затем попросите их объяснить, почему они дразнят одноклассников и ругаются? Возможно, они делают это от отчаяния, или защищаясь, или считают, что это всего лишь забавно. Обсудите, можно ли как-то избегать ругани в повседневном общении.
  • Устроить классный час на эту тему, обсудив, почему люди используют бранные слова. Поговорить о чувствах, которые испытывают произносящие их и слышащие. Важно заставить детей подумать, почему словам вообще придается так много значения — ведь это же всего лишь слова?! Уважительное отношение к словам уходит корнями в далекое прошлое. Наши предки верили, что слово обладает магической силой, поэтому, например, существовал запрет называть вслух имена могущественных духов. Маленькие дети относятся к словам с опасливым интересом — они полагают, что слова имеют волшебную силу: например, плохие мысли могут сбыться по-настоящему. А в медицине и психотерапии известно такое явление, как ятрогения, когда неправильно понятые пациентом слова врача приводят к осложнениям.
  • Поговорить с детьми об истории происхождения их фамилий и имен. Предложить детям провести расследование и выяснить, откуда пришли, что означают или как переводятся их фамилии, имена. Ведь в основе многих детских кличек лежат именно искаженные фамилии и имена. Но некоторые нелепые, на первый взгляд, фамилии имеют интересную историю и серьезное значение. Эти знания помогут детям гордиться своими фамилиями, а не стыдиться их, и, возможно, удержат одноклассников от дальнейших обзывательств. Проведите также занятия, посвященные происхождению названий (улиц, городов) и значению имен. Заинтересуйте детей проблемой происхождения слов — это пригодится им в дальнейшем (для понимания, почему что-то назвали так, а не иначе, в изучении иностранных языков).
  • Предложить ребятам поиграть со словами, чтобы лучше понять, как слова помогают нам общаться, выражать свои чувства, мысли, ожидания. Все это необходимо для мирного сосуществования. Поиграйте с ребятами в игры типа «Пойми меня», «Контакт» и «Ассоциации». Последняя игра проводится с осторожностью, потому что участники должны по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
  • Посоветовать ребятам сформулировать правила, помогающие избежать использования обидных слов.

Что делать жертве обзывательств

Если ребенок стал жертвой обзывательств, его дразнят, ругают бранными словами, то с ним самим необходимо проводить отдельную работу. Возможно, и тут понадобится помощь психолога.

Надо обсудить с ребенком, почему другие обзываются и ругаются именно на него.

Может быть, они за что-то обижаются на него или так неумело хотят привлечь его внимание? Но, кроме того, надо научить жертву обзывательств правильно реагировать на ругань и клички.

Одно дело, если в детском саду или школе обзываются на чужого ребенок, но что делать, если жертвой обзывательств стал ваш малыш?

Можно посоветовать ребенку:

  • Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
  • Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), а необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию.
  • Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?» Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
  • Не поддаваться на провокацию. Очень часто для обидчиков обзывательства товарища — это забавная игра, повод побегать, привлечь его внимание.
  • Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью ругательств заставить сверстника что-то сделать.
  • Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Может быть, учить отвечать грубостью на грубость и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Кстати, лучше отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
  • Отговориться. Согласно наблюдениям для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке. Для детей постарше произнесение таких отговорок про себя может помочь успокоиться и не реагировать на обиду спонтанно.

Источник: https://www.lady-i.ru/rebenok-i-brannye-slova

Что делать, если ребенок матерится. Советы психолога

Что делать, если ребенок на уроке нецензурно выражается, показывает неприличные жесты?

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких — и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться — аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу.

Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом.

Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат — признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами.

Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза.

Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением.

Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих.

А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи.

По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу.

Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил — а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное — и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань — стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации — чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому — в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть — и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать.

Если ребенок матерится из «вредности», ругать его — все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран.

Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как — при учете интересов обеих сторон — решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить — показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно.

Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом.

Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв.

А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего.

Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих.

Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь.

В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.

Источник: https://news.tut.by/society/580626.html

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: