Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

Содержание
  1. Международная товарно-транспортная накладная CMR – функции, сферы применения, особенности оформления
  2. Что такое CMR
  3. Для чего нужен документ
  4. Где взять CMR
  5. Когда используются
  6. Правила заполнения
  7. Инструкция по оформлению
  8. Кто заполняет
  9. Кому нужны экземпляры
  10. Язык заполнения
  11. документа
  12. Номер документа
  13. Обязательные графы
  14. Разница для экспорта и импорта
  15. Внесение изменений
  16. Образец заполнения
  17. Преимущества и недостатки
  18. Страхование CMR
  19. Кто заполняет CMR при отправке в Казахстан | Гордон и Партнеры
  20. Какое количество экземпляровCMRнакладной оформлять?
  21. Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах
  22. Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляровCMRнакладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:
  23. Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза
  24. Правила оформления CMR накладной
  25. Главные пункты накладной CMR (ЦМР)
  26. Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется
  27. Нюансы применения
  28. Зачем требуется и когда используется CMR
  29. Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?
  30. Что такое накладная CMR?
  31. В каких случаях cmr обязательна, а в каких нет?
  32. Кто должен заполнять CMR?
  33. Порядок заполнения транспортной накладной
  34. Требования к заполнению и правила оформления CMR
  35. Обязательно ли заполнять все графы?
  36. Страхование CMR: плюсы и минусы
  37. Образец заполнения CMR
  38. Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Международная товарно-транспортная накладная CMR – функции, сферы применения, особенности оформления

Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Международная товарно-транспортная накладная CMR – как заполнять

Ввоз товаров на территорию соседнего государства сопровождается оформлением транспортных документов. Основным из них является международная товарно-транспортная накладная CMR, используемая при перевозках автотранспортными средствами.

Что такое CMR

С 1961-ого года в силе конвенция о договоре международной перевозке грузов автотранспортом. цель данного соглашения – регулировка процессов международной транспортировки разных грузов. Россия является участником конвенции с 1983-ого года.

Участники соглашения обязуются соблюдать установленные в ней правила и нормы. В соответствии с данным документом, при транспортировке товара должна составляться накладная международного образца.

Действующая на территории РФ форма 1-ТН имеет практически идентичное содержание. Однако она действует только в пределах России и не может использоваться в случаях, когда груз ввозится в другую страну.

Для чего нужен документ

В соответствии с ЦМР-конвенцией, участники обязуются осуществлять ввоз товаров на территорию другого государства только при заключении соответствующего договора.

Международная накладная выступает подтверждением того, что такой договор заключен. Помимо прочего, она используется для отражения информации о грузе, его характеристиках, сведений о получателе и отправителе.

Также применение накладной позволяет снизить случаи незаконного ввоза продукции.

Где взять CMR

Бланк можно загрузить в интернете. Такой способ считается наиболее простым. Такой вариант не используется по причине того, что документ должен содержать номер.

Еще один вариант – заказать бланки в АСМАП – ассоциации международных автоперевозчиков РФ. С помощью услуг данной организации можно заказать фирменные накладные для предприятия, на которых будут заранее внесены реквизиты отправителя.

Когда используются

В целом, бланк накладной CMR необходим только при условии, что осуществляется международная перевозка товара. Это означает, что погрузка продукции происходит в одной стране, после чего транспорт пересекает границу и сдает груз в другом государстве. Перевозки в пределах РФ не сопровождаются составлением ЦМР.

Еще один важный аспект заключается в том, что накладную CMR применяют только при ввозе товара автотранспортными средствами.

Любые другие способы (авиаперевозки, морская транспортировка) не сопровождаются оформлением такого документа. Однако если автотранспорт на определенном участке маршрута перевозится по морю или воздуху, накладную оформляют.

Также накладная не требуется при перевозке пассажиров и их имущества. Это объясняется тем, что имущество не является товаром, на транспортировку которого составляют договор.
ЦМР не оформляют:

  • При перевозке почтовых отправлений (такие операции регламентирует почтовая конвенция);
  • Имущество граждан, которое транспортируется при выезде на ПМЖ в другую страну;
  • При перевозке тел умерших иностранных граждан для погребения;
  • При транспортировке гуманитарной помощи;
  • При осуществлении торговой операцией со страной, не являющейся членом Конвенции (для РФ не актуально, так как все граничащие государства являются участниками соглашения).

Во всех остальных случаях международная накладная – обязательный документ. Его отсутствие приводит к отказу в пересечении границы, штрафным санкциям и изъятии груза.

Правила заполнения

Способ оформления накладной описывается в 3-ей главе конвенции. Рекомендуется ознакомиться с основными пунктами, чтобы выяснить, как оформить CMR. Чтобы заполнить документ, нужно точно знать достоверные реквизиты сторон торговой операции.

Для оформления применяют унифицированную CMR-форму. Она одинакова для всех стран, подписавших международное соглашение. Помимо накладной, участники конвенции также обязаны выполнять ряд требований, предусмотренных этим нормативным актом.

Инструкция по оформлению

Накладная отражает подробные сведения о процедуре поставки груза. Для заполнения может использоваться электронный бланк. Допускается заполнение бланка от руки. При этом требуется вписывать необходимые данные печатными буквами крупным шрифтом. Недостаток такого способа заключается в том, что при ошибках вносить изменения нельзя. В данной ситуации потребуется заполнить чистый бланк.

Кто заполняет

Большую часть пунктов накладной заполняет отправитель товара. Если при транспортировке используются услуги предприятий-перевозчиков, то некоторые пункты заполняются им. Получатель заполняет только 24-ую графу документа.

Что это за форма, смотрите на видео:

Кому нужны экземпляры

Нормы, прописанные в CMR-конвенции, предусматривают обязательное оформление 3-ех оригинальных экземпляров накладной.

Предусмотрены экземпляры для:

  • Отправителя (выполняет функцию подтверждения того, что груз отправлен);
  • Получателя (удостоверяет доставку товара);
  • Компании-перевозчика (предназначена для учета транспортировочных расходов).

В отдельных случаях могут составляться дополнительные экземпляры. К примеру, если груз перевозят в нескольких автомобилях, составляют соответствующее число накладных.

Язык заполнения

При вывозе товара с территории РФ в другую страну заполнять декларацию на русском языке. Должен быть минимум 1 русскоязычный экземпляр, который предоставляют в таможенный орган РФ при пересечении границы. Одновременно допускается заполнение на других языках. Чаще всего при экспорте товара накладные CMR прописывают на английском, немецком либо французском языках.

документа

Накладная включает множество пунктов, предназначенных для заполнения. С их помощью отражаются сведения о транспортировочной операции, необходимые для ввоза в другую страну.

Таблица 1. Пункты документа.

Номер графыЗаполняет
1Название предприятия-отправителя, юридический адресКомпания-отправитель
2Наименование получателя с адресом и ИНН
3Адрес доставки
4Дата и город погрузки
5Перечень прилагаемых документов (с номером)
6Класс опасности
7Количество грузовых мест
8Вид грузовых мест
9Название товара (не указывают, если он разный)
10Код ТН ВЭД
11Вес брутто
12Занимаемый объем
13Дополнительные указания
14Адрес возврата грузовой тары
15Особенности оплаты
16Наименование транспортной фирмыПеревозчик
17Сведения о последующем перевозчике
18Замечания перевозчика
19Сведения о расчетах после доставкиРасчетный отдел транспортной компании
20Перечень согласованных условий сторонОтправитель или перевозчик
21Место и дата заполнения накладнойОтправитель
22Дата, время подачи ТС для загрузки
23Сведения о путевом листеПеревозчик
24Дата, время разгрузкиПолучатель
25Номер грузового ТСПеревозчик
26Марка и модель ТС
27-29Дополнительные сведения

Чтобы определить способ заполнения международной накладной, рекомендуется ознакомиться с образцом бланка.

Смотрите видео о правилах заполнения:

Номер документа

Каждая накладная CMR содержит уникальный номер. Он указывается в верхнем правом поле бланка. Данный номер должен совпадать на всех экземплярах документа. Помимо непосредственной перевозки товаров, номер CMR необходим для отражения в отчетах и других сопровождающих документах, оформляющихся при осуществлении транспортной операции.

Обязательные графы

В целом, практически все поля бланка должны заполняться сторонами сделки. Исключением являются графы № 11, 14, 17, 20. Эти графы заполняют только при определенных условиях перевозки, например, если она производится с использованием контейнерной тары или посредством нескольких ТС.

Конвенция предусматривает обязательное заполнение таких сведений:

  • Дата, место оформления CMR;
  • Наименование, адрес отправителя, получателя, транспортной фирмы;
  • Место загрузки и разгрузки;
  • Кодовое обозначение груза с указанием класса опасности;
  • Число грузовых мест;
  • Вес;
  • Транспортные расходы.

Данный перечень сведений составляет большую часть документа. Дополнительные указания могут вноситься в накладную по желанию сторон.

Разница для экспорта и импорта

Разница при оформлении CMR для разных торгово-транспортных операций отсутствует. Отличаться может только язык заполнения. Для удобства составляют экземпляр на языке стран отправителя и получателя. Для внутренних перевозок CMR не оформляют, используя для этого стандартную ТНН.

Внесение изменений

Ответственность за достоверность сведений, указанных в CMR. В отдельных случаях заполнение документа может осуществляться представителем перевозчика. В данной ситуации ответственность все равно сохраняется за отправителем.

Неточности при заполнении, как правило, связаны с расхождением веса груза и его характеристик. Перед отправкой водитель или экспедитор обязан проверить вес товара. В случае существенного отклонения от указанного в накладной он обязан сообщить представителям поставщика.

В данной ситуации есть несколько вариантов решения:

  1. Внести изменения в бланк, зачеркнув неправильную информацию (актуально при указании ошибочного веса).
  2. Оформить новую накладную.
  3. Заполнять бланк CMR и печатать его только после проверки перед отправкой.

Важно помнить, что затирать, подчищать, закрашивать или заклеивать что-либо в документе нельзя.

Такие действия категорически запрещены даже в том случае, если ошибка допущена в одном экземпляре, в то время как другие неточностей не содержат. Такие накладные считаются недействительными и попытки ввоза продукции в другую страну могут расцениваться как незаконные.

Образец заполнения

Особенности оформления международной товарной накладной проще всего определить с помощью образца заполненного бланка. Его можно загрузить в интернете либо ознакомиться с ним на сайте конвенции CMR.

Скачать образец ЦМР [27.19 KB]

Преимущества и недостатки

Накладные CMR имеют множество достоинств перед другими способами оформления международных перевозок. Поэтому такой документ активно используется странами-участниками конвенции уже больше полувека.

Основные преимущества:

  • Накладные CMR универсальны и понятны даже без знания иностранного языка;
  • Документ содержит исчерпывающие сведения о грузе и сторонах сделки;
  • При необходимости накладную дополняют особыми указаниями, дополнительными сведениями;
  • CMR – это подтверждение того, что торговая операция совершенно законна;
  • Применение CMR облегчает таможенный контроль перевозок, способствуя сокращению объемов контрабанды;
  • Накладная CMR содержит сведения, которые могут отсутствовать в других сопровождающих документах.

Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ, представленная разновидность накладных имеет и недостатки.

Среди них:

  • CMR действует только в ограниченном перечне стран;
  • Документ необходимо составлять не в одном экземпляре, если для транспортировки используют несколько ТС;
  • Бланк может быть поврежден;
  • Ответственность за сохранность документа лежит на перевозчике;
  • CMR применяется только для автоперевозок.

Несмотря на недостатки, ЦМР-накладная является одним из наиболее распространенных сопроводительных документов, используемых при международных перевозках.

Страхование CMR

Предприятия, осуществляющие международные перевозки, обязуются оформлять страховку. Если груз поврежден либо утрачен после отправки, на транспортную компанию возлагается ответственность по возмещению ущерба.

Страховка актуальна для случаев:

  • Утраты груза из-за обстоятельств, не зависящих от перевозчика;
  • Нанесения ущерба, спровоцированном ДТП;
  • Намеренной порчи имущества;
  • Нарушения таможенных процедур;
  • Нарушения сроков доставки.

Страхование позволяет предотвратить потенциальный риск. Если получатель утратит или повредит товар, ущерб будет компенсирован.

Страховка является гарантией финансового возмещения. Кроме этого, застрахованные предприятия пользуются большим спросом среди клиентов. Наличие полиса CMR подтверждает ответственное отношение перевозчика к реализуемой им деятельности.

Накладная CMR – сопроводительный документ, который используется при осуществлении международных перевозок. Документ содержит информацию о грузе, транспортном средстве, сторонах торговой операции. Бланк оформляют в нескольких экземплярах для каждого участника процесса. Накладные CMR имеют ряд преимуществ перед другими видами транспортной документации.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/buhuchet/primary/mezhdunarodnaya-tovarno-transportnaya-nakladnaya-cmr.html

Кто заполняет CMR при отправке в Казахстан | Гордон и Партнеры

Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза  (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

При отправке грузов с территории России в государства ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению и Белоруссию) имеет место экспорт и экспортерам целесообразно оформить именно CMR накладную.

Дело в том, что объединение экономического пространства государств ЕАЭС и отмена таможенного и иного вида оформлений при перемещении грузов между государствами не объединило государства в единое государства и не отменило государственные границы между ними.

Перевозка грузов с территории одного государства участника договора о ЕАЭС на территорию другого является международной перевозкой грузов и регулируется правилами вышеназванной конвенции. Что требует оформления  CMR накладных.

При трансграничных поставках мы всегда рекомендуем оформление документов не оставлять на усмотрение партнера, и закрепить в тексте договора состав, форму и порядок оформления документов. Это позволит согласовать и обеспечить оформление документов с учетом особенностей национального законодательства каждой из сторон договора поставки.

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять?

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае от условия договора, но в любом случае, согласно Конвенции,  не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и перевозчик получает не менее 3-х.

По общему правилу одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя при отправке груза после передачи груза грузоперевозчику (водителю, экспедитору), остальные экземпляры сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы накладной с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

При получении доставленного груза грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (графа №24) о получении груза. Один экземпляр накладно остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляров CMR накладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:

Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Как минимум, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и накладная оформляются не менее чем на 3-х страницах.

Дополнительные страницы накладной могут потребоваться: для экспедитора, для таможенных и других органов, для иных целей сторон договора.

Рекомендуем заранее выяснить какое количество страниц CMR накладной потребуют госорганы соответствующих государств, например, для таможенных целей при экспорте из Белоруссии требуется 6 страниц CMR накладной, при экспорте из России — 3.

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами стороны договора поставки и определяются условиями этого международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос согласовать в тексте договора.

В зависимости от условий (схемы) поставки груза принимать участие в поставке могут поставщик, грузоотправитель, перевозчик, экспедитор, грузополучатель, покупатель. Соответственно CMR накладную могут оформлять разные лица.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/kto-zapolnyaet-cmr-pri-otpravke-v-kazakhst/

Правила оформления CMR накладной

Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

CMR или по сути международная ТТН (товарно-транспортная накладная), которая чаще всего применяется для перевозок международного уровня с помощью разнообразных автомобилей.

Документ нужен для доказательства факта рабочей сделки, по которому прописываются обязанности всех участников процесса транспортировки грузов, а именно отправителя товара, компании-перевозчика (или частного лица) и того, кому адресован груз.

Оценивается и подтверждается по документу состояние продукции на момент погрузки в машину, фиксируется в документах, также важно качество упаковки, повреждения, маркировка и количество мест, все должно совпадать по официальной накладной. Согласно документу CRM, товар передается тому, кто указан по нему в графе получатель груза. 

В целом, автомобильная дорожная накладная CMR (от французского сокращения) работает на основании Конвенции о договоре международной транспортировки грузов автомобилями — транспортное доказательство, которое говорит о том, что существует официальный договор о транспортировке товаров автомобильным транспортом.

В ней есть информация о типе, хранении и нормах заполнения самой накладной. Документы оформляются в 3 единицах и идут на подпись и отправителю, и перевозчику грузов. Каждая копия договора находится у всех участников процесса – отправителя, водителя и транспортной компании.

Нужно помнить, что чем больше стран для проезда к пункту назначения пересекает по своему маршруту дальнобойщик, тем больше нужно копий накладных CRM.

Главные пункты накладной CMR (ЦМР)

Первая часть – для оформления отправителем груза (позиции с 1 по 15, а также 21 и 22).1). Прописываются фирма, страна, фактический адрес, контакты отправителя груза. В ситуации отправления от кого-то другого (представление третьего лица) то дописывается еще и юридические данные этого отправителя. 2). Информация о получателе груза (также, как и первый пункт).3).

Четкие данные по координатам разгрузки.4). В таком же формате информация о месте отправления груза и старте маршрута. 5).

Список документов для товаров, которые должны быть вместе с накладной CMR – данные о книжке TIR (МДП); в ситуации, если грузы промышленные, сертификат об уровне качества; инвойс; упаковочный лист; если же животное происхождение, то необходим ветеринарный сертификат; для растительных товаров – карантинный; еще не забывайте про сертификат от государства происхождения товара. 6).

Отличительные знаки и регистрационные номера, говорящие о классе, подклассе транспортируемой продукции. Также нужно обращать отдельное внимание на опасные грузы, которые проходят классификацию по Европейскому соглашению о перевозке товаров международного уровня.7). Число занимаемых мест.8). Подробное обозначение типа упаковки товара.9). Наименование товара.10). Код по типу ТН ВЭД.

11). Масса груза с упаковкой.12). Полный объем.13). Адрес оформления товара на таможне. 15). Пункты по договоренности привоза согласно Инкотермс.21). Дата и локация оформления накладной СMR.22). Точное время и число прибытия для погрузки транспорта и время отъезда после завершения этого процесса.Вся информация подтверждается расшифрованной подписью и печатью.

Вторая часть – для оформления перевозчиком груза (позиции с 16 по 19, 23, а также с 25 по 29).16). Информация о перевозчике (подпункты как в первой части), достоверность подтверждается печатью от перевозчика.17). Официальные реквизиты всех транспортных компаний и лиц, кто участвует в процессе перевозки. 18).

Все детали от перевозчика о визуальном состоянии товара, его упаковки и уровне крепления. Если нет в накладной этого описания, то по правилам заполнения считается, что все хорошо и перевозчик согласен с состоянием товара.Позиции 19, 27, 28 и 29 перевозчик оформляет, когда заканчивает маршрут. 20). Дополнительные условия работы, которые были заранее согласованы.23).

Подпись, принимающего груз к транспортировке от водителя. Печать и подпись самого перевозчика (оформляет получатель груза, после завершения работы).24). Прописывается точное число и время приезда машины на разгрузку и время отъезда после окончанияпроцесса. Печать и подпись от получателя груза, это и есть факт окончания сделки и приема товара. 

25) и 26). Официальные регистрационные номера транспорта.

Оформленный бланк CMR — это доказательство официальной договоренности по транспортировке между заказчиком и перевозчиком, после того, как там сделаны все печати и подписи двух сторон.

Накладная CRM помогает создавать комфортные условия работы для всех участников перевозки, защищаются права и прописываются обязанности. Кроме того, по документам можно быть уверенным в качестве работы и быть спокойным за сохранность груза.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adf2eb9fd96b1d73a8e770a/pravila-oformleniia-cmr-nakladnoi-5b501d990bbe7f00a8962d50

Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется

Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

Международные грузоперевозки являются предметом пристального контроля. Это обусловлено необходимостью борьбы против контрабанды, незаконного провоза различных нелегальных и запрещённых товаров, а также иными причинами.

Потому при транспортировке грузов перевозчик обязан иметь при себе ряд сопроводительных документов, которые подтверждают его право на осуществление грузоперевозок, а также позволяют получить информацию о самом перевозимом товаре. Одним из таких обязательных документов выступает CMR.

Если говорить коротко, то CMR является международной товарно-транспортной накладной. Без такого документа пересечь государственные границы с тем или иным грузом на борту невозможно.

Такой тип ТТН обязателен к оформлению даже для тех ситуаций, когда лишь одна из сторон ратифицировала и подписывала соглашение о международной конвенции, которая занимается вопросами грузоперевозок между странами. Этот документ регулирует все правила по доставке грузов и перемещению автотранспорта с товарами на борту.

Вопросы оформления международной товарно-транспортной накладной CMR.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки.

Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар.

Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери.

Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда.

Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Зачем требуется и когда используется CMR

При осуществлении грузоперевозок по территории разных стран водителю обязательно требуется международная товарно-транспортная накладная (или просто ТТН), которая именуется как CMR. Всегда есть возможность изучить образец перед заполнением, чтобы понять, какая именно информация вносится в бланк. Такой документ необходим при грузоперевозках, если:

  • для транспортировки товара используется автомобильное транспортное средство;
  • хотя бы одна из сторон, которые принимают участие в сделке, выступает в роли резидента страны-участницы международной конвенции о грузоперевозках;
  • за доставку груза предусматривается та или иная форма вознаграждения (преимущественно финансовая);
  • пункт отправки груза и конечный пункт назначения расположены на территории разных стран.

Важно учесть, что каждая единица автотранспорта подразумевает наличие одного бланка международной ТТН. Если груз является опасным, согласно международной классификации, соответствующую пометку следует обязательно сделать в документе CMR. Сопровождают эту метку описание характеристик груза, необходимые меры по безопасной транспортировке, загрузке и выгрузке.

На практике CMR является крайне полезным и важным сопроводительным документом при международных грузоперевозках. Опираясь только на этот тип ТТН, можно получить информацию о:

  • количестве перевозимого товара;
  • компании, которая осуществляет грузоперевозку;
  • маршруте с пункта погрузки до пункта назначения;
  • документах, на основании которых выполняется перевозка;
  • получателе;
  • отправителе;
  • временных затратах на доставку товаров;
  • времени прибытия и состоянии груза при его поступлении на пункт таможенного контроля.

Это что-то вроде документального подтверждения, составленного между 3 сторонами международного договора о грузоперевозках. Потому если разбирательства в спорных вопросах доходят до суда, тогда такая ТТН может выступать в роли важного доказательства о соблюдении всех условий контракта.

При работе с CMR следует удостовериться, что информация в этом документе полностью совпадает с данными из остальной сопроводительной документации. Если допущена хотя бы одна ошибка или неточность, международную накладную признают недействительной. А это повлечёт за собой множество проблем с прохождением таможенного контроля и не только.

Все сведения, которые заносятся в ТТН, делят на 2 категории:

  1. Первая категория. Это основные данные относительно доставки. Её вписывают в специально предусмотренные на бланке графы.

Источник: https://econom-trans.ru/docs/mezhdunarodnaya-tovarno-transportnaya-nakladnaya-cmr.html

Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?

Должен ли я оформлять CMR при самовывозе?

Любая международная перевозка груза на автомобиле не обходится без этапа подготовки сопроводительной документации. Ведущее место среди пакета документов занимает транспортная накладная CMR.

Наименование накладной складывается из аббревиатуры на французском языке, используемой при обозначении Женевской конвенции 1956 года (фр.

Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), которая установила правила трансграничного перемещения грузов на автомобилях.

В российском варианте ее еще называют накладной КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

статьи:

  • 1. Что такое накладная CMR?
  • 2. В каких случаях cmr обязательна, а в каких нет?
  • 3. Кто должен заполнять CMR?
  • 4. Порядок заполнения транспортной накладной
  • 5. Требования к заполнению и правила оформления CMR
  • 6. Обязательно ли заполнять все графы?
  • 7. Страхование CMR: плюсы и минусы
  • 8. Образец заполнения CMR
  • 9. Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Что такое накладная CMR?

CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.

Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.

Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.

В каких случаях cmr обязательна, а в каких нет?

Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:

  1. Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
  2. Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.

Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.

Кто должен заполнять CMR?

В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:

  • № 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
  • № 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
  • № 24 для грузополучателя.

Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.

Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.

Порядок заполнения транспортной накладной

Правильное заполнение бланка каждым из участников процесса перевозки — залог успешной транспортировки груза до его получателя.

П. 1 отражает реквизиты отправителя груза (его название и юридический адрес с указанием страны, телефоны для связи и сведения об ответственном лице). Если в сделке участвует поручитель, то необходимо также указать его данные и сделать пометку об отправлении груза «по поручению».

П. 2 содержит сведения о получателе груза, аналогично первой графе. Если груз будет передан таможенному брокеру, об этом делается соответствующее примечание.

П. 3 определяет место разгрузки. Необходимо обязательно указать страну и точное место выгрузки вплоть до наименования филиала, магазина или склада. Это то место, куда поступит груз после полной очистки на таможне.

П. 4 фиксирует место и дату погрузки. При заполнении необходимо детально прописать адрес с обязательным указанием страны.

В п. 5 указывается полный перечень прилагаемых к ЦМР транспортных, финансовых и разрешительных документов.

П. 6 заполняется сведениями о знаках и номерах, которые определяют вид перемещаемого груза. Особо тщательно к внесению сведений в данный пункт необходимо отнестись отправителям опасных грузов. Включение информации об опасности груза убережет перевозчика от неправильного с ним обращения.

В п. 7 вносится количество мест, занимаемых грузом в одном транспортном средстве. Данные сведения в последующем обязан проконтролировать перевозчик.

П. 8 касается упаковки груза. Указывается ее внешний вид и материал, из которого она выполнена (картонная коробка, мешок холщовый или из полиэтилена, бочка металлическая и т.п.).

В п. 9 вписываются наименования перевозимых товарных единиц в полном соответствии с сопроводительными документами. Когда позиций много, можно сделать отсылку к инвойсу и упаковочным листам, указав общее наименование.

П. 10 содержит указание на статистические коды ТН ВЭД для каждой группы товаров.

В п. 11 отражается вес груза брутто, то есть с упаковкой, в килограммах. Сведения вносятся по каждому товару отдельно. Показатели должны быть аналогичны указанным в инвойсе или в морском коносаменте.

П. 12 заполняется при необходимости (в основном касается сборных грузов). В него вписываются объемные показатели груза в кубических метрах.

П. 13 определяет указания отправителя в отношении прохождения таможенной обработки. Из него перевозчик должен узнать, где находится таможня, которая будет проводить проверку груза. Кроме того, в нижней части графы можно зафиксировать данные об объявленной стоимости товара в той же валюте, которая используется в инвойсе.

П. 14 называется «Возврат» и обязателен к заполнению при перевозках в контейнерах. В графу вписывается регистрационный знак полуприцепа или идентифицирующие контейнер знаки, если они возвращаются из-за границы спустя некоторое время после завершения перевозки (например, в случае ремонта).

В п. 15 детально описываются условия оплаты с применением терминологии, используемой в Инкотермс.

П. 16 содержит сведения о транспортной компании, перевозящей груз (ее наименование, место регистрации с указанием страны). При заполнении пункта можно воспользоваться штампом с реквизитами организации.

В п. 17 указываются сведения, аналогичные содержащимся в п.16, только в отношении последующего перевозчика, когда груз перемещается несколькими транспортными компаниями. Все транспортировщики несут солидарную ответственность за перевозимый товар.

П. 18. Каждый последующий перевозчик вправе делать оговорки и замечания в отношении состояния автомобиля и перевозимого в нем груза. Для данных пометок предусмотрен п. 18 накладной.

П. 19 отражает применяемый тариф на перевозку. Он заполняется только после завершения транспортировки.

В п. 20 CMR грузоотправитель вносит все необходимые с его точки зрения оговорки и замечания для перевозчика. Это могут быть правила разгрузки, требование о страховании груза, внешнем виде тары и пр.

Пункты 21-22 заполняются отправителем. В них указывается место и дата составления документа, а затем проставляется штамп организации.

В п. 23 имеется место для штампа перевозчика, который ранее проставляется в п. 16.

П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.

Пункты 25 и 26 заполняются экспедитором и содержат данные о прицепе или полуприцепе, перевозившем груз (его регистрационные данные и марку).

Пункты 27-29 оформляются отделом расчетов перевозчика.

Требования к заполнению и правила оформления CMR

CMR-накладная оформляется в 4-7 экземплярах и состоит из 10 самокопирующихся страниц с пустыми графами для заполнения. Первые четыре страницы предназначены для участников перевозки:

  • 1 стр. — для продавца (необходима для подтверждения отправки груза и взаиморасчетов);
  • 2 стр. — для покупателя (следует вместе с грузом и передается после доставки покупателю);
  • 3 стр. — для экспедитора (прилагается к путевому листу);
  • 4 стр. — для отдела расчетов экспедитора (для осуществления расчетов за транспортировку).

Страницы 3 и 4 заверяются подписями и штампами грузополучателя и возвращаются экспедитору.

Остальные страницы накладной необходимы для проставления отметок на таможне и другими органами. Необходимость в оформлении дополнительных страниц решается с учетом особенностей будущей перевозки.

Если груз предназначен для получения несколькими покупателями, то CMR выписывается в отношении каждого из них.

Обязательно ли заполнять все графы?

Конвенцией в п. 1 ст.6 обозначены сведения, наличие которых в ЦМР является обязательным. Их отсутствие указывает на незаключенность договора перевозки.

К необходимым данным относится следующая информация:

  • дата и место составления ЦМР;
  • реквизиты отправителя и получателя груза;
  • место принятия и доставки товара;
  • груз (наименование, число мест, маркировка, вес брутто и количество в других единицах измерения);
  • упаковка;
  • финансовые расходы на транспортировку;
  • инструкция для прохождения таможни.

Остальные сведения являются дополнительными.

Страхование CMR: плюсы и минусы

Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:

  • уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
  • страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.

В то же время есть и негативные моменты:

  • на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
  • страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
  • если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.

Образец заполнения CMR

Ниже приводится пример заполнения накладной.

Образец международной транспортной накладной CMR можно скачать по указанным ссылкам.

  • Пустой бланк CMR
  • Пример заполненной CMR

Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Основная часть накладной заполняется отправителем груза. Достоверность отраженных в документе данных будет влиять на весь дальнейший процесс транспортировки.

В ст. 7 Конвенции указано, что на отправителя ложится ответственность за все дополнительные расходы и возможные убытки экспедитора, если они возникли из-за некорректного заполнения граф CMR.

Чтобы избежать больших финансовых потерь и временных затрат на оформление CMR, правильным решением будет обратиться в нашу компанию, знакомую со всеми особенностями перевозки автомобильным транспортом.

#ФОРМА#Оказываем любые услуги в сфере ВЭД#

 

Источник: https://GeneralImport.ru/stati/dlya-chego-nuzhna-nakladnaya-cmr/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: