Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Содержание
  1. Защита авторских прав музыканта
  2. Что это значит?
  3. Два типа авторские прав
  4. Нужно ли мне, как музыканту, регистрировать авторское право?
  5. Чтобы зарегистрировать авторское право в США:
  6. Получение денег от публикации
  7. Что такое организация по исполнению прав человека?
  8. Здесь работает PRO. Основные структуры:
  9. Какая из PRO структур лучше?
  10. Основы авторского права для композиторов и звукорежиссеров
  11. Интеллектуальная собственность
  12. Оформление прав
  13. Как это доказать?
  14. Продажа музыки
  15. Фильм
  16. Права звукорежиссера
  17. Создание композиции
  18. Регистрация авторских прав на музыку
  19. Что такое авторское право на музыку?
  20. Порядок регистрации авторского права
  21. Сколько действует авторское право?
  22. Авторские права на музыку
  23. Основания возникновения прав
  24. Как защищаются права на музыку
  25. Как оформить авторские права на название группы?
  26. Особенности понятия «авторство» в музыкальной сфере
  27. Как ансамблю защитить свое авторское право
  28. Авторские права на музыку: как оформить и защитить
  29. Как образуются авторские права на песню
  30. Порядок регистрации авторских прав
  31. Как проверить музыку на авторские права
  32. Если музыка защищена авторскими правами
  33. Заключение

Защита авторских прав музыканта

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

12 января , 2018

Если вы читаете это, то вероятно мечтаете о карьере в музыке.

Яркие огни, кричащие фанаты, удача, слава и документы… Почему-то никто не говорит о последней части, подразумевающей много административной работы, отвечающей за монетизацию музыки в больших масштабах.

Это может показаться не таким радужным, как гитарное соло, но это также важно для карьеры. И первый шаг к возможности зарабатывать деньги на музыке — это авторское право.

Авторское право — это эксклюзивная возможность создавать и распространять копии вашей музыки. Но для того, чтобы требовать монетизацию за произведение, нужно установить его в той или иной форме, потому что, согласно законодательству США, авторские права только «защищают оригинальные авторские произведения, которые фиксируются в материальной среде выражения».

Что это значит?

Вопреки распространенному мнению, авторские права не защищают «идеи». Они могут защищать только уникальные творческие произведения, такие как конкретная песня или запись этой песни. Вы можете требовать авторское право после того, как ваше «уникальное выражение» будет помещено на какой-то материальный носитель, будь то цифровой или аналоговый, и будь то в аудио форме или в виде нот.

Два типа авторские прав

В музыке существует два основных типа авторских прав:

  • «Исполнительное искусство» (PA)
  • «Звукозаписи» (SR)

Исполняющие искусства (PA) авторские права применяются к самим песням и обычно принадлежат автору. Согласно американскому закону об авторском праве, «песня» считается мелодией, лирикой и композицией. Вы не можете копировать аккорды, общие фразы или отдельные ее партии (например, басовую линию), если они настолько заметны, что соответствуют критериям «мелодии».

См. также: 6 лучших грувбоксов (драм-машин) для создания битов!

Между тем, авторское право на звукозапись (SR) распространяется на «главную запись» вашей песни. Это право на последнюю реконструированную версию, которую вы публикуете в качестве записи в формате MP3, CD или винила. Ранее они почти всегда проводились студиями звукозаписи или издательскими компаниями, но сегодня многие независимые музыканты могут владеть собственными «мастерами».

Нужно ли мне, как музыканту, регистрировать авторское право?

Технически авторское право начинает существовать в тот момент, когда «оригинальная работа фиксируется в материальном носителе». Как только вы ее запишете — она защищена авторским правом.

Но доказывать, когда вы сделали эту запись будет проблематично (особенно если возникает острый спор).

Поэтому регистрация прав в Библиотеке Конгресса может дать Вам дополнительную защиту, на случай, если такая проблема может возникнуть.

Если любите суетиться с бумажной документацией, не позволяйте сторонним лицам регистрировать ваше творение. Некоторые компании предоставляют эту услугу за определенную плату, но она всегда дороже, чем ее базовая стоимость (35 долларов за 1 работу, или 65 долларов за коллекцию).

Чтобы зарегистрировать авторское право в США:

  • Перейдите на сайт copyright.gov
  • Создайте и войдите в учетную запись
  • Следуйте инструкциями, чтобы подать форму SR
  • Заполните дополнительную информацию о форме PA

Стоит отметить, что вы также можете отказаться от системы авторских прав, когда захотите.

Если вы не так озабочены зашитой и не планируете монетизировать музыку, у вас есть возможность публично объявить ваши работы частью «Creative Commons», тем самым отказавшись от некоторых (или всех) прав, чтобы позволить другим свободно использовать вашу музыку.

Получение денег от публикации

Теперь когда ваша песня (©) и ваша основная запись (℗ ) защищены, вы должны найти способ «использовать» их. Слово «exploit» имеет отрицательную коннотацию, но в музыкальном бизнесе легализуется и в основном означает «зарабатывать деньги».

Как автор песен, вы имеете право на вознаграждение за исполнение каждый раз, когда используется ваша песня. Это ваши деньги за запись песни.

Но как издатель, вы также можете лицензировать свою музыку для других, чтобы использовать ее для получения дополнительного дохода.

См. также: 6 лучших VST синтезаторов 2017-го года!

Музыкальный издатель несет ответственность за административные обязанности, связанные с созданием музыки (например, лицензирование песен для использования в заставках, видео, прямом эфире или кино), а также для сбора платежей по роялти. В обмен на их услуги, издатели, обычно получают 50% от доходов, генерируемых продуктом.

В качестве альтернативы, такие компании как CD Baby, Songtrust и TuneCore, предлагают подобные услуги. Они будут обрабатывать документы за 15% плату и собирать все роялти от вашего имени, поэтому вы сможете сосредоточиться на творчестве.

Если вы подписали контракт с лейблом, то он будет выступать в роли вашего издателя (крупные лейблы часто оплачивают расходы на запись и берут на себя ответственность за все финансовые и авторские операции).

К счастью, с небольшим количеством документов вы можете «публиковать» свою собственную музыку и получать деньги каждый раз, когда она играет или покупается.

Для начала необходимо зарегистрироваться как автор песен или издатель в организации Performing Rights Organization или «PRO».

Что такое организация по исполнению прав человека?

PRO — это организации, которые собирают вознаграждения за исполнение от имени издателей и владельцев авторских прав. Очевидно, что вы не сможете позвонить в каждый бар, клуб или на радиостанцию и получить роялти. Как всё это организовать и упростить себе жизнь?

Здесь работает PRO. Основные структуры:

  • ASCAP: Американское общество композиторов, авторов и издателей
  • BMI: Broadcast Music Inc.
  • GMR: глобальные права на музыку
  • SESAC: Общество европейских композиторов (вступить можно только по приглашению).
  • SoundExchange *

* Примечание.

SoundExchange фокусируется исключительно на цифровых не интерактивных роялти от таких сервисов, как SiriusXM и Pandoraon, от имени владельцев и исполнителей авторских прав SR (обычно это лейблы и композиторы).

Таким образом, независимо от того, какой PRO вы выберете, вы также должны зарегистрироваться в SoundExchange, чтобы убедиться, что не упускаете какие-либо роялти. Да, и это бесплатно!

Какая из PRO структур лучше?

Все они предоставляют один и тот же сервис, но имеют небольшие различия. ASCAP не имеет регистрационного взноса, но берет 50 долларов каждый раз при подаче заявки.

BMI изымает плату за регистрацию в размере 150 долларов США для физических лиц (250 долларов для компаний). ASCAP нанимают фирму для случайного мониторинга радиостанций, чтобы определить суммы роялти.

BMI имеет свои станции/группы людей, заполняющие документацию и журналы.

См. также Лучшие новые звуковые карты 2017-го года!

Помимо немного разных графиков выплат, различия между ними заканчиваются. Как музыкант, вы можете подписаться только на один PRO сервис. Но как издатель, вы имеете право использовать несколько. Издатель должен быть связан с тем же PRO, что и художник, для публикации и сбора роялти за музыку.

Если вы имеете большую аудиторию, не забудьте о регистрации авторских прав, и не упускайте свой пассивный доход.

Наша студия, при выполнении сведения и мастеринга, не распространяет материалы третьим лицам и по истечению определенного времени удаляет проекты без возможности восстановления.

Таким образом только автор/исполнитель имеет исходники и готовые продукты, что обезопасит интеллектуальную собственность.

Источник: https://arefyevstudio.com/2018/01/12/vzglyad-zashhita-avtorskix-prav-muzykanta-kompozitora/

Основы авторского права для композиторов и звукорежиссеров

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Многие до сих пор пытаются подтвердить права на свою работу «дедовским способом», отправив сочиненный трек себе на почту. Разве что «бумажная» почта сменилась на электронную.

Проблема в том, что из открытых ресурсов в просторах Рунета есть лишь «Гражданский кодекс» РФ, где мало что понятно.

Давайте попробуем кратко разобраться, какие же есть права у звукового и музыкального департамента.

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность — это нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
freepik.

com
 

Важно отметить, что законодатель постепенно отказывается от вещно-правовой категории «собственность», когда речь заходит о нематериальных результатах интеллектуальной деятельности, и переходит к категории «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК).

Виды интеллектуальной собственности бывают разные, включая базы данных и фирменные наименования, однако интересуют нас лишь несколько пунктов:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).

rawpixel.com Они охраняются авторским правом, и в отношении интеллектуальной собственности возникают интеллектуальные права. Права бывают:

  • исключительные (этим правом можно распоряжаться, как угодно, включая продажу); 
  • личные неимущественные (права на имя, защиту от искажения произведения: от этих прав нельзя отказаться, они бессрочно закреплены за автором); 
  • иные (случаи, которые не подходят под первые две категории).

Идея сама по себе никак не защищена, но до тех пор, пока она не обрела какую-либо объективную форму. К примеру, идея снять фильм про космонавта или написать саундтрек с медными духовыми никак охраняться не будет. А вот если вы напишете сценарий или синопсис, запишете партируту в ноты или произведете запись вашей игры на инструменте, — все это не будет пустыми словами.

Оформление прав

freepik.com Оформление прав — всеобщее заблуждение. Они возникают и охраняются с момента создания произведения, никакого специального оформления не требуется. Даже если ваша работа находится в общем доступе, у вас все равно уже есть эти права.

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат» (п. 1 ст. 1228). «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора» (п. 3 ст. 1228).

 

Как это доказать?

Обычно суды рассматривают каждый случай индивидуально, так что какого-то списка возможных доказательств нет. Конечно, крайне рекомендуется сохранять исходные файлы.

«Дедовский» почтовый способ, упомянутый ранее, также по факту действительно будет доказательством, что у вас есть право на интеллектуальную собственность. Заверение у нотариуса также имеет юридическую силу.

Разобравшись немного в теории, попробуем рассмотреть несколько практических случаев.

Продажа музыки

rawpixel.com Предположим, что вы, молодой и перспективный композитор, решили продать одну из своих работ. Заказчик у вас уже есть, так что вам остается передать ему права. Они у вас есть с момента создания произведения.

Распоряжаться вы можете лишь исключительным правом, так что все, что нужно, — это составить договор об отчуждении (полном и частичном) этого права. Договор обязательно нужен о в письменной форме, в нем должно быть определено вознаграждение для вашей композиции.

«Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора».

Также возможно заключение лицензионного договора, где можно прописать определенные условия (к примеру, распространения) и сроки.

«В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Выходит, продать композицию не так уж и сложно, однако если вы просто получили деньги, но не заключили договор, у вас все еще остаются как личные неимущественные права, так и исключительные. То есть, если вы передали свою работу кому-то, но никак это не подтвердили, то вы все еще фактически в праве засудить при определенных обстоятельствах другую сторону. То же самое относится, конечно, к распространению и использованию вашей работы нелегально — у вас есть права, которые охраняются законом.

Фильм

rawpixel.com Рассмотрим более сложный пример: съемки кинофильма. Согласно российскому законодательству, фильм является аудиовизуальным произведением, то есть «сложным объектом».

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

«Лицо» — это тот самый человек, который отвечает за весь фильм. Часто им является продюсер. По законодательству РФ авторы аудиовизуального произведения — это сценарист, режиссер-постановщик, композитор, написавший музыку (с текстом или без текста).
Joel Muniz Таким образом, композитор получает свой «кусок торта» так же, как и режиссер и автор сценария. Что же насчет остальных членов съемочной группы? Они не признаются авторами фильма, однако становятся авторами произведений, над которыми они работали. Именно поэтому продюсер заключает договоры со всеми творческими единицами, чтобы сконцентрировать все права в своих руках, дабы заняться согласованной с авторами фильма и всех составных произведений дистрибуцией.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

 

Права звукорежиссера

Как мы уже выяснили, место звукорежиссера в правовом поле фильме не такое крупное, как у композитора, однако важно, что права на произведения у него все же есть. Давайте рассмотрим частный случай, когда человек приходит записывать композицию на студию.

Создание композиции

Nuno Alberto В процессе создания композиции звукорежиссер действительно работает, подсказывая исполнителю, а также предоставляя свое оборудование.

К сожалению, российское законодательство в таком случае не признает звукорежиссера автором:

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Steve Harvey Однако звукорежиссер все еще может получить хотя бы смежные права на изготовление композиции, если внесет какие-либо значительные изменения в фонограмму:

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Свои права лучше знать заранее, чтобы при возникновении каких-либо неприятных ситуаций вы уже были в курсе, на что вы имеете право, а на что нет. Конечно, есть огромное количество нюансов в Гражданском кодексе РФ, который также продолжает обновляться, так что не забывайте освежать свои знания новыми поправками относительно интеллекутальность собственности, дабы защищать права на свою работу.
Обложка: freepik.com

ПопулярноеОбзоры

Чем мы провожаем лето и встречаем осень? Правильно, фильмами. В российских кинотеатрах уходящий сезон проходит под «Не входи», а наступающий — встречаем «Таинственным садом»

Мнение

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно

Слова

Продюсер Василий Соловьев о «Хэппи-энде», фильме, который открыл российский кинопрокат, не дожидаясь официального окончания пандемии, условиях работы в Таиланде и как эпидемия изменила правила игры на кинорынке

Профессия

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

Практика

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

Практика

Чем фильмы ужасов лучше драм и комедий и стоит ли в 2020-м снимать «Паранормальную Москву» в попытке заработать миллионы — рассказывают российские кинематографисты, работающие в жанре хоррора

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15138-avtorskoe-pravo-dlya-kompozitorov-i-zvukorezhisserov

Регистрация авторских прав на музыку

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.

В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.

Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.

Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 24 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое авторское право на музыку?

Как только вы создали то или иное произведение, оно автоматически становится вашей интеллектуальной собственностью. Считается, что автором является создатель. Если не доказать обратного, все права автоматически принадлежат ему. При этом не важно, используется мелодия или хранится в архиве композитора.

Но, хотя в России и действует презумпция авторского права, лучше подстраховаться дополнительно. В соответствии со статьей 1255 ГК РФ, если вы сделаете официальную регистрацию авторского права на музыку, то сможете:

  1. Признать себя автором. А это значит, иметь исключительное право на произведение и авторство, а также на неприкосновенность: распространять произведение под собственным именем, псевдонимом или вовсе анонимно можете только вы, и никто иной.
  2. Единолично владеть произведением. Вы можете создавать его копии, распространять их или оставить произведение при себе и никогда его не обнародовать.
  3. Называть произведение. Ваша композиция — ваше имя. Выбирать, как будет называться песня или мелодия — единоличное право автора.

К сожалению, наличие автоматических авторских прав при создании произведения не всегда останавливает мошенников. Так появляется плагиат — незаконное использование чьей-либо интеллектуальной собственности, выпуск произведений под своим именем, цитирование и продажа.

Предварительно обезопасить себя сложно — мошенники могут появиться несмотря на то, что регистрация права состоялась. Зато именно благодаря ей вы сможете доказать свою правоту в суде и получить компенсацию за моральный ущерб. В этом вам помогут статьи ГК РФ: 1301, 1250, 1252 и 1253. Пиратство и плагиат являются преступлением, преследуемым законом.

Порядок регистрации авторского права

Защитить свои права на музыкальный контент можно несколькими способами. Рассмотрим вариант депонирования — свидетельства того, что творение существовало именно в таком виде и в конкретное время. Получить такое подтверждение можно, если:

  • сделать нотариальное заверение — обратиться к нотариусу, предоставить ему запечатанный конверт, в котором будет храниться ваше произведение (нужно распечатать все партии, записать ноты и если нужно — слова), оставить конверт в несгораемом сейфе, получив свидетельство о передаче интеллектуальной ценности;
  • сделать регистрацию права в Российском авторском обществе — это подтверждение, что произведение существовало именно в таком виде и в конкретное время, которое необходимо для того, чтобы получать вознаграждение за его эксплуатацию;
  • сделать регистрацию в Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — в режиме онлайн вы сможете зарегистрировать право на товарный знак и начать зарабатывать на собственных произведениях;
  • отправить произведение на свой адрес — диск или другой носитель, на котором будет находиться ваше произведение, нужно направить заказным письмом к себе домой и не распечатывать: это и станет подтверждением того, что вы обладали записями в данный период.

Регистрация права в Российском авторском обществе — процедура, которая потребует нескольких последовательных шагов. Вам будет необходимо:

  1. Предоставить заявление. В нем нужно указать ваши паспортные данные, а также информацию о соавторах, если таковые есть.
  2. Записать фонограммы. Все аудиозаписи и трек-листы требуется приложить к заявлению.
  3. Указать подробную информацию о произведении. Вам потребуется прописать все данные, которые касаются творения: сведения об оригинальности (это только ваше произведение или оно сделано на основе уже существующих песен и треков), название, формат, жанр и стилистику обработки.

При этом вам нужно оплатить пошлину порядка 3500 рублей за РАО и около 1200 за ЕДРИД. Тарифы ЕДРИД указаны на официальном сайте.

Есть отдельные случаи, которые касаются регистрации права на саундтрек. В таких ситуациях в заявлении нужно указать, что вы заключили с киностудией официальный договор, и приложить его копию к пакету документов.

Сколько действует авторское право?

Сроки действия права на музыкальные произведения в разных странах варьируются. В России есть три правила, на которые нужно ориентироваться как после оформления права, так и по умолчанию, даже если оно не состоялось:

  1. Действие права распространяется на всю жизнь создателя произведения + 70 лет с момента ее окончания.
  2. Если речь идет о нескольких соавторах, 70 лет прибавляется после смерти последнего из них.
  3. Действие длится 70 лет и в случае посмертной публикации: если произведение увидело свет в период 70 лет после смерти создателя. Таким образом срок продлевается.

Если вы еще не отметили, что стали композитором, сделайте это как можно быстрее. Так вы сможете обезопасить себя и прикрыться щитом закона. Если же вы создаете логотипы или пишете романы — инструкции для вас есть в этой статье.

Источники:

Объекты авторского права

Виды авторских прав

Ответственность за нарушение права на произведение

ЕДРИД

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/registratsiya-avtorskih-prav-na-muzyku/

Авторские права на музыку

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Законодательство РФ и международные акты относят музыкальные произведения к охраняемым объектам авторского права. В зависимости от условия творческого процесса, защита будет предоставлена не только композитору, сочинившему произведение, но и автору слов, а также музыканту. О вариантах и способах подтверждения прав на такое творение расскажем в этом материале.

Основания возникновения прав

Под музыкальным произведением понимается сочетание нот, которое стало результатом творческой деятельности композитора. При этом музыка может быть представлена в следующих формах:

  • в виде самостоятельного звукового ряда, т.е. непосредственно музыкальное произведение;
  • музыка с использованием текста, т.е. песня;
  • часть более сложного объекта – звуковое сопровождение кинофильма, театральной постановки, хореографического танца и т.д.;
  • исполнение музыкального произведения или песни – композитор может сам исполнять свое произведение и фиксировать его на аудио- или видеозаписях, т.е. может признаваться и исполнителем.

Перечисленные формы выражения звука будут иметь ключевое значение для субъектного состава авторских и смежных прав. Прежде всего, на саму музыку, выраженную в форме нотной записи или звукового исполнения, возникают права у композитора. Он приобретает личные и имущественные права сразу с момента создания произведения.

Помимо авторства композитора на музыку, личные и имущественные права могут возникать по следующим направлениям:

  • у соавтора музыки, если произведение было создано творческим трудом нескольких лиц;
  • у автора текстового ряда песни;
  • у исполнителя произведения – певца, музыканта или самого композитора;
  • у лиц, создавших кинофильм или иной сложный объект – в этом случае у композитора сохраняться личные права на музыку, даже если он передаст имущественные права по договору.

Музыкальное авторское право не предусматривает возможности зарегистрировать права на музыку. Поэтому композитору или музыканту предстоит подтвердить свои права на авторство и обеспечить доказательства на случай возможного спора. Для этого могут использоваться следующие варианты:

  • депонирование экземпляра нотной записи или материального носителя с музыкой в авторских обществах – например, в России это можно сделать через РАО;
  • удостоверить факт создания нового творения через нотариат;
  • публично воспроизвести музыку или нотную запись с размещением знака правовой охраны – в отношении оригинала музыки можно использовать символ «С» в окружности, а для охраны исполнения применяется символ «Р» (также, в обоих случаях указывается имя или псевдоним автора, год первой публикации).

При возникновении споров об авторстве на музыку, закон отдает приоритет произведению, которое было обозначено знаками правовой охраны.

Права могут возникать и по договору авторского заказа. В этом случае композитор сочиняет музыку под требования, указанные заказчиком в договоре (например, для звукового сопровождения фильма, спектакля и т.д.). После сдачи готовой работы и выплаты вознаграждения автору, имущественные права перейдут к заказчику, однако за композитором сохранится право на имя и авторство.

Смежные права носят вторичный и производный характер от авторства. Композитор вправе самостоятельно исполнять произведение и приобретет смежные права на фонограмму.

Возможен и вариант с передачей права исполнения другим лицам – музыкантам, певцам и т.д.

В этом случае у исполнителя возникнет только смежное право, а композитор может давать свое разрешение для исполнения за вознаграждение или на безвозмездной основе.

Как защищаются права на музыку

Личные и имущественные права автора защищены законом. Режим правовой охраны дает возможность:

  • защищать право на имя и авторство, в том числе путем оспаривания плагиата через суд;
  • самостоятельно принимать решение об опубликовании музыкального произведения, либо оставить его неопубликованным;
  • использовать музыку в собственных целях – для издания на материальных и цифровых носителях, для распространения в сети интернет и т.д.;
  • передавать права иным лицам – по договору уступки, лицензионному соглашению или авторскому заказу;
  • использовать все возможные способы защиты от нарушений – нелегального воспроизведения или исполнения без согласия композитора, выпуска материальных носителей с музыкой без разрешения автора или оформленной лицензии, размещения музыки в свободном доступе через интернет.

За любой факт нарушения музыкант вправе взыскать вознаграждение, убытки или  компенсацию, а также предъявить требование о конфискации контрафакта или удаления нелегального контента в сети интернет. Если произведение было приобретено на законных основаниях, приобретатель может использовать его для личных некоммерческих нужд (например, воспроизводить дома).

Приобретатель может использовать и защищать только имущественные права. При наличии законных оснований (например, оформленного лицензионного соглашения), правообладатель может исполнять музыку или выпускать в продажу материальные носители в пределах своих правомочий.

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83

Как оформить авторские права на название группы?

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Тема авторского права на название группы интересна музыкантам, желающим официально оформить название своей группы. В данной статье мы расскажем о способах обеспечения интересов создателей «имени» музыкальной группы, что рано либо поздно потребуется каждому талантливому исполнителю.

Создание «мощного» и «запоминающегося» наименования, под которым будет выступать джаз-, поп- или рок-бэнд – это действенный способ продвижения, позволяющий музыкантам заявить о себе, привлечь внимание слушателей и продюсеров.

Особенности понятия «авторство» в музыкальной сфере

Закрепление авторства на «имя» творческого коллектива, вокально-инструментального проекта – эта область защиты интеллектуальной собственности обоснованно считается одной из самых сложных. Здесь пересекаются интересы автора творческого произведения и возможности, которые предоставляет «раскрученное» наименование ансамбля, зарегистрированное в качестве товарного знака.

В российском законодательстве нет юридического термина, определяющего понятие «Название музыкального коллектива».

Кроме того, подвижек в этом вопросе и не предвидится, что вполне обоснованно, поскольку большинство юристов считает его тождественным термину «товарный знак».

Это ограничивает выбор словесных элементов, учитывая достаточно большой перечень ограничений, на основании которых их регистрация, в качестве объекта интеллектуальной собственности, не допускается.

Музыканты, придумав уникальное название своего вокально-инструментального проекта, не вправе рассчитывать и на защиту своего авторства на основании статьи 1259 ГК РФ. В ней нет ни слова об «имени» коллектива.

  1. 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения…

Вместе с тем, имеется все же возможность закрепить свое авторство, как человека, придумавшего наименования ансамбля исполнителей. Поскольку авторские права распространяются на любой результат творческой деятельности с момента его создания без каких-либо дополнительных действий.

Статьи 1259 ГК РФ

  1. 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В теории, достаточно лишь назвать одно из созданных лично музыкальных произведений так же, как и коллектив, чтобы закрепить авторство.

Обращаем внимание, что при использовании общеупотребительного литературного слова запретить его воспроизведение другим участникам рынка невозможно.

Однако, этот способ не только не гарантирует защиту интересов автора, но и не исключает вероятность того, что начнутся концерты «двойников». Да и как сообщить иным участникам рынка, что у «словесного элемента», представляющего музыкантов, имеется хозяин.

Бытует ошибочное мнение, что для рок- или джаз-бэнд можно оформить патент. Но такого понятия, как «запатентовать название» в отечественной юридической практике не существует, а патент выдается лишь на инновационные изобретения и технологические новинки.

Так что же делать? Как же защитить авторские права, ведь даже известное всем музыкантам РАО не имеет законных оснований для регистрации наименования творческого коллектива, а лишь надзирает за отчислениями вознаграждений автору.

Да и то лишь в отношении тех исполнителей, которые заключили с РАО соглашение.

Как ансамблю защитить свое авторское право

В качестве одного из вариантов специалисты рекомендуют придумать коллективный псевдоним, а затем:

  • составить соглашение в письменном виде об осуществлении совместной творческой (концертно-музыкальной) деятельности под этим псевдонимом, подписанное всеми участниками группы;
  • это соглашение необходимо заверить в нотариальной конторе в форме гражданского договора.

Нотариально заверенное соглашение, при появлении группы-двойника, позволит подтвердить дату создания имени группы исполнителей вокально-музыкальных композиций.

Для фантазийного словесного элемента (псевдонима) может быть проведена регистрация в международном стандартном идентификаторе имен и псевдонимов ISNI.

Для полноценной защиты словесного элемента, под которым намерены выступать исполнители вокально-инструментальных композиций, лучшим вариантом является все же его регистрация в качестве товарного знака. Правда, для этого потребуется:

  • зарегистрироваться в налоговой, в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ООО, к примеру, может называться так же, как и ансамбль);
  • провести процедуру регистрации объекта интеллектуальной собственности в Роспатенте.

Правда, даже в этом случае, может потребоваться помощь опытных специалистов-патентоведов. Ведь не каждый словесный элемент, за исключением 100% фантазийного, может быть признан уникальным и способным идентифицировать правообладателя.

05.10.2019, 898 просмотров.

Источник: https://www.s-tm.ru/articles/oformlenie_avtorskih_prav_na_nazvanie_gruppi/

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Где и каким образом оформляются авторские права для музыкантов?

Авторское право — один из самых неоднозначных институтов в юридическом праве. Термин подразумевает возможность использовать готовое музыкальное произведение по собственному усмотрению, в том числе для создания копий и чтобы получить прибыль. Закон не всегда находится на стороне автора, поэтому важно заранее побеспокоиться и узнать, как оформить авторские права на песню или музыку?

Как образуются авторские права на песню

Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню

Авторское право формируется в момент создания музыкального произведения. Автором признается лицо, творческим трудом которого была создана композиция.

Создателю для этого нет необходимости предпринимать специальные действия. Нет необходимости также в оформлении патента. Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню, если нет доказательств обратного.

Важно! Использование объектов чужого авторского права строго запрещено законом.

Данные полномочия распространяются как на опубликованные композиции, так и на те, чьи записи хранятся в архиве у автора.

Авторское право — исключительное, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права. В первую очередь, это — на авторство и имя.

Создатель может публиковать произведение под свои именем, под псевдонимом или анонимно, а также создавать копии и распространять их.

Авторское право на музыку принадлежит композитору, поскольку именно он создает мелодию. Слова могут при этом принадлежать другому лицу.

После смерти создателя авторские права действуют еще 50 лет, а право на их защиту переходит по наследству. Распространяется только на территории страны, где было зарегистрировано.

Порядок регистрации авторских прав

Несмотря на то, что авторские полномочия появляются в момент создания произведения, многие авторы сталкиваются с плагиатом. Это понятие обозначает незаконное присвоение плодов чужого труда (текстов, музыки), выпуск их под своим именем и цитирование без указания авторства.

В России такие действия являются уголовным преступлением. Полностью обезопасить себя от мошенников невозможно, но защититься и выиграть суд — вполне. Для этого нужно точно знать, как зарегистрировать авторское право на песню?

Регистрация авторских прав на песню в России осуществляется для того, чтобы защитить привилегии создателя. Сделать это можно несколькими способами, однако на сегодня оптимальным вариантом считается прохождение регистрации в РАО (Российское авторское сообщество).

Существует несколько способов, как зарегистрировать авторские права на музыку

Нотариальное заверение послужит лишь свидетельством владения композицией на определенное число. Это может стать решающим аргументом в суде, но такой документ не является доказательством создания произведения.

Это не единственный способ подтвердить авторство. Юристы рекомендуют еще несколько методов, как зарегистрировать авторские права на музыку:

  • публикации с упоминанием песни и проставлением конкретной даты;
  • корреспонденция с нотами и текстами (обязательно наличие почтового штампа);
  • электронное депонирование.

В последние годы именно последний вариант стал набирать популярность. Для этого достаточно лишь отправить песню на сервер, где будет записана дата ее загрузки, а также проставлена цифровая подпись.

Основные способы подстраховать себя от возможного плагиата:

  1. Самый надежный — почтой отправить самому себе заказным письмом диск с записями песен, музыкальными треками. После получения, посылку нужно хранить невскрытой — юридически это теперь официальный документ, с помощью которого можно защитить свои права на произведение, если кто-то попытается украсть авторство.
  2. Поскольку песня состоит из 2 компонентов, лучший способ защиты — запись нот и слов. Лучший способ представить мелодию — распечатать партии всех инструментов, включая голос, набранные в MIDI-редакторе (Guitar Pro, Cubase, Sibelius и др.). Слова песни лучше поместить в трек с мелодией вокала. Готовые листы запечатайте в конверт. Далее потребуется нотариус, имеющий право хранить документы в несгораемом сейфе. Туда следует поместить песни. При возникновении споров, это будет доказательством авторства, при условии, что кто-то другой не запатентовал их раньше.Информировать специалиста о содержимом конверта необязательно. По закону, вы имеете права сохранить эту информацию в секрете.
  3. Регистрация в РАО (Российское авторское общество). Классический и надежный вариант. Фактически, это не является оформлением авторских прав на песню, однако процедура необходима для получения вознаграждения за использование песен. В суде такой документ может оказаться полезен. Для оформления понадобится:
    • заявление с указанием паспортных данных всех соавторов, исполнителей;
    • фонограммы в аудиоформате и трек-листы;
    • название, жанр и формат песни, а также данные об исполнителях, соавторах и сведения об оригинальности (если композиция основана на переработке чьего-то творчества необходим документ, подтверждающий разрешение правообладателем проведения трансформаций, а также размер авторского гонорара, полученного им за использование продуктов творчества).

При регистрации саундтрека к фильму, к заявлению прикладывается договор с киностудией и музыкальная справка.

Как проверить музыку на авторские права

Проверить музыку на авторские права, возможно, через

Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал , он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей. Авторы должны быть подлинными.

Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки. Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.

Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  1. Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
  2. После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
  3. Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
  4. В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.

Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. тека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.

Если музыка защищена авторскими правами

Несмотря на строгость в отношении авторского права, существуют случаи, когда защищенный контент можно использовать. Такое явление получило название добросовестного использования, которое подразумевает достижение одной из целей:

  • обучение;
  • исследование;
  • критика;
  • комментирование;
  • информирование.

В противном случае, использование контента защищенного авторским правом является незаконным, даже если указать автора, не получать выгоды с записи, приобрести песню легально на диске или онлайн.

Cуществуют случаи, когда защищенный контент можно использовать

Чтобы использовать подобные песни и музыку, необходимо приобрести лицензию у компании, осуществившей запись. Организации редко соглашаются сотрудничать с частными лицами, но в случае их согласия придется выложить круглую сумму. Если такой возможности нет, лучше не использовать выбранный контент.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63 

Это быстро и бесплатно!

Авторское право принадлежит создателю музыки или песни изначально. Подтверждать это нет необходимости.

Однако на практике авторы и исполнители сталкиваются с плагиатом, незаконным присвоением третьими лицами объектов творчества.

Чтобы защитить себя и свое творчество от подобных инцидентов, рекомендуется официально запатентовать создание и дату, когда автор имел на руках готовое произведение.

Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/oformit-avtorskie-prava-na-muzyku.html

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: