Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Содержание
  1. Авторские права на музыку: как оформить и защитить
  2. Как образуются авторские права на песню
  3. Порядок регистрации авторских прав
  4. Как проверить музыку на авторские права
  5. Если музыка защищена авторскими правами
  6. Заключение
  7. Авторское право на произведение
  8. Авторские права подтверждает:
  9. Официальное депонирование и правила регистрации авторского права
  10. ДЕПОНИРОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
  11. Передача авторских прав в РФ
  12. Варианты передачи
  13. Нюансы оформления договоров
  14. Авторские права на музыку: общая характеристика
  15. Общие положения
  16. Музыкальное произведение без текста
  17. Музыкальное произведение с текстом
  18. Особенности смежных прав на песню
  19. Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?
  20. Основы авторского права для композиторов и звукорежиссеров
  21. Интеллектуальная собственность
  22. Оформление прав
  23. Как это доказать?
  24. Продажа музыки
  25. Фильм
  26. Права звукорежиссера
  27. Создание композиции

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Авторское право — один из самых неоднозначных институтов в юридическом праве. Термин подразумевает возможность использовать готовое музыкальное произведение по собственному усмотрению, в том числе для создания копий и чтобы получить прибыль. Закон не всегда находится на стороне автора, поэтому важно заранее побеспокоиться и узнать, как оформить авторские права на песню или музыку?

Как образуются авторские права на песню

Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню

Авторское право формируется в момент создания музыкального произведения. Автором признается лицо, творческим трудом которого была создана композиция.

Создателю для этого нет необходимости предпринимать специальные действия. Нет необходимости также в оформлении патента. Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню, если нет доказательств обратного.

Важно! Использование объектов чужого авторского права строго запрещено законом.

Данные полномочия распространяются как на опубликованные композиции, так и на те, чьи записи хранятся в архиве у автора.

Авторское право — исключительное, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права. В первую очередь, это — на авторство и имя.

Создатель может публиковать произведение под свои именем, под псевдонимом или анонимно, а также создавать копии и распространять их.

Авторское право на музыку принадлежит композитору, поскольку именно он создает мелодию. Слова могут при этом принадлежать другому лицу.

После смерти создателя авторские права действуют еще 50 лет, а право на их защиту переходит по наследству. Распространяется только на территории страны, где было зарегистрировано.

Порядок регистрации авторских прав

Несмотря на то, что авторские полномочия появляются в момент создания произведения, многие авторы сталкиваются с плагиатом. Это понятие обозначает незаконное присвоение плодов чужого труда (текстов, музыки), выпуск их под своим именем и цитирование без указания авторства.

В России такие действия являются уголовным преступлением. Полностью обезопасить себя от мошенников невозможно, но защититься и выиграть суд — вполне. Для этого нужно точно знать, как зарегистрировать авторское право на песню?

Регистрация авторских прав на песню в России осуществляется для того, чтобы защитить привилегии создателя. Сделать это можно несколькими способами, однако на сегодня оптимальным вариантом считается прохождение регистрации в РАО (Российское авторское сообщество).

Существует несколько способов, как зарегистрировать авторские права на музыку

Нотариальное заверение послужит лишь свидетельством владения композицией на определенное число. Это может стать решающим аргументом в суде, но такой документ не является доказательством создания произведения.

Это не единственный способ подтвердить авторство. Юристы рекомендуют еще несколько методов, как зарегистрировать авторские права на музыку:

  • публикации с упоминанием песни и проставлением конкретной даты;
  • корреспонденция с нотами и текстами (обязательно наличие почтового штампа);
  • электронное депонирование.

В последние годы именно последний вариант стал набирать популярность. Для этого достаточно лишь отправить песню на сервер, где будет записана дата ее загрузки, а также проставлена цифровая подпись.

Основные способы подстраховать себя от возможного плагиата:

  1. Самый надежный — почтой отправить самому себе заказным письмом диск с записями песен, музыкальными треками. После получения, посылку нужно хранить невскрытой — юридически это теперь официальный документ, с помощью которого можно защитить свои права на произведение, если кто-то попытается украсть авторство.
  2. Поскольку песня состоит из 2 компонентов, лучший способ защиты — запись нот и слов. Лучший способ представить мелодию — распечатать партии всех инструментов, включая голос, набранные в MIDI-редакторе (Guitar Pro, Cubase, Sibelius и др.). Слова песни лучше поместить в трек с мелодией вокала. Готовые листы запечатайте в конверт. Далее потребуется нотариус, имеющий право хранить документы в несгораемом сейфе. Туда следует поместить песни. При возникновении споров, это будет доказательством авторства, при условии, что кто-то другой не запатентовал их раньше.Информировать специалиста о содержимом конверта необязательно. По закону, вы имеете права сохранить эту информацию в секрете.
  3. Регистрация в РАО (Российское авторское общество). Классический и надежный вариант. Фактически, это не является оформлением авторских прав на песню, однако процедура необходима для получения вознаграждения за использование песен. В суде такой документ может оказаться полезен. Для оформления понадобится:
    • заявление с указанием паспортных данных всех соавторов, исполнителей;
    • фонограммы в аудиоформате и трек-листы;
    • название, жанр и формат песни, а также данные об исполнителях, соавторах и сведения об оригинальности (если композиция основана на переработке чьего-то творчества необходим документ, подтверждающий разрешение правообладателем проведения трансформаций, а также размер авторского гонорара, полученного им за использование продуктов творчества).

При регистрации саундтрека к фильму, к заявлению прикладывается договор с киностудией и музыкальная справка.

Как проверить музыку на авторские права

Проверить музыку на авторские права, возможно, через

Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал , он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей. Авторы должны быть подлинными.

Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки. Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.

Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  1. Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
  2. После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
  3. Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
  4. В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.

Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. тека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.

Если музыка защищена авторскими правами

Несмотря на строгость в отношении авторского права, существуют случаи, когда защищенный контент можно использовать. Такое явление получило название добросовестного использования, которое подразумевает достижение одной из целей:

  • обучение;
  • исследование;
  • критика;
  • комментирование;
  • информирование.

В противном случае, использование контента защищенного авторским правом является незаконным, даже если указать автора, не получать выгоды с записи, приобрести песню легально на диске или онлайн.

Cуществуют случаи, когда защищенный контент можно использовать

Чтобы использовать подобные песни и музыку, необходимо приобрести лицензию у компании, осуществившей запись. Организации редко соглашаются сотрудничать с частными лицами, но в случае их согласия придется выложить круглую сумму. Если такой возможности нет, лучше не использовать выбранный контент.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63 

Это быстро и бесплатно!

Авторское право принадлежит создателю музыки или песни изначально. Подтверждать это нет необходимости.

Однако на практике авторы и исполнители сталкиваются с плагиатом, незаконным присвоением третьими лицами объектов творчества.

Чтобы защитить себя и свое творчество от подобных инцидентов, рекомендуется официально запатентовать создание и дату, когда автор имел на руках готовое произведение.

Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/oformit-avtorskie-prava-na-muzyku.html

Авторское право на произведение

Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Консультация по регистрации+7 495 921-2231; Задать вопрос

Регистрация авторских прав и официальное депонирование экземпляров произведений осуществляется Российским обществом по управлению авторскими правами  Российским авторским обществом КОПИРУС. На основании ст. 1243 Гражданского кодекса РАО КОПИРУС формирует официальный Реестр, содержащий сведения о правообладателях и объектах авторских прав.

Авторские права подтверждает:

1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.

2. Международная регистрация имени и/или псевдонима автора и наименования организации с присвоением международного идентификатора ISNI.

3. Регистрация авторских прав на экземпляр произведения. Запись в официальном Реестре, который формируется на основании статьи 1243 Гражданского кодекса РФ, оформленное Свидетельство авторских прав и депонирование правильно оформленного экземпляра произведения подтверждают авторство на произведение с именем или псевдонимом автора.

4. Официальное депонирование произведения в фондохранилище отечественных изданий с присвоением международных стандартных номеров подтверждает обнародование экземпляра произведения с именем автора.

Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании “презумпции авторства”. Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а в случае претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированное произведение.

Таким образом, для подтверждения авторства всегда следует предоставлять авторское Свидетельство о регистрации и экземпляр произведения с точно установленной датой создания или депонирования. В суде, в качестве вещественного доказательства, должен предоставляться ОТДЕЛЬНЫЙ, КОНКРЕТНЫЙ, ОДНОЗНАЧНО ИДЕНТИФИЦИРУЕМЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЬНОМ НОСИТЕЛЕ.

Цифровой файл, вне зависимости от того, каким образом он заверен и защищен, не может признаваться таким экземпляром.

В связи с этим обращаем Ваше внимание, что хранение произведений в виде файлов, без создания экземпляра на каком-либо материальном носителе, не позволит использовать презумпцию авторства для защиты прав на произведение, когда это может потребоваться.

Официальное депонирование и правила регистрации авторского права

Следующие объекты могут быть представлены для депонирования произведенияе и регистрации авторского права (оформленные в виде рукописи или печатного издания):

  • литературные произведения и издательские проекты; (книги, повести, романы, стихи и стихотворные произведения, статьи, брошюры …)
  • художественные и фотографические произведения,
  • сценарии кино, видео и телевизионных передач, сценарии телефильмов,
  • проекты и сценарии игр, викторин, лотерей, конкурсов,
  • научные работы, диссертации, рукописи научных разработок, учебников, пособий,
  • музыкальные произведения с текстом или без, например регистрация авторского права на музыку или песню,
  • интернет-сайты (контент и дизайн),
  • дизайн и произведения архитектуры,
  • аудиовизуальные произведения, например фильмы, видеоролики, телепередачи и т.п.

Полный список авторских произведений, подлежащих регистрации >>>

Обращаем внимание, что некоторые объекты интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы как товарный знак, изобретение, полезная модель и промышленный образец. После проведения процедуры регистрации авторского права можно разместить на произведении правильный копирайт.

Подробнее обо всех видах регистрации в разделе Регистрация прав

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Перечисленные объекты на депонирование и регистрацию не принимаются.

РАО КОПИРУС принимает на депонирование и регистрирует права на основе установленных правил регистраци прав через региональных партнеров и через портал Copyright.ru, который осуществляет прием и оформление документации на основе публичной оферты.

В городах и регионах России можно проконсультаироваться и подать заявку на регистрацию прав через региональных партнеров.

Оплата депонирования контента и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ, банковским переводом или непосредственно партнеру.

Для регистрации авторского права заявитель, которым может быть сам автор или иное заинтересованное лицо, должен направить в Отдел регистрации – в Отдел регистрации прав заказную корреспонденцию в составе:

1) подписанное Заявление на регистрацию, установленной формы;

2) подписанный договор, оформить в двух экземплярах (только при первом обращении)

Для правообладателей юридических лиц необходимо сделать запрос формы договора. 

3) экземпляр произведения, распечатанный или cкопированный на листах формата А4 — с одной стороны каждого листа, к которому необходимо оформить титульный лист.

4) квитанцию об оплате услуг депонирования – заполните форму заказа и оплаты.

РАО КОПИРУС после получения всех указанных документов (включая документ, подтверждающий оплату):

1) принимает оформленный автором экземпляр произведения и официально передает на хранение в Национальном фондохранилище изданий Российской книжной палаты где экземпляр описывается и каталогизируется;

2) заносит сведения о произведении, авторах и регистрации авторского права в реестр РАО КОПИРУС;

3) оформляет Свидетельство о депонировании и регистрации авторских прав на произведение и высылает его по адресу, указанному в поданном Заявлении;

4) депонирует и регистрирует договор передачи авторских прав или договор между соавторами;

Депонирование и регистрация авторского права на произведение осуществляется на бумажных носителях — листах формата A4 (обычный размер бумаги для принтеров).

При необходимости депонирования ранее изданного произведения оно может предоставляться в виде изданного экземпляра или может быть скопировано (включая обложку) на листах формата А4 (с одной стороны), которые и принимаются для депонирования.

Дополнительно к экземпляру произведения, оформленному на бумажном носителе депонируются произведения на цифровых носителях информации:

  • фонограммы (звукозаписи),
  • аудиовизуальные произведения
  • иные виды произведений, не представленные в виде распечатки на листах формата А4.  

При этом принимаются только CD-R и DVD-R с финализированной записью, содержащие напечатанное на самом диске название произведения и имя автора/авторов на верхней части диска.

Авторы, желающие задепонировать большое количество произведений (например, фотографии, эскизы, стихи, песни, музыку и т.д.) могут объединять их по своему усмотрению в сборникис единым названием, в том числе распечатывать по несколько однотипных произведений на каждой странице.

Также возможна регистрация каждого произведения, входящего в сборник, при депонировании только одного экземпляра сборника.

Вышеперечисленные услуги регистрации интеллектуальной собственности можно получить через наших партнеров:

в Москве и регионах России

ДЕПОНИРОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА

Депонирование и регистрация договора передачи исключительного права (договора отчуждения прав) осуществляются только при условии, что производится регистрация и депониование произведения или ранее были произведены регистрация и депонирование произведений, права / лицензии на которые предоставляются по такому договору.

Применяются два способа депонирования и регистрации договора:

1) без экспертизы условий договора,

2) с проведением предварительной проверки (экспертизы) условий договора на их соответствие действующему законодательству

Все подробности вы можете узнать у сотрудника бюро по авторскому праву.

КОНСУЛЬТАЦИЯ:+7 495 921-2231; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

На мероприятиях Форума «Деловая Россия» присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин, который выступил за совершенствование регистрации >>>

На последней пресс-конференции представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявили >>>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

В Санкт-Петербурге прошло мероприятие под названием «XI Петербургский Международный инновационный форум», где с докладами выступали многие представители >>>

Правительство Казахстана давно уже обеспокоено ситуацией в сфере защиты и сохранности авторских прав в стране >>

Представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности сообщили, что в ведомство поступили заявки от «Союзмультфильма» >>

Председатель СФ РФ Валентина Матвиенко стала инициатором рассмотрения законопроекта, который предусматривает введение нового объекта интеллектуальных прав – «географические указания» >>>

Согласно имеющейся информации, в Казахстане особо обеспокоились защитой авторских прав. Эта тема сейчас актуальна на всем постсоветском пространстве >>>

Не исключено, что в ближайшем будущем будут приняты специальные изменения в 4-ой части Гражданского кодекса России >>

Все заинтересованные в вопросе защиты авторских прав были приглашены к участию в онлайн-опросе Библиотеки Конгресса США >>>

[  1   2   3  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/registraciy_avtorskih_prav/registratsiya_proizvedeniy/

Передача авторских прав в РФ

Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Обладатель авторских прав сам определяет судьбу своего произведения. Помимо использования творения в собственных целях, допускается продажа или передача имущественных прав иным лицам. Для этого оформляются договоры авторского заказа или уступки прав, либо лицензионное соглашение. О правилах отчуждения или временной передачи прав на произведение расскажем в этом материале.

Варианты передачи

Закон допускает распоряжение только имущественных прав. Это означает, что даже при продаже произведения иным лицам, создатель сохранит за собой комплекс личных прав – на имя и авторство, неприкосновенность  объекта. Следовательно, включение в любой вид договора условия об утрате или передаче личных прав является незаконным и повлечет недействительность сделки.

Способы распоряжения исключительными правами определены ГК РФ и международными актами:

  • по договору заказа произведение будет передано заказчику сразу после его создания, а автор получит денежное вознаграждение – передача прав происходит в момент приемки результата творческого труда, соответствующего условиям договора;
  • по договору уступки происходит продажа имущественных прав – после подписания договора и получения вознаграждения, автор утратит дальнейшее право использования и распоряжения объектом творчества;
  • лицензионное соглашение дает возможность передать права на временной основе – все условия лицензии стороны будут определять самостоятельно, в том числе возмездный или безвозмездный характер временного использования.

В отличие от объектов промышленной собственности и коммерческих обозначений, авторские права не обязательно могут передаваться за вознаграждение.

Правообладатель может сам решить, в каких пределах предоставить безвозмездное право пользования, либо определить размер и порядок выплаты вознаграждения.

Исходя из условий перечисленных договоров, только авторский заказ однозначно носит коммерческий характер.

Выделим общие принципы передачи прав и оформления договоров:

  • так как режим авторских прав не предусматривает обязательной регистрации, такое требование отсутствует и для договоров передачи – для вступления договора в силу достаточно личных подписей обеих сторон или их представителей по доверенности;
  • регистрация может проводиться в добровольном порядке для программы ЭВМ и баз данных – если правообладатель прошел регистрационную процедуру, любой договор передачи прав также подлежит регистрации;
  • стороны могут удостоверить факт сделки через авторское агентство или общество – в этом случае сведения о сделке будут включены в реестр общества, которое окажет содействие при последующей защите интересов сторон.

Любая форма передачи может осуществляться только при согласии правообладателя. Понуждение к заключению договоров и передаче имущественных прав недопустимо.

Передавать права можно только в пределах срока правовой охраны. Например, авторское произведение можно продать или передать по лицензии в течение срока жизни автора и 70 лет после его кончины (во втором случае распоряжаться правами смогут правопреемники или наследники). Для объектов смежных прав этот срок значительно меньше – 50 лет с момента исполнения или создания записи.

Нюансы оформления договоров

При согласовании условий сделки и оформлении договоров передачи нужно руководствоваться нормами ГК РФ. Для оформления договора авторского заказа применяются следующие правила:

  • стороны должны оговорить все параметры будущего результата творчества – например, количество, качество и содержание фотографических снимков;
  • при подписании договора автор может получить аванс, а окончательный расчет последует после сдачи готового результата заказчику;
  • в договоре заказа устанавливается предельный срок сдачи результата, либо отдельные этапы передачи по мере готовности;
  • сдача готового результата оформляется актом приема-передачи, а после выплаты оговоренного вознаграждения заказчик приобретет имущественные права на творение.

Поскольку оговорить точные параметры произведения литературы, науки или искусства крайне затруднительно, практическое применение таких договоров связано с заказов фотосессии, графических рекламных материалов, дизайнерских проектов и иных аналогичных объектов.

При заключении договора уступки ключевое значение имеет согласование порядка и размера вознаграждения (если автор передает права на возмездной основе).

Стороны могут оценить имущественные права самостоятельно, либо обратиться к независимому оценщику. При продаже произведения коллективного творчества, согласие на сделку должны дать все соавторы или участники исполнения.

Помимо прямой продажи прав, допускается указание в договоре условия об обещании такой передачи.

Наибольшее количество вариантов возможно при оформлении лицензионных соглашений:

  • правообладатель может выдать исключительную лицензию, когда все права будут переданы только одному лицу, либо выдать лицензию сразу нескольким субъектам;
  • в условиях лицензии можно оговорить срок временного использования прав, территорию разрешенного пользования, размер и форму вознаграждения, штрафные санкции за нарушение;
  • если стороны договорились о возможно оформления сублицензии, такое условие обязательно нужно указать в договоре – по условиям сублицензии временный обладатель прав сможет сам передавать их иным лицам, в том числе без дополнительного согласования с правообладателем;
  • первоначальный правообладатель может предусмотреть право самостоятельного использования или распространения произведения наряжу с временным владельцем.

Как правило, именно лицензионные соглашения являются оптимальной формой передачи прав, так как правообладатель сохраняет контроль за судьбой своего произведения. Формы выплаты вознаграждения зависит от договоренностей сторон – единовременная выплата, периодические отчисления, процент от продажи материальных носителей и т.д.

При существенном нарушении условий лицензии правообладатель сможет расторгнуть договор.

Например, если временный владелец систематически нарушает сроки выплаты вознаграждения, либо не соблюдает разрешенные территориальные пределы для коммерческого использования произведения, договор расторгается по требованию правообладателя.

Помимо досрочного прекращения договора, автор сможет взыскать сумму вознаграждения штрафные санкции, причиненные убытки или компенсацию за нарушение авторских прав.

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B2-%D1%80%D1%84

Авторские права на музыку: общая характеристика

Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Музыкальные произведения – одни из самых распространенных объектов авторского права, вопросы их правового режима и защиты остаются актуальными. Кроме того, некоторые моменты авторского права здесь могут пересекаться со смежными правами на эти же объекты. Обратим пристальное внимание на эти и иные особенности.

Общие положения

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения делятся на два типа: с текстом и без него. В первом случае речь идет по большому счету о песнях, во втором – лишь о музыкальной композиции. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Музыкальное произведение без текста

В данном случае мы имеем дело с определенной комбинацией звуков, у которой существует автор, придумавший определенную последовательность нот, а затем объективно выразивший все это, например, записав ноты на бумаге.

На выходе мы имеем только один результат интеллектуальной деятельности, у которого единственный автор (за исключением случаев, когда произведение создается в соавторстве).

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию.

Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ.

Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении).

Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Роман Билык – лидер, вокалист и гитарист группы «Звери» – не так давно от своего имени подал иск в суд на ООО «Кинокомпанию «Лунапарк» и ООО «Централ Партнершип» за нарушение исключительных прав на песню «Южная ночь». Из этого можно сделать вывод, что именно он единолично обладает исключительным правом на песню как создатель сложного объекта.

Музыкальное произведение с текстом

Здесь вместе с инструментальными партиями присутствует и текст, как правило, в стихотворной форме. Наиболее распространенный вид таких произведений – песни.

У песен, как правило, присутствуют два автора – композитор (создатель музыки) и поэт (автор текста), причем именно они указываются в качестве авторов, следовательно, можно говорить о наличии соавторов, причем это как раз тот случай, когда оба результата творческой деятельности могут быть использованы отдельно.

Так, авторами песни «Воспоминания о былой любви» являются Михаил Горшенев (музыка) и Андрей Князев (текст) (см., например, информацию с Интернет-ресурса Muzland: https://muzland.ru/songs.html?auth=34&song=12).

Если нарушены исключительные права только автора текста или композитора (одного из соавторов), то в силу п. 4 статьи 1258 ГК РФ каждый из них может заявить о нарушении и потребовать защиты.

Следовательно, если кто-то скопирует текст песни, то именно поэт, а не композитор может требовать выплаты компенсации, в то время как при использовании музыкальной части происходит обратное.

Впрочем, соавторы могут заключить между собой договор, в силу которого правообладателем будет являться кто-то один.

Особенности смежных прав на песню

Мы уже выяснили, что композитор и поэт приложили интеллектуальный труд к созданию музыкального произведения и в силу этого приобрели авторские права. Вместе с тем в данном случае можно говорить и о смежных правах в следующих случаях:

  1. Певец в качестве исполнителя приобретает смежное право на исполнение песни, является субъектом смежных прав в соответствии со ст. 1313 ГК РФ. Следовательно, если кто-то посягнет на исполнение (например, скопирует его), то о нарушении будут заявлять не авторы песни, а именно он. Также в качестве исполнителей могут быть и музыканты, воспроизводящие на инструментах музыку.
  2. Организации, записывающие фонограммы, приобретают смежные права на них. Под фонограммой понимается запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (статья 1322 ГК РФ). Иными словами, фонограмма – это та запись песни, которую мы слушаем на дисках, в Интернете. В некоторых случаях организации-правообладатели могут также заявить о нарушении. В качестве примера можно привести случай, когда предприниматель скопировал песню на диски и стал продавать контрафактный товар. На диске содержится песня как объект авторского права и одновременно фонограмма как объект смежных прав. Представляется, что здесь имеют место нарушения как прав авторов, так и прав организации, являющейся обладателем исключительных прав на фонограмму.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню. Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется.

Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе).

Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.

Более подробно о защите интеллектуальных прав см. соответствующую статью.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/muzykalnoe-proizvedenie-kak-obekt-avtorskogo-prava/

Основы авторского права для композиторов и звукорежиссеров

Где оформляется передача исключительных прав на музыкальное произведение с текстом?

Многие до сих пор пытаются подтвердить права на свою работу «дедовским способом», отправив сочиненный трек себе на почту. Разве что «бумажная» почта сменилась на электронную.

Проблема в том, что из открытых ресурсов в просторах Рунета есть лишь «Гражданский кодекс» РФ, где мало что понятно.

Давайте попробуем кратко разобраться, какие же есть права у звукового и музыкального департамента.

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность — это нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
freepik.

com
 

Важно отметить, что законодатель постепенно отказывается от вещно-правовой категории «собственность», когда речь заходит о нематериальных результатах интеллектуальной деятельности, и переходит к категории «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК).

Виды интеллектуальной собственности бывают разные, включая базы данных и фирменные наименования, однако интересуют нас лишь несколько пунктов:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).

rawpixel.com Они охраняются авторским правом, и в отношении интеллектуальной собственности возникают интеллектуальные права. Права бывают:

  • исключительные (этим правом можно распоряжаться, как угодно, включая продажу); 
  • личные неимущественные (права на имя, защиту от искажения произведения: от этих прав нельзя отказаться, они бессрочно закреплены за автором); 
  • иные (случаи, которые не подходят под первые две категории).

Идея сама по себе никак не защищена, но до тех пор, пока она не обрела какую-либо объективную форму. К примеру, идея снять фильм про космонавта или написать саундтрек с медными духовыми никак охраняться не будет. А вот если вы напишете сценарий или синопсис, запишете партируту в ноты или произведете запись вашей игры на инструменте, — все это не будет пустыми словами.

Оформление прав

freepik.com Оформление прав — всеобщее заблуждение. Они возникают и охраняются с момента создания произведения, никакого специального оформления не требуется. Даже если ваша работа находится в общем доступе, у вас все равно уже есть эти права.

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат» (п. 1 ст. 1228).

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора» (п. 3 ст. 1228).

 

Как это доказать?

Обычно суды рассматривают каждый случай индивидуально, так что какого-то списка возможных доказательств нет. Конечно, крайне рекомендуется сохранять исходные файлы.

«Дедовский» почтовый способ, упомянутый ранее, также по факту действительно будет доказательством, что у вас есть право на интеллектуальную собственность. Заверение у нотариуса также имеет юридическую силу.

Разобравшись немного в теории, попробуем рассмотреть несколько практических случаев.

Продажа музыки

rawpixel.com Предположим, что вы, молодой и перспективный композитор, решили продать одну из своих работ. Заказчик у вас уже есть, так что вам остается передать ему права. Они у вас есть с момента создания произведения.

Распоряжаться вы можете лишь исключительным правом, так что все, что нужно, — это составить договор об отчуждении (полном и частичном) этого права. Договор обязательно нужен о в письменной форме, в нем должно быть определено вознаграждение для вашей композиции.

«Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора».

Также возможно заключение лицензионного договора, где можно прописать определенные условия (к примеру, распространения) и сроки.

«В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Выходит, продать композицию не так уж и сложно, однако если вы просто получили деньги, но не заключили договор, у вас все еще остаются как личные неимущественные права, так и исключительные. То есть, если вы передали свою работу кому-то, но никак это не подтвердили, то вы все еще фактически в праве засудить при определенных обстоятельствах другую сторону. То же самое относится, конечно, к распространению и использованию вашей работы нелегально — у вас есть права, которые охраняются законом.

Фильм

rawpixel.com Рассмотрим более сложный пример: съемки кинофильма. Согласно российскому законодательству, фильм является аудиовизуальным произведением, то есть «сложным объектом».

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

«Лицо» — это тот самый человек, который отвечает за весь фильм. Часто им является продюсер. По законодательству РФ авторы аудиовизуального произведения — это сценарист, режиссер-постановщик, композитор, написавший музыку (с текстом или без текста).
Joel Muniz Таким образом, композитор получает свой «кусок торта» так же, как и режиссер и автор сценария. Что же насчет остальных членов съемочной группы? Они не признаются авторами фильма, однако становятся авторами произведений, над которыми они работали. Именно поэтому продюсер заключает договоры со всеми творческими единицами, чтобы сконцентрировать все права в своих руках, дабы заняться согласованной с авторами фильма и всех составных произведений дистрибуцией.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

 

Права звукорежиссера

Как мы уже выяснили, место звукорежиссера в правовом поле фильме не такое крупное, как у композитора, однако важно, что права на произведения у него все же есть. Давайте рассмотрим частный случай, когда человек приходит записывать композицию на студию.

Создание композиции

Nuno Alberto В процессе создания композиции звукорежиссер действительно работает, подсказывая исполнителю, а также предоставляя свое оборудование.

К сожалению, российское законодательство в таком случае не признает звукорежиссера автором:

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Steve Harvey Однако звукорежиссер все еще может получить хотя бы смежные права на изготовление композиции, если внесет какие-либо значительные изменения в фонограмму:

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Свои права лучше знать заранее, чтобы при возникновении каких-либо неприятных ситуаций вы уже были в курсе, на что вы имеете право, а на что нет. Конечно, есть огромное количество нюансов в Гражданском кодексе РФ, который также продолжает обновляться, так что не забывайте освежать свои знания новыми поправками относительно интеллекутальность собственности, дабы защищать права на свою работу.
Обложка: freepik.com

ПопулярноеОбзоры

Чем мы провожаем лето и встречаем осень? Правильно, фильмами. В российских кинотеатрах уходящий сезон проходит под «Не входи», а наступающий — встречаем «Таинственным садом»

Мнение

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно

Слова

Продюсер Василий Соловьев о «Хэппи-энде», фильме, который открыл российский кинопрокат, не дожидаясь официального окончания пандемии, условиях работы в Таиланде и как эпидемия изменила правила игры на кинорынке

Профессия

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

Практика

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

Практика

Чем фильмы ужасов лучше драм и комедий и стоит ли в 2020-м снимать «Паранормальную Москву» в попытке заработать миллионы — рассказывают российские кинематографисты, работающие в жанре хоррора

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15138-avtorskoe-pravo-dlya-kompozitorov-i-zvukorezhisserov

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: