Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

Содержание
  1. Как не нарушить закон, используя картинки из интернета
  2. Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты
  3. Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна
  4. Лицензии на продаваемых картинках
  5. Лицензии на картинки в бесплатном доступе
  6. Где покупать изображения
  7. Где искать бесплатные картинки
  8. Поиск картинок в Гугле
  9. Памятка
  10. Новости экономики и финансов СПб, России и мира
  11. Эрмитаж против
  12. Юридические тонкости
  13. Как получить разрешение музея
  14. Зачем это музеям
  15. Как использовать чужие фотографии, не нарушая авторских прав — опыт BigPicture.ru — Офтоп на vc.ru
  16. 1. Общественное достояние
  17. 2. Лицензия Creative Commons
  18. 3. Использовать эмбеды
  19. 4. Изображения для прессы
  20. 5. Договориться с автором
  21. Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон
  22. Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать
  23. Как все сделать правильно
  24. Типы лицензий Creative Commons
  25. Общественное достояние
  26. ««Сделай сам»
  27. Платные и бесплатные фотобанки
  28. Блага общественного достояния
  29. Социальные медиа
  30. Поиск Google
  31. Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон | Статьи SEOnews
  32. Общественное достояние
  33. «Сделай сам»

Как не нарушить закон, используя картинки из интернета

Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

У любой картинки есть автор. Иногда автор оставляет за собой права на картинку, но чаще передает их другому правообладателю. Когда вы используете картинку не так, как договорились с правообладателем, вы нарушаете авторское право. Такое нарушение в России карается по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Наказание по статье — штраф до 1 млн рублей или тюремный срок до 2 лет.

Рассмотрим сперва спорные ситуации, где правообладатель неясен, а после расскажем о лицензиях на картинки и объясним, зачем это нужно.

Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты

Допустим, вы сделали скриншот игры для информационной статьи. Или нарисовали картинку с персонажем игры. Или ваша аватарка в социальной сети. Вас фотографировал другой человек. Кому вообще принадлежат такие изображения, и как можно их использовать?

Скриншоты и фанатское творчество признаны самостоятельными произведениями, использующими часть чужой интеллектуальной собственности. В подобных случаях использование чужой собственности признается цитированием. За цитирование наказаний не

Мы цитируем Евгения Баженова, который цитирует фильм «Мантикора» в целях критики.

Посмотреть обзор на

Но допустимые размеры цитат и количество цитирований не урегулированы законом, поэтому по каждому подобному судебному делу проводят экспертизу, в ходе которой и решают, нарушило ли произведение закон или нет. То же самое касается книг, фильмов, сериалов и прочей интеллектуальной собственности.

А вот авторские изображения — интеллектуальная собственность автора, если он не передал вам права. С чужими скриншотами то же самое — их использование зависит от того, как вы договоритесь с автором.

Мы написали подробное руководство по скриншотам. Если вы используете скриншоты в работе, почитайте, как сделать их крутыми и наглядными.

Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна

Правообладатель устанавливает на картинку лицензию — специальное разрешение на разрешенные правообладателем действия. Для установки достаточно рядом с картинкой или прямо на ней написать, по какой лицензии распространяется изображение. Чтобы не писать в договорах кучу раз одно и то же, выработали шаблоны лицензий.

Этих шаблонов много, поэтому мы выделим их в отдельные группы:

  • Лицензии на продаваемых картинках.
  • Лицензии на картинки в бесплатном доступе.

Лицензии на продаваемых картинках

На некоторых фотостоках не придерживаются существующих лицензий, а пишут свои условия, и указывают их на сайте. У Depositphotos, например, две лицензии: обычная и расширенная. Если на фотостоках не прописывают собственные лицензии, картинки продают по следующим лицензиям:

Rights-managed (RM). Лицензия с управляемыми правами — на такие картинки можно заключить разные контракты с разными покупателями. Картинку по RM можно купить для одноразового использования, а можно купить со всеми правами на нее. Условия такой лицензии безграничны.

Rights-ready. Лицензия, при которой картинку покупают для использования в конкретном проекте с конкретной целью. Вот купили вы фотографию картины для тематического сайта.

В лицензии прописано «для информирования читателей». Значит, вы можете использовать ее в статье об этой картине.

А если вы решите на этом же сайте картину продать, то либо фотографируйте ее сами, либо платите авторам дополнительные отчисления.

Royalty-Free (RF). Лицензия без ограничений на использование. За такую картинку вы платите один раз, а потом используете в любых целях. Но есть и свои ограничения — например, тиражное. Если картинка с тиражным ограничением в 5000 поступит в печать, то за 5001-ую печатную копию придется платить дополнительные отчисления владельцу авторских прав.

Extended Royalty-Free. Расширенная роялти-фри лицензия. Стоит дороже в 5–10 раз обычной, зато нет ограничений. Картинку с расширенной роялти-фри лицензией вы можете печатать хоть 1000 раз, хоть 100 000.

Editorial license. Картинки с этой лицензией можно использовать только в образовательных и информационных целях. Вы можете проиллюстрировать информационную статью или новость, но не можете использовать изображение для промостраницы.

Вот так выглядит окно покупки на Депозитфото

Лицензии на картинки в бесплатном доступе

Здесь мы рассмотрим три вида: лицензии Creative Commons, лицензия Public Domain и лицензия CC0.

Картинки с лицензией Creative Commons распространяют в бесплатных фотобанках. Их можно использовать, но есть нюансы. У Creative Commons есть «подвиды» лицензий.

Для каждой картинки пишут специальную аббревиатуру из сокращений. Каждый подвид обозначается двумя буквами. Всего этих подвидов пять.

Даем расшифровку, чтобы вы могли взглянуть и определить, подойдет ли вам картинка с такой лицензией:

  • CC (Creative Commons). Присутствует в аббревиатуре всегда. Если у правообладателя нет условий для использования картинки, то в лицензии указываются только эти две буквы.
  • NC (non-commercial). Картинку можно использовать в некоммерческих целях. Идеальная ситуация — сайт, паблик или страница в социальных сетях без монетизации. Если вы будете использовать изображения для рекламы компании, услуги или продукта, вы нарушите права. В теории, если вы монетизируете сайт за счет своих услуг, но при этом картинка не используется для продажи услуги или продукта, суд вас оправдает. На практике все будет решать судебная экспертиза.
  • BY (attribution). Картинку можно использовать, только если укажете имя и фамилию автора, а после приложите ссылку на сайт-источник. Если имя автора нигде не указано — хватит ссылки. Не указываете автора — нарушаете лицензию.
  • ND (no derivative works). Картинку с этой лицензией нельзя изменять, но можно использовать в любых целях. Вы можете сделать из цветной картинки черно-белую, но выкладывать ее в интернет нельзя, даже в закрытый доступ. Распространяете измененное изображение — нарушаете лицензию.
  • SA (share-a). Если вы изменяете картинку, вы обязаны распространять ее с той же лицензией, что у оригинала. Распространяете по другой лицензии — нарушаете лицензию.

И все бы хорошо, но есть проблема с нашим законодательством. По идее, лицензии Creative Commons действительны во всем мире. Но в России ее нормы не прописаны, поэтому неизвестно, как пойдет дело, если в нем фигурирует лицензия CC или ее нарушения.

Картинки с маркой Public Domain — изображения, переданные в общественное достояние. Их можно использовать в любых целях, но вы обязаны указывать автора. В публичный доступ изображения переходят спустя 70 лет после смерти автора, но иногда авторы отказываются от авторских прав сами.

CC0 — одна из лицензий Creative Commons. Мы выделили ее в отдельный пункт, потому что по этой лицензии автор отказывается от авторских прав и дает разрешение на неограниченное использование изображения.

Это не равно марке Public Domain — если автор захочет, он может поставить на картинку другую лицензию.
Но это не повод бояться суда и штрафов. Правообладатель не может поменять лицензию, а потом подать на вас в суд — по закону он обязан направить досудебную претензию.

Если вы уберете изображение, когда получите претензию, то закон не нарушите.

Где покупать изображения

  • Shutterstock — 100 млн изображений для СМИ и бизнеса
  • Depositphotos — тут изображений поменьше и их можно использовать не так широко, как картинки с Shutterstock, зато и стоят они меньше
  • Photogenica — российский фотобанк с ценами от 33 рублей за подписку. Распространяет изображения только по лицензии Royalty-Free
  • Lori — российский фотобанк с 21 млн изображений

Где искать бесплатные картинки

Тут три варианта:

  • Найти в Гугле с применением дополнительных настроек
  • Взять из социальной сети, если договоритесь с автором
  • Взять с бесплатных фотостоков

Переговоры с авторами картинок — это тема для отдельной статьи, здесь мы ее рассматривать не будем. Зато пройдемся по Гугл-поиску и составим список фотостоков.

Поиск картинок в Гугле

Чтобы найти картинки с нужными лицензиями, зайдите на images.google.ru. После следуйте инструкции.

Заходим на Гугл-картинки → вбиваем поисковый запрос → нажимаем «Настройки» → переходим в раздел расширенных настроек → внизу страницы ищем раздел «Права на использование» → выбираем нужный вариант → готово!

Если не хотите заходить на гугл-картинки по прямой ссылке, можете перейти на картинки из обычного поиска — там тоже есть настройки.

Памятка

Чтобы не нарушить закон, нужно:

  • Использовать платные и бесплатные фотостоки.
  • Использовать изображения с них по предоставленной лицензии.
  • Искать картинки через расширенный поиск Гугл или делать самостоятельно.

Источник: статья на Content.Guru →«Как не нарушить закон, используя картинки из интернета»Больше полезных материалов →ru.content.guru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/content_guru/kak-ne-narushit-zakon-ispolzuia-kartinki-iz-interneta-5a9808e85f4967cfcbc77f8c

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

Алена Марченко, фото: Роман Яндолин, Vostock-photo

Эти правила в особенности затрагивают изготовителей различных сувенирных товаров, логотипов и дизайнерской продукции. Порой бизнесу сложно разобраться во всех юридических коллизиях, как отмечают юристы, прежде всего это касается малого бизнеса. При этом этот вопрос особенно актуален в Петербурге: в городе много музеев и культурных учреждений, популярных у туристов.

Как зарегистрировать товарный знак или создать продукцию с культурными объектами и не попасть впросак — разбирается dp.ru.

Эрмитаж против

Одним из самых громких случаев по незаконному использованию объектов музейного фонда стал спор между Эрмитажем и дизайнером Ие Йоц, которая использовала на своем сайте и в эмблеме собственного магазина одежды стилизованный монохромный рисунок, отсылающий к картине “Дама в голубом” кисти Томаса Гейнсборо.

Эрмитаж обратился в суд с требованием запретить модельеру использовать изображение без заключения соглашения с музеем.

Как итог — Верховный суд РФ удовлетворил иск, посчитав, что, несмотря на отсутствие у Эрмитажа исключительного права на картину с точки зрения авторского права (ведь не Эрмитаж является автором картины, более того, с момента ее создания прошло более 70 лет и произведение стало по российским законам общественным достоянием), музей, однако, может требовать запрета на использование изображений-отсылок согласно соответствующему российскому законодательству.

Именно такое утверждение вносит закон “О музейном фонде Российской Федерации” (ст. 36). Согласно этому закону запрещается использовать в коммерческих целях и для изготовления продукции изображения музеев и музейных экспонатов, предметов и коллекций без разрешения самих культурных учреждений. Причем касается этот запрет даже фотографий.

Так, в 2018 году суд по интеллектуальным правам встал на сторону музея-заповедника “Павловск”, который предъявил претензии к издательскому дому “Комсомольская правда” и ООО “Директ Медиа” из-за того, что они сфотографировали здания и сооружения, расположенные на территории музея-заповедника для последующего использования в коммерческих целях. Суд посчитал, что на 17 фотографий зданий не распространяются авторские права, потому что закон об авторском праве не доминирует над правами музеев на использование изображений принадлежащих им предметов, зданий и коллекций.

В минувшем июле возник спор между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником во Владимире и местными мелкими предпринимателями, которые изготавливали сувенирную продукцию с изображениями местных соборов. Разбирательство практически стало локальным мемом. Художники начали выпускать сувениры, в которых культурные объекты закрывались черным квадратом.

Помимо этого, компании не могут регистрировать в качестве товарных знаков ценные объекты народов России и культурные объекты мирового наследия. Например, не допускаются обозначения в названии торгового знака и изображений в торговых знаках, являющиеся тождественными или сходными с официальными наименованиями и образами культурных объектов (ст. 1483 Гражданского кодекса).

“Роспатент может отказать в регистрации товарного знака не только при наличии в нем изображения музейного предмета, но и если в знаке в принципе содержатся особо ценные объекты культурного наследия.

Такие объекты могут не относиться к Музейному фонду России или даже располагаться за рубежом.

Например, Роспатент обращает внимание на те случаи, когда в знаке содержатся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО”, — объясняет руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али.

В качестве яркого примера Али привел случай с товарным знаком “Агентство Акрополь”. Владельцы знака хотели его сократить до простого “Акрополь”, однако Роспатент посчитал, что тогда возникнет смешение с Афинским акрополем — археологическим памятником мирового наследия ЮНЕСКО. Суд по интеллектуальным правам поддержал эту позицию.

Юридические тонкости

В судебных разбирательствах между бизнесом и музеями порой может быть нужна экспертиза. Ведь могут возникнуть случаи, когда, например, компания использовала изображение нескольких культурных объектов (например, панораму Невского проспекта).

Как рассказал dp.

ru юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям “Качкин и партнеры” Андрей Алексейчук, как правило, суды могут установить факт использования изображения культурного объекта самостоятельно, поскольку это не требует специальных познаний.

Но в случае сомнений суд может назначить экспертизу по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон. Что касается регистрации товарного знака, то Роспатент в обязательном порядке проводит экспертизу заявленного в качестве товарного знака изображения.

“С панорамами, однако, все достаточно интересно. С одной стороны, если объект находится в месте, открытом для посещения (не на территории музейного комплекса), и не является основной частью изображения, то воспроизведение таких изображений, по моему мнению, не будет считаться нарушением.

С другой стороны, в качестве объектов культурного наследия может признаваться сразу комплекс не связанных между собой зданий. Например, в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включен исторический центр Петербурга и связанные с ним комплексы памятников.

И это может повлиять, например, на возможность регистрации товарного знака, в изображение которого включена соответствующая панорама”, — рассказал юрист.

Максим Али из Maxima Legal добавляет, что при отказе Роспатента в регистрации знака можно обратиться в суд по интеллектуальным правам и там привлечь независимого эксперта для судебной экспертизы.

“Ситуация, когда в знаке будут два объекта культурного наследия, с практической точки зрения выглядит экзотично.

В любом случае закон запрещает несанкционированную регистрацию в качестве товарного знака обозначения, сходного до степени смешения с объектом культурного наследия: по определению, может существовать только один сходный до степени смешения объект.

И именно с ним и должно производиться сравнение, а не вообще со всеми объектами, которые могут иметь свое отражение в знаке, но не быть сходными с ним”, — отметил он.

Ярослава Горбунова, старший юрист компании “Городисский и партнеры”, в свою очередь, обращает внимание, что судебная экспертиза может быть назначена в судебных делах подобного толка, но не только в целях определения композиционного доминирования спорного объекта на фотографии, но и в принципе для установления факта воспроизведения музейного предмета или здания музея на изображении. Ведь изображение объекта может быть воспроизведено не только фотографически, но и быть нарисовано художником, иллюстратором или стилистически вписано в дизайнерский объект.

“На наш взгляд, не будет нарушением, если компания разместит, к примеру, на коробке конфет панораму Невского проспекта, на которой будут изображены сразу несколько зданий разных музеев и других объектов культурного наследия, но ни один из них доминировать не будет.

При этом если акцент будет сделан на конкретном здании (композиционно, цветом и т. п.), то нужно будет обратиться к музею, в ведении которого оно находится, с целью получения соответствующего разрешения.

При этом нужно отметить, что музей не обязан давать разрешение любому обратившемуся за ним лицу”, — добавила собеседница.

Как получить разрешение музея

Все опрошенные юристы отмечают, что какой-либо установленной формы для заключения соглашения с музеем нет. Каждое культурное учреждение решает самостоятельно, как им договариваться с предпринимателями. Договор в том числе может заключаться на коммерческой основе, таким образом, музей получает дополнительное финансирование.

На практике это может происходить путем уведомления музея о желании использовать изображения музейных объектов в коммерческих целях, затем идет обсуждение с музеем условий договора и его заключение, считает Андрей Алексейчук из “Качкин и партнеры”.

“Можно увидеть, как это происходит, на примере Государственного Эрмитажа, на сайте которого содержится подробная инструкция по составлению и направлению заявки на получение права воспроизведения изображений музейных экспонатов. После направления такой заявки сотрудники Эрмитажа связываются с заявителем для обсуждения условий предоставления изображений”, — рассказал он.

При этом, считает юрист, не совсем ясно, как квалифицировать договор, который в итоге заключается между музеем и коммерсантом. В доктрине такой договор квалифицируют в качестве договора оказания услуг или как непоименованный договор. Но такая неопределенность не влияет на возможность заключения договора.

“В некоторых случаях музеи сами изготавливают соответствующее изображение культурного объекта и предоставляют такое изображение для использования в коммерческой деятельности. В таком случае, так как фотография является самостоятельным объектом авторских прав, между сторонами может быть заключен лицензионный договор”, — добавил Алексейчук.

Ярослава Горбунова из “Городисский и партнеры” отмечает, что многие музеи Петербурга уже имеют опыт “коммерциализации” своих зданий и экспонатов. Среди них Русский музей, “Петергоф”, Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга и др.

“В некоторых музеях приказами дирекции разработаны и утверждены расценки за использование изображений культурных ценностей, находящихся в музее, в некоторых — размер вознаграждения, который определяется индивидуально в каждом конкретном случае”, — рассказала она.

Она также добавила, что право использовать изображения музейных предметов, коллекций и зданий, а также использовать их названия и символику может быть предоставлено музеем по гражданско-правовому договору. Специальной формы законодательство не предусматривает, но свобода договора не ограничивает в этом праве стороны.

“Кроме того, ряд музеев зарегистрировал свои названия и эмблемы в качестве товарных знаков и успешно защищает их в рамках законодательства об интеллектуальной собственности, например парк “Монрепо”, — рассказала Горбунова.

Так, свои товарные знаки имеют Мариинский театр, Дом книги и Императорский фарфоровый завод.

Зачем это музеям

Ярослава Горбунова добавляет, что благодаря таким законам музеи могут получать вознаграждение и сувенирную продукцию для своих собственных магазинов.

Председатель комитета по культуре Санкт-ПетербургаКонстантин Сухенко считает, что подобные способы взаимодействия между бизнесом и культурными учреждениями являются взаимовыгодными.

“Петербург — красивейший город мира. Поэтому желание прикоснуться к этой красоте, ассоциировать свой бренд со знаковыми памятниками, архитектурными ансамблями, произведениями искусства, конечно, велико.

Замечательно, что наши учреждения культуры и бизнес все чаще находят цивилизованные способы использования символов, которые одинаково позитивно работают на имидж как самих брендов, так и города.

Средства от передачи и разрешения использования авторских прав, поступая на счета учреждений, сразу же становятся бюджетными и могут быть потрачены только на благо музеев, библиотек или театров: реставрацию объектов, сохранение и пополнение коллекций, укрепление материально-технической базы”, — рассказал он dp.ru.

Зачастую не все предприниматели знают об правилах использования изображений музеев и музейных объектов. Подобное законодательство является исключительным для России, отмечает юрист Максим Али.

“Хотелось бы сделать еще несколько замечаний. Во-первых, предприниматель может даже не знать, что объект относится к музейным предметам — в суде этот факт может подтверждаться выписками из инвентарных книг и тому подобными доказательствами, к которым обычно есть доступ только у самого музея.

Во-вторых, суды запрещают не только прямое копирование музейных объектов, но и использование их различных переработок (например, дело Ие Йоц и Эрмитажа).

В-третьих, музей ограничен в определении размера своего вознаграждения лишь собственной фантазией: каких-то стандартных тарифов не существует, что сильно осложняет работу коммерсантам”, — считает юрист.

Также он видит противоречия между законом о музейном фонде и законом об авторском праве.

“Исключительное право автора на картину, здание, памятник или другой объект не является бессрочным — через какое-то время такой объект переходит в общественное достояние.

Таким образом, монополия автора ограничена по времени. Сначала правообладатель может извлекать доходы из своей работы. Потом любой может свободно ее использовать.

Иначе наш доступ к культурному наследию был бы неоправданно ограничен”, — добавляет Али.

Но с российскими музеями ситуация совсем иная, считает юрист: “Стоит объекту стать музейным предметом, как решение о его использовании оказывается полностью во власти музея.

Хотя музей, строго говоря, не является единственным адресатом культурного наследия и обычно усилий к созданию работы не прилагает. И после этого, несмотря на переход объекта в общественное достояние, музей может запрещать использование своих ценностей.

И речь идет не только о символике музея или его коллекциях, но и о таких неочевидных вещах, как, например, интерьеры зданий музеев”, — обратил внимание юрист.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2020/01/16/Tovarnij_znak_voprosa__Ka

Как использовать чужие фотографии, не нарушая авторских прав — опыт BigPicture.ru — Офтоп на vc.ru

Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Автор рассказал, какие существуют способы законно копировать картинки с других сайтов, и порассуждал о том, почему большинство изданий не задумывается о соблюдении авторских прав.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко — мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать — я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения — вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») — дело заканчивается выплатой компенсации.

Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта.

Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» — там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США — нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии — нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить список ресурсов, на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием — указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые — запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте. Там же есть поиск. Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя — нарушение авторских прав. А заэмбедить — можно. То же самое с , Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное — Getty Images разрешает эмбеды.

Это же праздник какой-то. И все крупные ресурсы, которые заботятся о своей репутации, — совершенно не стесняются эмбедов. Наши почему-то боятся. TJ, например, берет фотографии из эмбедами, а Instagram всегда пересохраняет к себе.

4. Изображения для прессы

Тут, вроде, всё очевидно. В любой нормальной компании, где работает квалифицированный PR-специалист, всегда есть собственный фотобанк. И они заботятся о том, чтобы там было много легальных и релевантных изображений. Некоторые, спасибо им за это большое, делают онлайн-фотобанк. Например, Airbus.

5. Договориться с автором

Тут тоже всё очевидно. На самом деле, денег за свой труд хотят только профессиональные фотографы — все-таки их хлеб. А все любители всегда с удовольствием разрешают опубликовать их фотографию за так.

Многие профессионалы тоже соглашаются. Легче всего договариваться с иностранцами, — легко можно уболтать на публикацию со ссылкой на сайт. Бывает, и с русскими можно договориться. Мы все люди. Просто разговаривать друг с другом надо.

И уважать чужой труд.

#золотойфонд #авторское_право #право #big_picture #инструкции

Источник: https://vc.ru/flood/7097-copyright

Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон

Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

Если вас привлек заголовок, значит вам знакома эта проблема: есть текст, к нему нужна картинка, понятно, какая и где ее взять, но нет уверенности, что за это ничего не будет.

Чтобы прервать порочный круг этих размышлений и наконец выбрать иллюстрацию к статье, предлагаем разобраться в основах авторского права в Рунете в отношении изображений.

Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать

Для тех, кто любит теорию, небольшая справка.

В Гражданском кодексе РФ под авторскими правами понимают интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. По закону автор произведения имеет исключительное право на произведение, на его обнародование и неприкосновенность. Также авторские права включают право авторства и право автора на имя.

Подробнее об авторском праве рассказано в главе 70 Гражданского кодекса РФ.

Если говорить просто, то автор произведения (в нашем случае изображений) может по своему усмотрению воспроизводить, распространять, изменять его и передавать права на него другим лицам. Плюс – у автора есть ряд неотчуждаемых прав, таких как право называться автором произведения, право размещать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Как все сделать правильно

Все эти юридические условия звучат непонятно и местами пугающе. Но на самом деле значительную часть контента можно спокойно использовать, главное – соблюдать условия, предписанные лицензией. Дальше посмотрим, какие виды лицензий существуют и в чем их отличие.

Чаще всего условия использования контента прописаны на сайте, где размещены изображения. К тому же есть распространенные лицензии, обозначающие права использования разного рода контента:

  • Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) – это лицензия для свободного программного обеспечения, разработанная Фондом свободного ПО. GNU FDL позволяет воспроизводить, распространять и изменять программное обеспечение, но только при условии присвоения всем производным работам аналогичной лицензии.
  • Лицензия Free Art (License Art Libre) – аналогичная лицензия, но ориентированная на распространение произведений искусства.
  • Creative Commons – самая популярная лицензия, охватывающая любые виды контента.

Именно на тип лицензии Creative Commons стоит обращать внимание при поиске изображений, поэтому сконцентрируемся на ней.

Типы лицензий Creative Commons

  • CC BY (Attribution) «С указанием авторства» – самая свободная лицензия. Изображения с этой лицензией можно распространять, изменять и использовать даже в коммерческих целях при условии, что указан автор.
  • CC BY-SA (ShareA)– «Распространение на тех же условия – Копилефт» – позволяет распространять, изменять и использовать изображения в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензирования всех измененных/созданных изображений на аналогичных условиях. Эту лицензию часто сравнивают с бесплатными лицензиями программного обеспечения с открытым исходным кодом.
  • CC BY-ND (NoDerivs) «С указанием авторства – Без производных» – этот тип лицензии допускает коммерческое и некоммерческое использование изображений с указанием авторства, но запрещает любые изменения, включая перевод текстов, добавление подписей и проч.
  • CC BY-NC (NonCommercial) «С указанием авторства – Некоммерческая» – разрешает использовать, распространять и изменять изображения, но только в некоммерческих целях и с указанием автора. Лицензировать производные работы не обязательно.
  • CC BY-NC-SA (NonCommercial-ShareA) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт» – дает возможность изменять и распространять изображения при условии, что у них указан автор, а все измененные или отредактированные изображения обладают аналогичной лицензией.
  • CC BY-NC-ND (NonCommercial-NoDerivs) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных» – самая строгая из шести основных лицензий. Она позволяет загружать изображения и делиться ими с указанием авторства, но запрещает любые изменения и использование в коммерческих целях.
  • CC0 (Creative Commons Zero) позволяет владельцам и создателям контента отказаться от авторских прав на свои произведения, в результате другие люди могут абсолютно свободно использовать их произведения для любых целей и без каких-либо ограничений.

Если контент на сайте размещен под лицензией Creative Commons, то внизу страницы или на самих произведениях будет размещен маркер конкретной лицензии.

Общественное достояние

Еще одна категория, о которой необходимо знать, это «Общественное достояние» (Public Domain). Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет.

Согласно Гражданскому кодексу, контент, являющийся общественным достоянием, могут использовать и распространять все без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как авторство, на имя автора и неприкосновенность произведения.

Так, дополнять, сокращать или комментировать работы, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. А в силу Бернской конвенции предоставляется также и право на защиту репутации автора.

При работе с изображениями, являющимися общественным достоянием, важно убедиться, что оно находится в этой категории во всех юрисдикциях.

««Сделай сам»

Идеальный вариант – когда в штате есть фотограф и дизайнер. Главное – не забыть прописать в трудовом договоре, кому принадлежат права на работы. Можно заключить договоры с несколькими фотографами или дизайнерами на аутсорсе и, если повезет, можно договориться о бесплатном использовании их контента.

Создавать изображения можно и без участия специально обученных людей с помощью инструментов для непрофессионалов. Например:

  • Canva,
  • Pixlr
  • PickMonkey
  • Easelly
  • Quotescover

Платные и бесплатные фотобанки

Какой бы фотосток вы ни выбрали, вы вряд ли будете единственным, кто использовал это изображение. Тем не менее в базах больших фотобанков можно найти изображение практически для любых целей, главное – внимательно прочитать условия лицензии. К тому же фотобанки иногда грешат тем, что используют картинки без ведома авторов, поэтому выбранные изображения все же стоит проверить в Google.

Вот несколько бесплатных источников изображений с большой базой:

  • Pexels
  • Unsplash
  • Pixabay
  • ISO Republic
  • CC Search (поиск изображения с лицензией Creative Commons с разных сайтов)

В условиях лицензии на Pexels, Unsplash, Pixabay и ISO Republic сказано, что изображения можно использовать в коммерческих и некоммерческих целях без указания автора или площадки (хотя при возможности это приветствуется).

Но нужно помнить и учитывать, что на фото могут присутствовать известные бренды с зарегистрированными товарными знаками, а также частные здания, принадлежащие компаниям с правами на их изображение и собственность.

Такие изображения могут не подойти для некоторых видов коммерческого использования.

Блага общественного достояния

Большой список площадок с изображениями, находящимися в общественном достоянии, есть здесь. Об особенностях этого типа изображений писали выше.

Социальные медиа

Изображения и GIF из Instagram, Tumblr или можно использовать для некоммерческих целей с помощью функции «Встроить». Перед тем как вставить фрагмент, внимательно прочитайте условия: важно, чтобы вы не нарушали правила соцсети.

Поиск Google

В Google Картинках есть расширенный фильтр, позволяющий выбрать нужную лицензию. Один из самых свободных вариантов – «с лицензией на использование и изменение». Но, выбрав картинку, все-таки стоит перейти на сайт-источник.

Авторское право – та область, о которой рядовой специалист из сферы маркетинга не всегда задумывается. И напрасно, ведь при невнимательном отношении несоблюдение норм может обернуться серьезными штрафами. В то время как следовать простым правилам довольно легко: достаточно просто соблюдать условия лицензий.

Источник

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5cfe0ff785b5e500afe2ea24/avtorskoe-pravo-na-izobrajeniia-otkuda-brat-kartinki-chtoby-ne-narushit-zakon-5da539988600e100ae813a34

Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон | Статьи SEOnews

Использование изображений известных писателей в коммерческих целях

21 Января 2019 года, 11:17

Если вас привлек заголовок, значит вам знакома эта проблема: есть текст, к нему нужна картинка, понятно, какая и где ее взять, но нет уверенности, что за это ничего не будет.

Чтобы прервать порочный круг этих размышлений и наконец выбрать иллюстрацию к статье, предлагаем разобраться в основах авторского права в Рунете в отношении изображений.

Пойдем по следующему плану:

  • Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать
  • Как все сделать правильно: лицензии
  • Типы лицензий Creative Commons
  • Общественное достояние
  • Откуда брать картинки, чтобы не нарушить при этом закон

Общественное достояние

Еще одна категория, о которой необходимо знать, это «Общественное достояние» (Public Domain). Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет.

Согласно Гражданскому кодексу, контент, являющийся общественным достоянием, могут использовать и распространять все без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как авторство, на имя автора и неприкосновенность произведения.

Так, дополнять, сокращать или комментировать работы, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. А в силу Бернской конвенции предоставляется также и право на защиту репутации автора.

При работе с изображениями, являющимися общественным достоянием, важно убедиться, что оно находится в этой категории во всех юрисдикциях.

Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США – нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии – нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить, – отмечает в своей колонке на VC фоторедактор BigPicture.ru Никита Евдокимов.

«Сделай сам»

Идеальный вариант – когда в штате есть фотограф и дизайнер. Главное – не забыть прописать в трудовом договоре, кому принадлежат права на работы. Можно заключить договоры с несколькими фотографами или дизайнерами на аутсорсе и, если повезет, можно договориться о бесплатном использовании их контента.

Создавать изображения можно и без участия специально обученных людей с помощью инструментов для непрофессионалов. Например:

  • Canva,
  • Pixlr,
  • PickMonkey,
  • Easelly,
  • Quotescover.
Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: