Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

Содержание
  1. Художники, маги и студенты-медики: Кто покупает в интернете человеческие останки
  2. Странный английский садовник
  3. Вместо черепа предложили купить голову
  4. Хороший – от 15 тысяч
  5. «Берется голова, с нее срезается лишняя мякоть…»
  6. «Тела мертвых обладают исключительными лечебными свойствами». Как палачи популяризировали анатомию, а аптекари готовили лекарства из тел казненных
  7. Изуродованные колесованием трупы, тела повешенных воров и убийц оставляли стихиям и со временем они осыпались в ямы под виселицей. Трупы казненных другими способами передавались палачу для вскрытия или иного использования.
  8. По мнению последователей Парацельса, также известных как ятрохимики, человеческая кожа, кровь и кости обладали такими же целебными свойствами, что и некоторые минералы и растения, и передавали исцеляющую духовную силу больному человеку.
  9. Эпилептики, жаждущие испить теплой и свежей крови бедного грешника, часто выстраивались в ряд около эшафота после обезглавливания — для нас даже вообразить себе подобную сцену немыслимо, но при этом она не была ничем примечательным для Франца Шмидта и его современников.
  10. Беременные женщины и люди, страдающие от отеков суставов или судорог, носили специально обработанные полоски человеческой кожи, известные как «человечья шкура» или «жир бедных грешников».
  11. Они отвергали как религиозные предрассудки, так и схожие с ними народные верования, например в то, что палец или рука казненного вора принесут удачу в азартных играх или, если скормить их корове, обеспечат защиту от колдовства.
  12. Гораздо более понятным (и до сих пор актуальным) использованием трупов в практике Майстера Франца было вскрытие их для анатомических исследований.
  13. Рыцари, принцессы и гигиена
  14. Грязная правда
  15. Мумия атакует
  16. Точно, как в аптеке
  17. Лекарства из мертвых людей
  18. Черепной мох
  19. Медовые мумии
  20. Остеопороз
  21. Метаболизм костей в норме
  22. Причины возникновения

Художники, маги и студенты-медики: Кто покупает в интернете человеческие останки

Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

На черном рынке можно купить не только человеческие волосы, кожу, внутренние органы, грудное молоко, но даже кости. Корреспондент «Собеседника» погрузилась в мир черепов.

Странный английский садовник

Генри Скрагг из графства Эссекс – один из самых известных продавцов человеческих костей. У него, размещающего объявления в интернете, можно купить, например, кисть за 250 долларов, трепанированный череп за 650 долларов и многие другие человеческие кости.

Восемь лет назад англичанин был неприметным садовником и прославился, когда превратил свое необычное хобби в профессию.

Генри коллекционировал всякие странности, однажды на сайте ebay он увидел объявление о продаже 12 человеческих черепов и скелета гиены. Ему так захотелось обладать этими вещами, что он не задумываясь их купил.

Скрагг сфотографировал всю эту красоту и выложил фото у себя в инстаграме, после чего незнакомцы завалили его письмами с просьбой продать раритеты.

Генри не объясняет, где он берет кости, но утверждает, что они некриминальные. Он считает, что выполняет важную миссию.

«Я делаю хорошее дело, возвращая мертвых, чтобы помогать живым», – сообщает он на сайте, имея в виду, что часть доходов от бизнеса тратит на благотворительность.

Вместо черепа предложили купить голову

Не обязательно покупать кости у Генри Скрагга и ждать посылку из Великобритании (хотя он сам оплачивает доставку), кости человека можно купить в России. На сайтах частных объявлений натуральными человеческими костями не торгуют, там можно купить только копии из разных синтетических материалов.

За «человечиной» добро пожаловать в тематические группы в популярной социальной сети.

В них пользователи размещают объявления о покупке и продаже черепов и списываются друг с другом в личных сообщениях, номера телефонов не дают.

Это маленькая торговая площадка для своих: в самой большой группе всего 464 человека. В качестве администратора отмечен некий Дмитрий – судя по фото, поклонник оккультизма.

Большинство объявлений лаконичные и типовые: «Куплю череп, г. Краснодар». Звоню.

– Я фотограф, настоящий череп мне нужен для фотосессий. Конечно, копию с виду легко отличить от оригинала, – объясняет Марина из Новосибирска. – Планировала купить череп за 3–5 тысяч рублей, но предложения стали поступать за 15 тысяч. Это очень дорого, а одна девушка вообще предложила купить отрезанную голову. После этого я больше не хочу прицениваться к черепам.

Среди потенциальных покупателей есть художники, колдуны и маги, дизайнер интерьера, но больше всего студентов медицинских вузов и практикующих медиков.

– Я окончил вуз, а чувствую, что уже позабыл всё. Работаю стоматологом, ставлю анестезии, имеются проблемы с местным обезболиванием, очень хотелось бы иметь дома череп, – говорит Сергей.

Периодически в группе появляются объявления о продаже реплик – копий черепов, но участники их либо игнорируют, либо ругают: «Ваши черепа – ужас». И не потому, что они страшнее других.

– Какими бы ни были 3D-технологии, нереально продублировать различные структуры черепа, – объясняет стоматолог Сергей. – На том же черепе это различные каналы, отверстия. Нет у нынешних принтеров такой точности в 3D-печати. Да и цена, я думаю, будет немалая за такую точную модель. А зачем платить много, когда есть череп человеческий?

Покупатели-художники также объясняют свой интерес к черепам: им досконально нужно знать анатомию. Преподаватели, однако, их перфекционизм осуждают.

– У нас в анатомическом кабинете есть черепа, они могут с них рисовать, – говорит художник Владимир Загонек, преподаватель Санкт-Петербургской государственной академии художеств им И. Е. Репина.

– Мне кажется, это такое пижонство, мода – иметь дома настоящий человеческий череп. Как Гамлет, держать в руках «бедного Йорика». Лучше рисовать от этого студенты не станут.

Я понимаю, когда моя знакомая стоматолог говорит, что хочет иметь дома череп, ей надо зубы изучать. А художникам зачем?

Хороший – от 15 тысяч

Таким, как Марина из Новосибирска, желающим купить череп по дешевке, для начала стоит умерить свои аппетиты.

– За 3 тысячи вы сможете найти только какой-то копаный череп, который при пересылке вообще в костный порошок превратится. Вон даже копия из пластика стоит 6 тысяч, – объяснил мне Виталий, продающий череп человека за 10,5 тысяч рублей.

Копаные черепа – это те, что лежали в земле и были добыты во время раскопок. Они коричневые, черные. Кажется, дотронешься – и они развалятся.

Как пояснил Виталий, никто на кладбищах ради костей раскопки, конечно, не ведет, это скорее случайные находки.

Кости могут прихватить с собой трофейщики, которые занимаются раскопками братских могил в поисках ценных вещей: они валяются на берегах рек, где стоят кладбища, после подтопления.

Бывалые покупатели в объявлениях так и указывают: «некопаный», уточняют – с трепанацией или нет, с нижней или без нижней челюсти, с зубами или беззубый.

Средняя цена на «хороший» череп – от 15–20 тысяч рублей. Виталий предлагает мне «третий сорт – не брак»: «носовые лабиринты отсутствуют, так как со временем они сломались».

Он студент медвуза, череп достал по блату, его списали из-за этих самых дефектов.

«Берется голова, с нее срезается лишняя мякоть…»

В СССР с научными пособиями из натуральных костей, по крайней мере для медвузов и школ, было лучше, чем сейчас. Под Серпуховом находился, как его называли в народе, «скелетный завод» – предприятие, где изготавливали наглядные пособия. Говорят, запах от этого места стоял еще тот и местные обходили его стороной. Завод закрыли больше 50 лет назад.

Сейчас в России делают наглядные пособия для медвузов из синтетических материалов, которые хоть и неплохи, но не могут быть стопроцентно достоверными. Спрос рождает предложение на черном рынке. Алексей продает пластиковые черепа, но к нему часто обращаются с просьбой подыскать настоящий.

– Эта сфера деятельности у нас никак не регулируется, поэтому я с ней не связываюсь, – говорит он. – Мне мои черепа нравятся, они очень высокого качества. В аэропортах при сканировании багажа, когда везу их с собой, меня часто останавливают для выяснения обстоятельств.

Алексей говорит, что пластиковые черепа у него покупают даже эзотерики для антуража: «Им какая разница, что к стене прибить или на полочку поставить?» Приобретали черепа и участники «Битвы экстрасенсов» – в кадре от настоящего вообще не отличить.

Кроме этого, он продает настоящие черепа животных, поэтому знает весь технологический процесс обработки кости.

– Берется голова, с нее срезается лишняя мякоть. Затем череп вываривается в воде, чтобы легче отделить от него все оставшееся, – объясняет он.

– Кость после варки жирная, ее нужно обезжирить – спиртом, ацетоном, бензином – технологий много. После этого она отбеливается, вымачивается в перекиси водорода.

Но это легко сказать в двух словах, на деле это долгий и кропотливый процесс. Лучше всего с обработкой костей справляются женщины.

В крупнейшей в мире компании – производителе натуральных костей животных и человеческих, которая находится в Оклахоме, для обработки используются червяки, личинки мух, поедающие остатки плоти. Компания не только продает черепа, но и предлагает сервис по очистке костей. У них это легально, даже чек дадут.

– В Бельгии строгие законы, но и там продают человеческие кости легально на аукционах, – говорит Алексей. 

Клише «прогнивший Запад» мне не нравилось никогда, но тут оно в самую точку. Хочется добавить: «прогнивший до костей».

Мнение юриста

Чужие кости – основание для проверки

Прокомментировать торговлю черепами с юридической точки зрения мы попросили адвоката Игоря Симонова:

– Напрямую торговля или дарение человеческих костей в России законом не запрещены. Но товар нетрадиционный, и это может быть как минимум основанием для проверки. Привлечь к ответственности можно по статьям «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» и «Кража». Но у правоохранителей будут сложности с квалификацией. Я не слышал ни об одном подобном деле.

Ольга Александрова

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №27-2020 под заголовком «”Продам человеческий череп. Дорого”».

Источник: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20200720-prodam-chelovecheskij-cherep-d

«Тела мертвых обладают исключительными лечебными свойствами». Как палачи популяризировали анатомию, а аптекари готовили лекарства из тел казненных

Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

Хотя основная часть работы требовала от Майстера Франца общения с живыми — заключенными, чиновниками, пациентами, — он также проводил немало времени с мертвецами или, если говорить точнее, с трупами бедных грешников, которых он отправил на тот свет. Некоторых из тех, кого он казнил, ожидали те же обряды, что и любых других покойников, включая захоронение в освященной земле. Большинству, однако, была уготована менее счастливая судьба.

Изуродованные колесованием трупы, тела повешенных воров и убийц оставляли стихиям и со временем они осыпались в ямы под виселицей. Трупы казненных другими способами передавались палачу для вскрытия или иного использования.

Никоим образом телу казненного преступника не позволяли пропасть просто так; вместо этого оно бывало задействовано как свидетельство милости суда, как ужасное предупреждение или как полезный медицинский объект.

В Европе раннего Нового времени и академические врачи, и народные целители считали, что тела мертвых обладают исключительными лечебными свойствами. Такое убеждение привело к практике, которая с точки зрения современного восприятия может показаться странной, даже ужасающей, но тем не менее получившей широкое признание в эпоху Майстера Франца.

Части человеческих тел употребляли в пищу, носили с собой или находили им другое медицинское применение — и все это для исцеления больных или раненых.

Истоки веры в особую силу человеческих останков уходят вглубь времен, по крайней мере до Плиния Старшего (23–79), а сама она будет процветать даже в просвещенном XVIII веке. Несмотря на очевидную близость этой традиции к магии, практически все медицинские работники того времени настаивали на том, что все это имеет прочную основу в натурфилософии и самой анатомии человека.

По мнению последователей Парацельса, также известных как ятрохимики, человеческая кожа, кровь и кости обладали такими же целебными свойствами, что и некоторые минералы и растения, и передавали исцеляющую духовную силу больному человеку.

Классически обученные врачи галеновского толка смеялись над подобными «магическими» объяснениями и настаивали на том, что употребление в качестве лекарства частей тела других людей излечивает болезни, восстанавливая внутренний баланс четырех телесных жидкостей (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи). Но практически ни один целитель, вне зависимости от того, имел он формальное образование или нет, не оспаривал общепризнанный факт, что свежий человеческий труп является источником множества лекарственных средств.

Питье крови, «самой благородной из жидкостей», считалось особенно сильнодействующей процедурой со множеством возможных применений, как то: растворение сгустков крови, защита от болезненной хандры или кашля, предотвращение судорог, лечение нарушений менструального цикла или даже метеоризма.

Поскольку медицинское сообщество полагало, что печень непрерывно производит кровь, то ее запасы также были теоретически неограниченными, что снимало беспокойство по поводу частого кровопускания, или флеботомии, предназначенного для восстановления гуморального баланса. Ценность жидкости определялась возрастом и мужской силой, поэтому особенно ценилась кровь казненных без долгого ожидания молодых преступников, жизненная сила которых еще не начала убывать.

Эпилептики, жаждущие испить теплой и свежей крови бедного грешника, часто выстраивались в ряд около эшафота после обезглавливания — для нас даже вообразить себе подобную сцену немыслимо, но при этом она не была ничем примечательным для Франца Шмидта и его современников.

До середины XVII века палачи, по сути, пользовались монополией на поставку частей человеческого тела, применяемых в народном целительстве. Многие в качестве дополнительного подспорья имели постоянные контракты с аптекарями или нетерпеливыми покупателями напрямую.

Официальная фармакопея Нюрнберга включала немало рецептов, в которых использовались части тел казненных преступников: целые и истолченные черепа, «человеческий прах» (из молотых костей), «маринованная человеческая плоть», человеческий жир, соль с человеческим прахом и вытяжка из человеческих костей (зелье, получаемое их кипячением).

Беременные женщины и люди, страдающие от отеков суставов или судорог, носили специально обработанные полоски человеческой кожи, известные как «человечья шкура» или «жир бедных грешников».

Целительная сила мумий — высушивание человеческой плоти было широко распространено — даже оказалась в центре нового религиозного мистического учения, созданного иезуитом Бернардом Цезием (1599–1630). Невозможно узнать, какой именно дополнительный доход Франц имел от торговли частями человеческих тел или даже в какой степени он участвовал в этой гнусной, но прибыльной практике.

Неизбежно, что некоторые целители той эпохи продвигали и явно магические способы использования трупных фрагментов.

Рецепт, составленный одним из коллег Франца для лечения лошади от сглаза, требовал порошка, приготовленного из определенных трав, коровьего жира, уксуса и жженой человеческой плоти, — все это должно было быть перемешано с помощью очищенного прута, найденного на берегу реки до захода солнца.

Академические врачи-протестанты, стремясь развенчать католическую веру в силу святых мощей, во весь голос отрицали, что части человеческого тела способны обладать такой сверхъестественной силой.

Они отвергали как религиозные предрассудки, так и схожие с ними народные верования, например в то, что палец или рука казненного вора принесут удачу в азартных играх или, если скормить их корове, обеспечат защиту от колдовства.

Католические власти Баварии подобным же образом высказывали возмущение тем, что «многие люди осмеливаются брать вещи казненных преступников и хватают цепи у виселицы, где был повешен преступник… а также и веревки… для использования с определенными целями», и запрещали применять такого рода объекты, «которым суеверие придает иной эффект, нежели тот, что они способны иметь естественным образом». Церковные лидеры обеих конфессий были еще больше встревожены попытками некоторых палачей нажиться на своей магической славе.

Например, в 1611 году коллега Франца в баварском городе Пассау основал устойчивый и весьма прибыльный бизнес, продавая маленькие сложенные кусочки бумаги с магическими надписями, известные как «Passauer Zettel» (с немецкого буквально — «пассауская записка»), которые, как утверждалось, защищали владельца от пуль.

Гораздо более понятным (и до сих пор актуальным) использованием трупов в практике Майстера Франца было вскрытие их для анатомических исследований.

Источник: https://knife.media/corpses-as-a-cure/

Рыцари, принцессы и гигиена

Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

Европейское средневековье овеяно романтическими мечтами. Ведь это времена отважных героев и прекрасных дам, благородных королей и дивной красоты замков, мудрых алхимиков и чудодейственных эликсиров. Как может быть обманчиво прошлое, сведения о котором мы черпаем из псевдоисторических романов…

Статья из журнала для провизоров и фармацевтов «Рецепты аптечных продаж»

Грязная правда

В тех самых замках «дивной красоты» не считали нужным устраивать отхожие места. В Лувре не было ни одного. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV (того самого любимого романистами «короля-солнце»): придворные дамы прямо посреди разговора (а иногда и во время мессы в соборе), вставали и непринужденно в уголочке справляли нужду. Атмосферу городов отравляли не только экскременты.

Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Да и сами люди были не намного чище улиц.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», – утверждал медицинский трактат ХV века. Люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши, которых называли «божьими жемчужинами», считались особыми признаками святости.

Странствующие монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Богу. На чистоту смотрели с отвращением. Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого. В XIV веке от чумы Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия – до половины. Многие города вымерли почти полностью.

Кроме «черной смерти», Европу преследовало и множество других повальных болезней, в средние века они практически не прекращались: эпидемии чумы сменялись эпидемиями оспы, холеры, дизентерии, гриппа… После крестовых походов (1096–1270 гг.), когда лепра распространилась в Европе как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.

В то же время были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа – до этого больницы в Западной Европе создавались исключительно при монастырях. Аптек же, вплоть до XI века, не было вовсе.

Первые появились в испанских городах Толедо и Кордова (бывшие провинции Арабского халифата). И лишь к XIV–XV вв. они широко распространились по всему континенту. В комплексе с развитием медицины и зарождением гигиенических традиций в эпоху Возрождения именно доступность медицинских препаратов и бесплатной консультации в аптеках сыграла решающую роль в борьбе с эпидемиями.

Мумия атакует

Значительная часть средневековых лекарств по-прежнему приходилась на растительное сырье (лекарственные травы, настрои из них, масла, смолы и соки) либо на смеси ингредиентов растительного и животного происхождения. Из последних наиболее популярны были жиры (свиное и собачье сало, жиры волка, барсука, лисы, медведя), змеиный яд, рыбий жир.

Использовались и такие экзотические средства, как порошки из оленьего рога, кровь козла, зубы крокодила. Начиная с XV в., с особым старанием культивировались аптекарские ботанические сады, по римскому образцу их называли «Садами здоровья» – Hortus sanitatis.

Большое значение имели заморские путешествия, из которых привозились иноземные чудодейственные лекарственные средства. Впрочем, представления о лечебном действии многих препаратов в то время часто были далеки от истины. А некоторые и вовсе шокировали бы неподготовленного современного фармацевта. Так, вплоть до конца XVIII в.

в качестве лекарств использовались мощи, кости, а нередко и лишайник, который их покрывал, а также плоть умерщвленных людей и кровь живых или казненных. Особенно популярны были препараты мумий, которые поставлялись в Европу из Египта. Понятное дело, не обходилось без подделок.

Известен исторический факт о том, как Ги де ла Фонтен, врач Короля Наварры, в 1564 г. совершил поездку в Египет. Там ла Фонтен стал свидетелем того, как искусно подделываются египетские мумии. Посетив магазин одного еврея, он нашел там примерно 40 мумий, каждая из которых была изготовлена самим хозяином.

Для этого купец собирал трупы рабов и покинутые тела других несчастных, вскрывал их и наполнял горной смолой, после чего заматывал холстами и сушил на солнце, пока те не приобретали вполне правдоподобный внешний вид. На все это у него уходило около четырех лет.

Существование подделок, разумеется, заставляло придумывать способы, позволявшие отличать фальсификат. Так, один из источников XVII в. сообщал, как покупателю отличить оригинальную мумию от подделки: «правильная» мумия должна быть блестящей и черной, не содержать полостей и грязи, а также иметь хороший запах, а при сжигании не издавать запаха смолы.

Вот такая памятка покупателю… Еще одним популярным лечебным компонентом в средние века был человеческий жир, который нередко упоминался в европейских фармакопеях, начиная с XVI в. Жир считался важной основой для приготовления мазей и прочих средств, использовавшихся в лечении суставной, зубной боли и подагры.

В 1694 году французский аптекарь Пьер Помэ отмечал, что жир можно было приобрести в парижских аптеках, где он всегда был в дефиците. Но вот у кого чудо-средства хватало в избытке, так это у палачей, для которых данный бизнес стал одним из основных источников дохода.

Два сантиметра – не грязь, а три – сама отпадет… Людовик ХIV мылся всего три раза в жизни, один – во время крещения, и два – по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Климент V – от дизентерии. Что уж говорить о простых смертных?

Точно, как в аптеке

Но не только ужасы и мистификации окружали средневековую аптеку. Было и много научных и законодательных наработок, которые со временем определили лицо аптеки, такой, какая она есть сегодня. Например, уже тогда происходила своего рода «консолидация» аптек: врачи и аптекари Западной Европы объединялись в цеха. Так, во Флоренции цех врачей и аптекарей существовал с XII в.

, платил налоги в казну города и имел своих представителей в органах местного самоуправления. Интересный факт: цех активно покровительствовал писателям, поэтам, ученым, художникам и скульпторам, не имевшим своих цеховых организаций.

Со временем городские аптеки заняли прочное место в светской среде, однако их деятельность, в отличие от монастырской, строго регламентировалась государством. В середине XVI в. начали появляться первые фармакопеи, в которых перечислялись используемые в данном городе или государстве лекарства, их состав, применение и цена.

Так было положено начало официальному регулированию цен на лекарственные средства в Европе. В XVII в. аптеки стали оснащаться химической аппаратурой: перегонными кубами со «шлемами» для улавливания вредных запахов, ретортами, сначала медными, позже – стеклянными. Торговые комнаты для приготовления лекарств постепенно превращались в строго распланированные помещения.

Появилась аптечная мебель: специальные витрины, шкафы со стеклянными дверцами, позволяющие видеть их содержимое, тарированные столы, высокие столы, специальные мельницы для лекарственного сырья. В аптеках большое распространение получили различные мерные устройства для определения объема. Обязательной принадлежностью аптек стали весы.

Введение аптекарских мер и распространение мер веса отдельных ингредиентов лекарств положило начало производству различных аптечных весов. Уже в XVI в. в аптеках велась четкая документация. Вместо таинственных герметических, алхимических и ятрохимических рецептов прописи стали походить на современные. Имели место аптечные дневники.

Это были и документы для различных проверок, и внутренние справочники. В XVII в. с аптеками стали сотрудничать химики и врачи, проводя в них не только свои эксперименты, но и различные лабораторные занятия. Постепенно аптеки становились также центрами совершенствования ремесленных приемов производства лекарств. Появились приспособления для изготовления пилюль – «пиллольера» (ит.).

Это стало предпосылкой к созданию аптечных мастерских. Через аптеки продавались и различные диагностические приборы, например, очень популярные уринометры. Их делали из прозрачного стекла, округлой или конической формы. Интерьеры аптек приняли законченный характер к концу XVII в.

Стены торгового зала занимали полки, открытые или застекленные, где размещались банки с аптечным сырьем, графины или бутыли. Под потолком обычно вешали чучело крокодила или мифического единорога. Социальный статус аптек в целом был очень высок. Их хозяева занимали почетные места в органах городского самоуправления.

Сами аптеки располагались в центре городов и имели свои гербы, закрепленные специальными рескриптами. Владение аптекой считалось выгодным и престижным. И, конечно, несмотря на все ужасы и мракобесие средних веков, именно этот период стал толчком к развитию аптечного дела. Средневековые находки

Производство лекарств не всегда было прибыльным делом, особенно на начальных этапах становления аптечного дела. Для того чтобы привлечь клиентов, аптекари часто продавали алкогольные напитки и сладости.

Одна из старейших аптек Европы, Таллиннская Ратушная, долгие годы славилась непревзойденным кларетом – красным сухим вином, которым лечили многие болезни. По традиции к стакану кларета полагалось печенье с гвоздикой и имбирем из аптечной пекарни.

Пользующийся популярностью по сей день «Рижский бальзам» аптекарь Абрахам Кунце в 1789 году изготовил на основе старинных аптечных рецептов, известных еще с XVI в. На международных выставках за период 1860–1935 годов бальзам получил 33 золотые и серебряные медали.

Светлана Вешняя

в мессенджере:  

аптека, медицина, Рецепты аптечных продаж, у истоков

Источник: https://amm.net.ua/medieval.html

Лекарства из мертвых людей

Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

Раньше я думал, что самый жуткий пост у меня в блоге – это про таблетки из фекалий , пиво из мочи ну или по крайней мере про город метрвых Варанаси или кладбище на Эвересте. Но теперь в этом списке новый лидер.

Со времен классики древнего Рима до XX века в разных уголках Старого Света умные люди занимались изготовлением лечебных зелий из человеческих тел.

Во всех слоях европейского общества считалось нормальным пользоваться экстрактами и микстурами из человеческого мозга, плоти, жира, печени, крови, черепов, волос и даже пота.

Ими врачевали и монархов, и монахов, и грамотеев, и простаков – по рецептам терапевтов, из рук жутких палачей и уважаемых аптекарей.

Части человеческих тел стали неплохим бизнесом, когда появился особый спрос на лекарства из мертвецов.

После казни очередного преступника палач на время делался самым важным в городе мясником, реализуя жаждущим из толпы различные органы и ткани казненного, согласно рецептам.

Купцы привозили человечину для нужд медицины из дальних стран, а кладбищенская «мафия» не гнушалась раскапывать по ночам могилы и продавать трупы медикам.

Как ни странно, у поедания людьми людей есть старинный смысл. Медицинский каннибализм – это вера в то, что от поедаемого поедающему передаётся жизненная сила, если не душа. Любое лекарство из органов человека загодя считалось животворящим и чудесным – разве могло оно не помочь?

Многие граждане древнего Рима верили, что живучесть и мужество гладиаторов – у них в крови. Поэтому было модно, пить кровь убиенного или смертельно раненного гладиатора, пока она тёплая, – чтобы самому стать смелым и выносливым.

Римские эпилептики считали такую кровь «живой». Едва сраженный боец падал на арену, его могла окружить толпа желающих прильнуть к кровоточащим ранам. А римский врач Скрибоний Ларг далеко пошёл в теориях о том, что против эпилепсии помогает печень человека, убитого оружием, которым пользуются гладиаторы. Пациенты ели такую печень в необработанном виде.

Когда в 400-м году н.э. гладиаторские бои были запрещены, больные эпилепсией нашли новый источник свежей крови – в местах казней.

Заблуждение о том, что эпилепсию можно вылечить неостывшей кровью, бытовало до начала 20-го века. Эпилептики приходили на рубку голов с кружками для живительной красной жидкости. Однажды один больной из Германии не сдержался и захлебал кровь прямо из перерубленной шеи, что не вызвало ужаса в 16-м столетии.

Медицинский вампиризм не ограничивался питьем крови обычных преступников. 30 января 1649 года король Англии и Шотландии Карл I Стюарт был обезглавлен революционерами. Толпы подданных Карла окружили его тело на эшафоте, дабы умыться в королевской крови.

Считалось, что прикосновение монарха может исцелить от опухших лимфатических узлов, а его кровь – тем паче. Когда тело Карла (с пришитой на место головой) унесли с места экзекуции, палач подзаработал на торговле песком, пропитанным кровью, а также частями волос самодержца.

И вообще, палачи в странах Европы долго считались целителями высокой пробы, могущими помочь при хворях всего и вся. А великий Парацельс был убежден, что пить кровь – полезно.

Карл I посмертно сделался лекарством, а его старший сын Карл II – придумал новое. Уважая алхимию, он приобрел рецепт модной микстуры «Капли Годдара» и приготовил её в собственной лаборатории.

Лекарю Джонатану Годдару, личному врачу Кромвеля, изобретшему препарат, выплатили из монаршей казны 6 тысяч фунтов.

Затем почти 200 лет лекарство распространялось под новым именем – «Королевские капли».

Дабы капли помогали при разных недугах, состав зелья был сложным: брали два фунта оленьих рогов, два фунта сушеной гадюки, столько же слоновой кости и пять фунтов костей человеческого черепа, принадлежавшего повешенному либо убиенному насильственно. Затем ингредиенты измельчали и перегоняли в жидкий концентрат.

Главным элементом «Королевских капель» был человеческий череп, ему приписывались особые свойства. Алхимики считали, что после внезапной, насильственной смерти душа мертвеца остается в тюрьме бренной плоти, в т.ч. в голове. А потребление чужой души в терапевтических целях одаривало пациента бонусом жизненной силы.

Британцы тех лет верили, что «Королевские капли» помогают при ряде нервных недугов, при припадках и апоплексии. На деле же средство могло и убить, от чего пострадало немало граждан. Так, английский парламентарий сэр Эдвард Уолпол, верил, что капли исцелят его от конвульсий. Однако они только ухудшили состояние, что выглядело скорбно.

Видимо, единственным полезным эффектом «капель» было стимулирующее действие. При перегонке рогов образовывался аммиак, делавшийся нашатырем. Когда Карл II умирал в 1685 году, он прибегнул к «Королевским каплям», как к последнему средству, но безуспешно.

Несмотря на сей провал, «каплями» еще полтора века пользовались доктора, а в 1823 году в поваренной книге «The Cook’s Oracle» было описано, как из человеческого черепа на кухне приготовить препарат для лечения нервов у детей.

В 1847 году некий англичанин именно так и поступил, сварив чей-то череп в патоке – для дочурки, страдавшей падучей.

Черепной мох

Магические свойства человеческих костей распространялись и на лишайники, грибы или мох, которые росли на черепах, вовремя не погребенных.

Растущую субстанцию назвали словом «уснея», её было полно на полях битв, усеянных останками солдат, принявших смерть от оружия (поэтому их черепа обладали запасом «витальной силы»).

Под воздействием сил небесных сила витальная накапливалась в черепном мху.

В 17-м и 18-м веках здравоохранение активно использовало уснею. Например, люди нюхали сушенный и молотый лишайник, дабы остановить носовые кровотечения. «Черепной мох» применяли и перорально как средство от эпилепсии, гинекологических и других проблем.

В книге «The Art of Distillation» 1651 года врач и алхимик Джон Френч описал революционный метод получения революционного лекарства – настойки из человеческого головного мозга.

Обращаясь к практикам, доктор Френч советовал «взять мозг молодого мужчины, умершего насильственной смертью, вместе с мембранами, артериями, венами и нервами», а затем «растолочь сырье в каменной ступке, пока не получится каша».

Превращенные в пюре, мозги молодого покойника заливались винным спиртом и настаивались в теплом лошадином навозе полгода, прежде чем перегонялись в скромного вида жидкость.

Будучи военным врачом, Джон Френч не испытывал недостатка в головах нестарых мужчин и прочих человеческих останках.

Как и другие препараты, сделанные из трупов, перегнанное пюре из мозгов воспринималось всерьез и медиками, и пациентами.

Сообщения о лечении таким пюре встречаются в хрониках 17 и 18 веков, а в 1730-х годах был предложен экстремальный вариант рецепта, куда помимо свежего головного мозга входила кашица из людских сердец да камней из мочевого пузыря, замешанная на грудном молоке и теплой крови.

Задолго до моды на барсучий, медвежий и другие некулинарные жиры с целебными качествами, люди пытались лечиться с помощью жира соплеменников – того самого, что садит нынешних землян на диеты и гонит на липосакцию.

В Европе 17-18 веков хлебной работой считался труд палача. Казней проводилось немало, а мэтры заплечных дел недурно «приваривали» на человеческом жире. Ценители продукта шли за ним не в аптеку, а выстраивались в очереди у эшафота со своими ёмкостями.

Так можно было гарантировать, что жир, за который деньги плачены, – не подделка, в которую подмешаны другие животные масла. А человеческое сало, как говаривали, отлично утоляло боли при воспалении кожи или суставов, ревматоидном артрите и подагре.

Жирами трупного происхождения пытались врачевать даже рак молочной железы.

Людской жир популярен был и среди элиты. Королева Англии Елизавета I наносила на лицо мазь из такого препарата, пытаясь вылечить им рытвины, оставленные оспой.

В рецепте 18-го века описывается смесь человеческого жира с пчелиным воском и скипидаром – вполне токсичное зелье, коим, вероятно, пользовалась королева. Кроме того, царственная особа любила краситься косметикой на основе соединений свинца и ходила покрытой густым слоем пудры. По слухам, ядовитые мази и свели Елизавету Тюдор в могилу в 1603 году.

Английский доктор Джордж Томсон (1619 — 1676) прославился тем, что использовал для лечения недугов самые разные органы и ткани тела человека. Так, от чумы Томсон назначал урину (мочу), а младенческую плаценту прописывал женщинам с чрезмерными месячными выделениями. Но не было ничего странней, чем лекарство от геморроя по рецепту сего незаурядного медика.

Распространенную болезнь Джордж Томсон врачевал потовыми выделениями умирающих людей, кои пациентам надлежало втирать в геморроидальные узлы.

Пот этот брался у тех приговоренных к казни, кто перед экзекуцией сильно нервничал.

Если же палачу не удавалось собрать достаточно пота, то страждущим обещали, будто одно лишь прикосновение к отсеченной на эшафоте голове может чудесным образом исцелить от геморроя.

Медовые мумии

Искусство превращения человека в сладкую конфету с большим интересом изучали китайцы, перенявшие методику у арабов. В книге «Chinese Materia Medica» (1597) доктор Ли Шичжень рассказал о рецепте из Аравии, который довольно прост.

Надо взять престарелого добровольца, купать его в меду и кормить только медом.

Со временем волонтер начинает испражняться медом – «почти свежим», а когда такая диета старика погубит, его тело хранят в резервуаре со сладким даром пчёл на протяжении ста лет.

Пролежав век в меду, мумия превращалась в каменно твердый леденец, части коего вкушались больными со сломанными или ослабленными костями. Медовые мумии продавались как лекарство и в Китае, и в Европе. Для европейцев сие не удивительно, учитывая их фармакологический интерес к древним мумиям, не стихавший в течении 600 лет.

Привезенные из разграбленных усыпальниц Египта мумии вызвали фурор в мире здравоохранения. Останками древних мертвецов пытались лечить отравления и эпилепсию, кровяные тромбы и желудочные язвы, ушибы и переломы. Было придумано множество лекарств. Среди них – бальзамы, патоки, мази, настойки и мумийный порошок, бывший особенно популярным.

Аптекари называли этот порошок просто «Mumia» и он был одним из базовых лекарственных средств в Европе с 12-го по 20 столетие. Его производством занимался даже фармацевтический гигант «Merck». В 1924 году килограмм молотых мумий стоил в Германии 12 золотых марок.

Поначалу верили, будто в бальзамировании мумий использовался натуральный битум, якобы обладающий лекарственными свойствами.

Затем решили, что целебный эффект присущ самой мумифицированной плоти, ибо её консервация в глазах простых больных смотрелась чудом. Когда поставки мумий из Египта сильно сократились, их стали подделывать.

Свежеумершие тела вялили на жарком солнце, дабы те «состарились» и были похожими на панацеи из фараоновых гробниц.

Одним из хулителей терапии мумийным порошком был французский хирург Амбруаз Паре (1510 — 1590), осудивший медицинское применение мумий наряду с другим популярным плацебо – порошком из «рога единорога».

Использование мумий в медицинских целях было совершенно легальным. Столь же законной стала имитация мумификации, разработанная лекарями из Германии в конце 17-го века.

В результате «псевдо-мумифицирования» человеческого трупа определенного возраста и сложения получалась так называемая «Красная настойка». Она была популярна в Лондоне, куда рецепт привез немец Освальд Кролль.

Расшифровка его записей позволила узнать правду о «Красной настойке».

Итак, надо было взять труп мужчины с красным молодецким лицом (что якобы говорит о крепком здоровье, а не, скажем, алкоголизме или гипертонии), без физических недостатков, в возрасте 24 лет (в полном расцвете сил). При этом молодой человек должен быть казнен через повешение или колесование, а тело – пролежать день и ночь на свежем воздухе в спокойную погоду.

Плоть покойника нарезали на порции, приправляли миррой и алое, а затем мариновали для размягчения в вине. Потом куски человечины вывешивали на два дня на солнце, чтобы подсохли, а ночью – впитали в себя силу Луны. Следующим этапом было копчение мяса, а в финале делалась перегонка.

Трупный дух «Красной настойки» перебивали сладкими винными ароматами и пахучими травами.

После столь тщательной подготовки жидкость не могла не быть «целебной» и, вероятно, кому-то помогала – кроме аптекарей и палачей, зарабатывавших кровные пенни на препарировании многочисленных преступников.

[источники]источники
http://neobychno.com/22723/10-samyx-neobychnyx-lekarstv-iz-lyudej/

Источник: https://masterok.livejournal.com/4154475.html

Остеопороз

Юридический статус медицинских препаратов-человеческих костей?

Опорно-двигательный аппарат человека образован скелетом и мышцами. Кости играют роль своеобразных рычагов, приводимых в движение мышечными волокнами. Кроме того, кости черепа, грудной клетки и таза защищают внутренние органы от механического воздействия.

Вспомогательные структуры опорно-двигательного аппарата: связки и сухожилия обеспечивают прочную связь скелетной мускулатуры с костями. Еще одной немаловажной составляющей являются разнообразные суставы, предоставляющие собой подвижное соединение костей.

Нарушение целостности опорно-двигательного аппарата может привести к значительному ухудшению качества жизни человека.

Кости состоят из самой плотной ткани организма. Молодые клетки (остеобласты) образуют минеральную составляющую скелета, обеспечивающую прочность. Также в состав костей входят органические вещества, необходимые для гибкости и эластичности скелета.

От соотношения неорганических и органических компонентов костной ткани зависит устойчивость скелета к внешним воздействиям. При этом на фоне непрерывного обмена веществ костная ткань постоянно разрушается и обновляется.

Нарушение метаболического баланса в тканях часто становится причиной деформации скелета.

Дополнительные функции костей:

  • Депонирование красного костного мозга, образующего компоненты крови и иммунной системы.
  • Поддержание обмена веществ путем формирования запасов кальция, фосфора и других минеральных компонентов.
  • Смягчение физических нагрузок с помощью хрящей и костных соединений.

Костная ткань постоянно перестраивается в течение жизни человека в ответ на микротравмы. Упорядоченные изменения происходят в отдельных участках костей, причем процессы разрушения ткани всегда чередуются с периодами регенерации. Все эти механизмы необходимы для поддержания формы скелета.

Развитие костной ткани во многом зависит от гормональной регуляции организма. В подростковом возрасте происходит ключевой период развития опорно-двигательного аппарата именно благодаря гормональному фону. Поздние эндокринные изменения, включая климакс у женщин, могут неблагоприятно влиять на состояние скелета.

Метаболизм костей в норме

Прочность костей определяется содержанием коллагеновых белков и минеральных компонентов. От коллагена зависит предел прочности ткани при растяжении, в то время как минеральные вещества определяют предел прочности кости при сжатии.

Чем больше в ткани кальция, тем устойчивее структура к физическому воздействию. По мере взросления химический состав скелета человека постоянно изменяется. В костях детей преобладают органические компоненты, поэтому в этом возрасте переломы случаются сравнительно редко.

В костной ткани пожилых людей содержится мало коллагеновых белков, из-за чего повышается риск травмирования.

Помимо внешних влияний, регуляция состояния кости зависит от двух типов клеток – остеокластов и остеобластов. Как уже было сказано, остеобласты образуют минеральные и органические составляющие органа. Остеокласты обеспечивают постоянное разрушение кости. От взаимодействия этих клеток зависит баланс разрушения и обновления тканей.

Остеоциты, представляющие собой окончательно дифференцированные остеобласты, встроенные в минерализованную кость, определяют особенности ремоделирования тканей.

Считается, что при остеопорозе механизм связи между остеокластами и остеобластами изменяется под воздействием постоянного травмирования трабекул. Остеокластам требуются недели, чтобы разрушить кость, в то время как остеобластам нужны месяцы для регенерации ткани.

Следовательно, любой процесс, который увеличивает скорость преобразования кости, приводит к утрате тканей с течением времени.

Причины возникновения

Отличительной чертой остеопороза является уменьшение массы скелета, обусловленное дисбалансом между резорбцией и регенерацией кости.

Нарушение этого равновесия может происходить из-за гормональных расстройств, генетических мутаций, метаболических заболеваний и других негативных факторов. При этом механизм развития болезни у пациентов разного возраста различается.

Так, у молодых людей патология обуславливает неспособность организма нарастить достаточное количество костной массы. У пожилых пациентов преобладают процессы разрушения ткани.

Возможные причины:

  • Дефицит эстрогенов. Эти половые гормоны играют роль в развитии остеопороза у мужчин и женщин. На поверхности остеобластов и остеокластов расположены рецепторы к эстрогену, необходимые для изменения функций клеток в ответ на воздействие гормонов. Недостаток эстрогена приводит к смещению баланса тканей в сторону разрушения костей. Кроме того, эстрогены влияют на состояние скелета с помощью цитокинов и локальных факторов роста.
  • Старение организма. Важно учитывать не только гормональные изменения в организме во время старения, но и естественные метаболические преобразования. По мере взросления остеобласты получают все меньше питательных веществ, необходимых для выработки костной ткани. На определенном этапе дефицит питания этих клеток приводит к неспособности поддержания баланса разрушения и регенерации кости.
  • Недостаток кальция и витамина D в организме. Это важные компоненты, отвечающие за состояние скелета. Недостаточное поступление и всасывание кальция приводит к нарушению баланса между щитовидной железой и паращитовидными железами. В результате усиливается резорбция кости.

Таким образом, причины остеопороза связаны с естественными процессами старения организма и гормональными изменениями.

Источник: https://www.nrmed.ru/rus/dlya-vzroslykh/ortopediya/osteoporoz/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: