Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

Содержание
  1. Разбил подвеску в яме – вот как я получил компенсацию от коммунальщиков!
  2. Как оформить ДТП с ямой?
  3. Машина одна, суммы разные
  4. Кратчайший путь
  5. Что делать, если попал в яму на дороге
  6. Шаг 2. Независимая экспертиза
  7. Шаг 3. Обращение в суд
  8. Куда жаловаться на плохие дороги
  9. Выгрести из ямы: как предотвратить канализационные трагедии
  10. Спасся только один
  11. «Дело коснулось администрации»
  12. Проверят все колодцы
  13. Частников не проверить
  14. Следить должна администрация
  15. Неудобства на улице. Почему выгребные ямы — это серьезная угроза здоровью
  16. Чем опасны уличные туалеты?
  17. Как уличные туалеты вредят экологии?
  18. Что мешает провести централизованную канализацию везде?
  19. После коммунальщиков осталась яма во дворе: кто и в какие сроки ее должен заделать? | Мой город Чебоксары–делаем полезные новости
  20. Кто отвечает? 
  21. Как быстро должны благоустроить территорию?
  22. Как быть, если все сроки прошли, а ямы никто не торопится закапывать, а вместо асфальта – грунт? 
  23. Попали в яму на дороге! Как возместить ущерб в таком случае?
  24. Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?
  25. Какой размер ямы считается нормальным?
  26. Кто несет ответственность за дорожное покрытие?
  27. Законодательство в сфере ремонта и обслуживания дорог
  28. Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?

Разбил подвеску в яме – вот как я получил компенсацию от коммунальщиков!

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

Поездка в городе часто напоминает ралли по бездорожью. То и дело приходится уворачиваться от препятствий, «заботливо» подготовленных коммунальными службами. Автоюрист Александр испытание не прошел — заехал в глубокую лужу и разворотил подвеску. Но чинить машину за свой счет он не собирался.

— Дело было в марте 2014 года в Оренбурге. Поздно вечером я направлялся по делам, сидя за рулем Lexus RX 350 моего отца.

На пути была довольно большая лужа… Все мы знаем, что в весенне-осенний период заезд в лужу на наших дорогах сродни лотерее: повезет-не повезет. Мне не повезло.

Под водой скрывалась глубокая яма, послышался глухой звук от удара… Вышел из машины — пробило два правых колеса, а запаска-то одна… И это было не единственное повреждение.

В силу профессиональной деятельности я знал, что в законодательстве прописаны определенные нормативы содержания автомобильных дорог (ГОСТ Р 50597–2017. — Прим. автора).

Исходя из этих требований, размеры дорожных ям не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, у меня есть основания для обращения в суд с целью компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП.

Как оформить ДТП с ямой?

Для начала мне необходимо было зафиксировать факт возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Материалы по теме

Я набрал «112» и вызвал сотрудников ГИБДД. Они приехали спустя 30 минут.

Надо заметить, никто из полицейских не горел желанием лезть в лужу с рулеткой и делать замеры. Мне даже пытались объяснить, что в обязанности инспекторов такая процедура не входит.

Но я настаивал на своем: «Ребята, это ваша работа. Я — практикующий юрист, и со мной этот номер не пройдет. Вы производите осмотр места ДТП, а значит, должны зафиксировать все обстоятельства.

Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы разойдемся по своим делам».

В результате инспекторы с неохотой, но все же составили справку о ДТП и акт выявленных недостатков в содержании дорог. Согласно документу, размеры ямы существенно превышали допустимые стандартом размеры, а именно: 1,2 м ширина; 1,1 м длина и 15 см глубина. Теперь у меня на руках были доказательства, и я начал готовить исковое заявление к администрации города.

Машина одна, суммы разные

Следующим этапом стало проведение независимой экспертизы. Услуги эксперта (3000 рублей. — Прим. автора) я оплачивал сам, однако планировал, что впоследствии эти расходы будут мне компенсированы за счет ответчика.

Специалисты установили, что стоимость ущерба, причиненного Lexus RX 350 в результате ДТП, составила 353 700 рублей.

Экспертное заключение я приложил к исковому заявлению с требованием взыскать средства с управления строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга.

Материалы по теме

Первое судебное заседание состоялось в мае 2014 г. Ответчик утверждал, что мои исковые требования чрезмерно завышены, а заявленные повреждения автомобиля не соответствуют обстоятельствам ДТП. Судом была назначена комплексная экспертиза в целях установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:

  1. Установить причинно-следственную связь между обстоятельствами ДТП и заявленными мною повреждениями автомобиля.
  2. Определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом обстоятельств ДТП.

Дело было направлено в экспертное учреждение, на котором настаивала администрация. Результаты оценки стоимости восстановительного ремонта заметно отличались от тех, что предоставил в суд я. По мнению эксперта, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 90 тысяч рублей.

Я был убежден, что специалист, который проводил экспертизу, допустил ряд серьезных ошибок. Очевидно, он не был знаком с особенностями автомобиля данной марки и не знал, как ведет себя на ходу пневмоподвеска. Например, в своих расчетах он брал за основу дорожный просвет автомобиля в стоячем положении.

Но был один нюанс: когда Lexus RX 350 двигается на скорости свыше 60 км/ч (а у меня была именно такая скорость), пневмоподвеска опускает кузов авто примерно на 2–4 см, а значит при установлении обстоятельств ДТП экспертом был взят в расчет неверный клиренс автомобиля, а следовательно и повреждения автомобиля будут носить гораздо более обширный характер.

Собственно, уже только это обстоятельство могло стать поводом для назначения нового эксперта.

Кратчайший путь

Материалы по теме

Несмотря на это, я не стал подавать ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.

Рассуждал так: в случае проведения повторной экспертизы судебное разбирательство затянется на пару месяцев, а если истец подаст на апелляцию — можно прождать еще несколько месяцев.

На то, чтобы решение суда вступило в законную силу, необходим еще месяц … В итоге деньги на ремонт я увижу в лучшем случае через полгода. Для меня в тот момент гораздо проще было согласиться на сумму меньшую, чем изначально мною планировалась, но и 90 тыс. руб.

меня не устраивали. После продолжительной перепалки в судебном процессе было принято решения об уменьшении исковых требований (как истец я имею на это право, подав соответствующее заявление) до комфортных ответчику 135 тыс. рублей, с чем представитель администрации согласился.

В итоге суд удовлетворил мой иск частично, обязав взыскать с управления строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга ущерб в размере 135 тысяч рублей, а также судебные расходы и стоимость независимой экспертизы в общей сумме еще на 15 тыс. руб.

Об апелляции со стороны ответчика речи быть не могло, так как мы бы вернулись к вопросу о назначении повторной судебной экспертизы.

Деньги на ремонт по решению суда были перечислены мне на счет спустя месяц после подачи исполнительного листа.

В данном случае я пошел по пути наименьшего сопротивления, дабы не затягивать и без того долгий судебный процесс. Но если время позволяет, смело идите до конца и отсуживайте полностью ту сумму, которая причитается вам за плохое качество дорожного покрытия.

Имейте в виду:

  • Многие убеждены, что борьба с коммунальщиками и администрацией — занятие бессмысленное. Это заблуждение. Напротив, такие дела адвокаты считают весьма перспективными, поскольку в данном случае закон полностью на стороне пострадавшего — то есть автовладельца. Обращаться в суд можно и по поводу открытого люка, и после «встречи» с ямой на дороге, и даже из-за дерева, упавшего на машину. Всегда есть возможность найти ответчика — главное запастись терпением и настойчивостью.
  • Вызов инспекторов на место ДТП — пожалуй, самый важный этап в борьбе с недобросовестными городскими службами. Не стоит надеяться, что «полицейские сами знают процедуру оформления такого рода ДТП». Проконтролируйте, чтобы инспекторы сфотографировали место происшествия, сделали соответствующие замеры рулеткой и отразили их в акте выявленных недостатков в содержании дорог либо акте осмотра места происшествия. Любой документ с зафиксированными сотрудником ГИБДД «сантиметрами» — это ваш главный аргумент в суде.
  • В подобных делах существует много тонкостей, так что лучше обратиться за консультацией к опытному юристу. Вместе вы сможете выработать железобетонную позицию в суде. К тому же у него наверняка есть контакты экспертов, которые смогут правильно оценить ущерб, причиненный автомобилю, и составить по итогам подробный отчет.

Вы сами автоюрист и готовы поделиться с «За рулем» интересными кейсами из собственной практики? Тогда пишите нам: starikova@zr.ru Будем рады сотрудничеству!

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/920118-moya-mashina-popala-v-yamu-kak/

Что делать, если попал в яму на дороге

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

С юридической точки зрения повреждение автомобиля из-за неровности дороги является дорожно-транспортным происшествием.

Статья 1.2 Правил дорожного движения: ДТП — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Если на дороге нет предупреждающих знаков, а вы ехали по правилам, но угодили в яму, то вы являетесь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак и вызвать ГИБДД.

Вам не могут отказать в выезде на место происшествия, но на ДТП с ямой ехать могут очень долго. Поэтому не сообщайте по телефону, что въехали в яму. Скажите, что произошло ДТП без пострадавших. Формально так и есть.

Оформить такую аварию по европротоколу нельзя, так как в ДТП участвовал только один автомобиль.

Теоретически действие полиса ОСАГО должно распространяться на случаи причинения ущерба автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие наезда на яму или открытый люк. Ведь у каждой дороги есть балансодержатель, а у страховщиков есть право регрессивного требования к организациям, отвечающим за содержание и ремонт дороги.

Даже если ДТП случилось внутри закрытой территории жилого комплекса, регрессивные выплаты можно предъявить управляющей компании. На практике же страховщики отказывают в выплате по ОСАГО из-за ДТП с ямой. Основная причина — трудность при установлении лица, которому нужно будет предъявлять регрессивные требования.

По КАСКО в таких случаях вы обязательно получите возмещение ущерба.

Ожидая Госавтоинспекцию:

  1. Поговорите с очевидцами. Вам повезло, если кто-то видел, как ваша машина получила повреждения. Возьмите их контакты и спросите, смогут ли они, если потребуется, дать показания в суде.
  2. Осмотрите авто и сфотографируйте повреждения. Можно использовать записи с видеорегистраторов.

Прибывшие сотрудники ГИБДД обязаны измерить яму, составить схему происшествия и протокол.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см.

Обязательно перечитайте протокол и справку о ДТП. В них должны быть точные параметры дорожной выбоины и исчерпывающие сведения о повреждениях. Копии этих документов, а также определение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в нём вы получите на руки.

Если вам принципиально, чтобы организацию, обслуживающую данный участок дороги, привлекли к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, настаивайте на составлении акта выявленных недостатков в содержании дорог.

Шаг 2. Независимая экспертиза

Обратитесь в фирму по оценке автомобилей после ДТП. На рынке их множество. Выбирайте компанию с хорошей репутацией и опытными экспертами.

Ещё один вариант, который является более удобным и качественным, — работать с оценщиками, которых посоветует юрист. Юрист будет ходить в суд с требованиями по иску на основе заключения о стоимости, подготовленного оценщиком. Не думаю, что среди коллег найдутся мазохисты, которые будут отстаивать интересы клиента на основе посредственно сделанного заключения об оценке ущерба.

Александр Гулько

Оповестите о месте и времени проведения экспертизы будущего ответчика. Письменно, лучше заказным письмом с уведомлением. Узнать, в чьём ведении находится дорога, можно в ГИБДД. Как правило, это администрации муниципальных образований и их департаменты. Соответчиками могут выступать подрядчики, производившие укладку дорожного полотна или ремонт дороги.

Представители власти могут не прийти на оценку. Это неважно. Главное, вы предупредили, а эксперт описал все дефекты, в том числе скрытые.

Деньги, потраченные на оценку ущерба, можно будет вернуть через суд. Но прежде рекомендуется пройти претензионное производство.

Направьте в орган, отвечающий за дорогу, претензию с требованием возместить ущерб, копию заключения эксперта и документов из ГИБДД. Если в течение месяца ответ не последовал или пришёл отказ, обращайтесь в суд.

Шаг 3. Обращение в суд

Право на компенсацию вреда, возникшего из-за плохих дорог, зафиксировано в статье 28 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года.

Подсудность: районный суд по месту нахождения ответчика (если нет вреда здоровью).
Госпошлина: зависит от цены иска.
Документы: исковое заявление, заключение эксперта, справка о ДТП, акт выявленных недостатков в содержании дорог (если есть). В качестве доказательств можно использовать фото- и видеосъёмку, показания свидетелей.

Во время судебного заседания держитесь спокойно и уверенно. Ответчик может пенять на ГИБДД (не повесили знаки, не штрафуют лихачей на этой улице) или дорожников (плохо отремонтировали).

Но суд будет смотреть главным образом на бумаги. Очень важно, чтобы в справке о ДТП было написано, что вы не нарушали ПДД.

Если ответчик будет настаивать на снижении суммы ущерба, напомните ему, что он был приглашён на оценку.

98% исков по таким случаям судом удовлетворяются. 2% отказов — это случаи, когда водители плохо следили за своим авто. К примеру, очень много раз отремонтированный колёсный литой диск ’21 радиуса может треснуть даже на небольшом изъяне дороги, а, попав в яму, можно остаться просто без колеса.

Александр Гулько

Если суд примет решение в вашу пользу, вы получите не только деньги на ремонт, но и компенсацию судебных и юридических расходов. Соответствующий исполнительный лист выдаётся в течение двух недель.

Куда жаловаться на плохие дороги

Следить за дорогами — обязанность ГИБДД. Если вы умело объезжаете дорожные ухабы, но не хотите с ними мириться, напишите письменную или онлайн жалобу в Госавтоинспекцию.

Жаловаться можно не только на дорожные «котлованы», но и на плохо уложенные крышки люков и трамвайные рельсы. Они должны возвышаться над асфальтом не более чем на 2 см. Срок на устранение неровности на дороге — 10 дней.

Также есть сервисы для автоматической отправки жалоб на плохие дороги:

  • «РосЯма». После короткой регистрации нажмите «Добавить яму». Ваша жалоба пройдёт проверку эксперта и попадёт в ГИБДД.
  • «Карта убитых дорог». Также нужна регистрация, а обращение проходит модерацию. Фокус на большие участки повреждённых дорог, а не на отдельные ямы. Информацию о яме получают активисты «Общероссийского народного фронта», а не ГИБДД. А на бездействие общественников нельзя пожаловаться в прокуратуру.

Если Госавтоинспекция и местная администрация бездействуют, обращайтесь в прокуратуру.

Источник: https://Lifehacker.ru/chto-delat-esli-popal-v-yamu/

Выгрести из ямы: как предотвратить канализационные трагедии

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

В поселке совхоза «Воронежский» Новоусманского района Воронежской области произошла трагедия: двухлетняя девочка наступила на край приоткрытой крышки канализационного люка и упала в выгребную яму. Спасать ее бросились сначала мать, затем восьмилетняя сестра, отец, соседи… Погибли пять человек. Почему такие случаи происходят регулярно и как их предотвратить, разбирались «Известия».

Спасся только один

По предварительным данным, 23 августа около 18:30 несовершеннолетние дети со своей матерью находились на территории частного дома.

Во дворе дома находится сливная канализационная яма, люк которой оказался не до конца закрыт. На него и наступила двухлетняя девочка.

За ней бросились пять человек, выбрался только один — сосед, который резко почувствовал себя плохо и решил выйти на поверхность. Все остальные, в том числе двое детей, погибли.

Администрация Новоусманского района

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Оно передано в первый отдел по расследованию особо важных дел аппарата следственного управления. Ход следствия в СК «Известиям» раскрывать отказались.

Свою проверку начали и в прокуратуре Воронежской области, которая контролирует ход расследования.

«Дело коснулось администрации»

В администрации Новоусманского района пояснили, что погибли мужчины 35, 23 лет, а также женщина 35 лет и дети двух и восьми лет. Сигнал в экстренные службы поступил в 18:53, спасатели прибыли в 19:07, однако было уже поздно.

В заявлении администрации сообщается, что без родителей остались двое несовершеннолетних, которые сейчас находятся у родной сестры погибшей женщины. Пока неясно, с кем в итоге останутся дети, однако можно точно сказать, что у родственников.

Все вопросы организации похорон возьмет на себя администрация Новоусманского района.

https://www.youtube.com/watch?v=aaQfl_w1L3E

В пресс-службе администрации Новоусманского района «Известиям» сообщили, что ситуация касается «определенных лиц из местной администрации». Позже СМИ сообщили, что один из погибших — сын исполняющей обязанности главы Воронежского сельского поселения Людмилы Савченко. Выживший — его отец.

Губернатор Александр Гусев выразил соболезнования после трагедии, пообещав опекунам оставшихся без родителей детей материальную помощь. Вопрос опеки должен решиться в течение месяца. Выжившему мужчине решено вручить награду за попытку спасти погибших, его сына наградят посмертно.

Одна из осиротевших девочек в этом году пойдет в первый класс.

Проверят все колодцы

После трагедии глава Новоусманского района Дмитрий Маслов, как сообщили «Известиям» в администрации, дал несколько поручений, в частности проверить все канализационные люки на предмет безопасности.

— Нужно понимать, что трагедия произошла на территории частного домовладения, — отметил представитель администрации. — Проверке подлежат все колодцы и люки, которые расположены на муниципальной территории, в том числе частные коллекторы, которые выходят на территорию общего пользования. При необходимости поручено принять меры.

Отдельно проведена проверка таких объектов в детсадах и школах.

Частников не проверить

Подобные трагедии, к сожалению, в России происходят нередко. В мае прошлого года под Волгодонском Ростовской области в выгребной яме погибли трое мужчин — они отравились канализационными парами при самостоятельной очистке ямы в частном доме. Сначала один из мужчин потерял сознание, потом ему на помощь отправились родственники и друзья.

В июле 2017 года в Казани в выгребной яме нашли тела супругов и их сына. 58-летний хозяин дома прочищал засорившийся сток выгребной ямы и задохнулся. За ним спустился сын, а за ним — мать. В 2016 году трое жителей Волгоградской области так же поочередно погибли при попытке очистить деревенский туалет в поселке Октябрьский.

В администрации Новоусманского района затруднились ответить, кто должен был отвечать в первую очередь за правильное устройство выгребной ямы, в то же время подтвердили, что определенный порядок их обустройства существует — владельцы частных домов должны подавать заявку в местную администрацию.

Администрация Новоусманского района

— Село есть село, какие-либо канализационные устройства, септики, колодцы люди устраивают везде. Видеть в несчастном случае какой-то недосмотр, как мне кажется, неправильно, — заявил представитель администрации.

Тем не менее отделу ЖКХ и дорожной деятельности Новоусманского района поручено в сотрудничестве со специалистами ГО подготовить и распространить памятки по безопасной эксплуатации подобного типа сливных коллекторов для владельцев частных домовладений.

Также, отметили в администрации, будет разработан механизм информирования собственников жилья региона о правильной эксплуатации сливных ям.

При этом подчеркивается, что инвентаризации в области подвергнутся только объекты, расположенные на землях муниципалитетов.

В прокуратуре Воронежской области «Известиям» пояснили, что «не занимаются надзором за деятельностью физических лиц, в том числе за исполнением санитарных норм при строительстве сливных ям в частных домах». В областном управлении Роспотребнадзора «Известиям» сообщили, что до 2007 года разрешение на сооружение таких устройств выдавала СЭС, однако после ее реструктуризации ведомство этим не занимается.

Следить должна администрация

Член комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Чечни Мансур Солтаев считает, что отвечать за подобные инциденты должны местные организации.

— Я считаю, что граждане должны быть более активными: если видят яму — сразу звонить в прокуратуру, в общественный контроль, — заявил Солтаев. — Проявлять какую-то инициативу, чтобы проверяли выгребную яму, оказавшуюся в таком состоянии.

И наказывать нужно более жестко людей, и муниципалитеты должны более жестко контролировать. В местных администрациях всё должно быть согласовано, потому что первый контроль в любом случае за муниципалитетом.

Если глава администрации будет знать, что при каком-то инциденте полетит его голова, он будет активнее этим заниматься.

Он отмечает, что в каждом муниципальном образовании есть комитет ЖКХ, и этот комитет должен знать, что «происходит в его секторе».

— Есть специальные нормы по устройству выгребных ям — всё прописано в СНиП (СНиП «Канализация. Наружные сети и сооружения». — Ред.), — пояснил «Известиям» эксперт по канализационным системам и системам очистки воды Петр Копылов.

— И сейчас чаще делают не выгребные ямы, а септики (устройства для очистки хозяйственных сточных вод. — Ред.). Регистрировать такие устройства, по сути, не нужно, надо просто по СНиПам всё сделать.

Если всё сделать не по СНиПам, будет низкий процент очистки грунтовых вод, можно просто колодцы у соседей потравить — выделяется много органики.

Устраивать септики, колодцы, канализационные сливы необходимо по СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». А вот проверкой этих устройств, заявил Копылов, никто не занимается — только по заявкам.

К слову, наказания за подобные инциденты устройства сливных ям, как правило, не касаются. Так, в мае 2020 года в Липецкой области погиб четырехлетний ребенок. Он наступил на железный лист, которым прикрывали выгребную яму, сделанную, судя по всему, не по нормам.

В итоге пока наказаны только чиновники местной администрации за то, что мальчик жил с мамой — инвалидом 2-й группы, а не со своим законным опекуном — бабушкой. Органы опеки за этим не проследили.

А в 2015 году в Новокузнецке осудили мужчину, который отпустил трехлетнего сына одного гулять на площадку возле дома, зная, что рядом находится сливная яма, заполненная водой. Ребенок во время прогулки случайно упал туда и утонул.

Источник: https://iz.ru/1052190/sergei-gurianov/vygresti-iz-iamy-kak-predotvratit-kanalizatcionnye-tragedii

Неудобства на улице. Почему выгребные ямы — это серьезная угроза здоровью

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

У 22% населения России нет доступа к централизованной канализации. Большинство таких семей пользуются выгребными ямами. Среди россиян, живущих в сельской местности, доля таких домохозяйств — 66,5%, говорится в исследовании Росстата за 2018 год.

Почему отсутствие централизованной канализации — это не только вопрос бытового комфорта, но и угроза жизни и здоровью и что мешает исправить ситуацию, в материале «Таких дел».

Уличный туалет в Иванове Владимир Смирнов/ТАСС

Чем опасны уличные туалеты?

По данным поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», в 2018 году семеро детей от 2 до 16 лет погибли, провалившись в выгребную яму под туалетом.

«Уличные туалеты опасны для ребенка потому, что, во-первых, оттуда невозможно выбраться и, во-вторых, концентрация соответствующих газов может быть опасна для жизни. Бывает, что люди погибают просто потому, что задыхаются», — объясняет руководитель пресс-службы «Лизы Алерт» Ксения Кнорре-Дмитриева.

Усугубляет ситуацию то, что деревенский или дачный туалет не рассматривается как источник опасности, поэтому родители пропавшего ребенка не сразу станут искать его именно там.

Точной статистики о детях, которые погибли, провалившись в выгребную яму, нет. Последний случай, связанный с гибелью ребенка, произошел в Волгоградской области: трехлетняя девочка погибла, провалившись в выгребную яму. При этом при расчистке выгребных ям могут пострадать и взрослые — так, 14 мая в Ростовской области погибли трое мужчин.

Как указывает Кнорре-Дмитриева, чтобы обезопасить уличный туалет, больших усилий не требуется: отряд «Лиза Алерт» опубликовал подробные инструкции.

Среди них следующие рекомендации: диаметр отверстия должен быть таким, чтобы в него не мог провалиться ребенок, яма должна быть неглубокой и ее необходимо регулярно опорожнять.

Если установлен септик, также необходимо следить, чтобы крышка резервуара постоянно была закрыта.

Не застрахованы дети и в сельских школах, так как многие из них также не оборудованы канализацией. Так, один из случаев гибели ребенка, в поисках которого участвовал отряд «Лиза Алерт», произошел в школе в Брянской области.

«Наши координаторы на территории школы отмечали [множество потенциально опасных для детей мест]: открытые контейнеры, ямы.

То есть [у руководства школы] полное непонимание, что дети лазят везде где угодно и нельзя их в этом потом обвинять», — говорит Кнорре-Дмитриева.

Можно только обезопасить территорию, где находятся дети

Ситуация со школьными туалетами в регионах разнится, среди самых проблемных — Забайкалье и Дагестан, где в 293 и 268 школах соответственно нет канализации и отопления, сообщала министр просвещения РФ Ольга Васильева в 2018 году.

В Приморском крае без оборудованного санузла работают 78 школ, в Тыве — 118, в Бурятии — 78, а также в Красноярском крае (57 школ), Калмыкии (49), Иркутской области и Якутии (32), Хабаровском крае (28) и Смоленской области (3).

Как уличные туалеты вредят экологии?

По мнению директора природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Романа Пукалова, уличные туалеты над выгребными ямами не представляют большой экологической опасности, если они построены в соответствии с санитарными нормами и отходы из них регулярно откачивают.

«Ничего хорошего в [распространенности выгребных ям] нет, так как это негативно влияет на качество воды и почвы, — отмечает Пукалов. — Участок земли на долгие годы оказывается выведен из эксплуатации, на нем ничего нельзя будет сажать. Чтобы это место оздоровилось, требуется 10—20 лет».

Как считает доцент геологического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук Михаил Орлов, сельские жители плохо представляют себе, чем оборачивается для здоровья фильтрация отходов из выгребных ям. «Чтобы реже опорожнять ямы, их дно делают проницаемым, что способствует проникновению нечистот в грунтовые воды», — объясняет Орлов.

Нормами строительства оговаривается, что выгребная яма должна быть обустроена на расстоянии 10 метров от водопроводных труб и не менее 20 — от колодца или другой точки водозабора. В условиях песчаного или суглинистого грунта расстояние увеличивается до 50—80 метров.

О том, что нормы соблюдают не всегда, говорит то, что в России ежегодно растет смертность от некачественной питьевой воды: из-за загрязнения воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности россиян — в среднем на 11 тысяч случаев ежегодно,

а заболеваемости — на три миллиона случаев

«Зачастую рядом, на своем или же на соседнем участке, находится колодец, из которого берут воду для хозяйственно-питьевых нужд. Расстояние от ямы до колодца, как правило, небольшое.

Поток грунтовых вод доносит загрязнения до колодцев, и население, не имеющее доступа не только к канализации, но и к централизованному водоснабжению — что, как правило, совпадает, — пьет некондиционную воду», — говорит Орлов.

Что мешает провести централизованную канализацию везде?

Данные Росстата показывают положительную динамику в благоустройстве сельских домов: с 2000 по 2018 год доля домов, оборудованных канализацией, выросла с 30 до 48%. Однако пределы роста ограничены — только в 5% сельских населенных пунктов в России есть централизованная канализация, к которой можно подключить отдельный дом.

Как указывает заведующий лабораторией геополитических исследований Института географии РАН Владимир Колосов, обеспеченность канализацией — известный показатель истинного уровня урбанизации, который формально определяется долей граждан, живущих в «городских» населенных пунктах.

«Как мы хорошо знаем, многие малые и средние города и даже окраины некоторых крупных городов по внешнему виду и уровню жизни мало отличаются от сельских поселений, — объясняет Колосов. — Иначе говоря, обеспеченность канализацией в условиях многих стран, в том числе в России, отражает уровень благосостояния.

Устройство централизованной, как, впрочем, и индивидуальной (домовой) канализации —

вопрос доходов муниципалитета или отдельной семьи

Как подчеркивает Колосов, обеспеченность канализацией выше в регионах, возглавляемых крупными городами, и в целом в регионах с более высоким уровнем урбанизации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, среди регионов с самым низким уровнем урбанизации — до 50 процентов — Республика Алтай, Чечня, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия, Адыгея.

Проводить в каждом из населенных пунктов этих регионов централизованную канализацию экономически нецелесообразно, лучше искать решение в локальных системах переработки, указывает председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты Андрей Широков.

Эксперт говорит, что ситуация, при которой в России многие многоквартирные и частные дома подключены к централизованной канализации, осталась со времен СССР. «Поэтому на сегодняшний день у нас в городах есть централизованное водоотведение, но оно не развито на том уровне, чтобы захватить все объекты, которые должны быть к нему подключены», — объясняет эксперт.

Развитие коммунальной инфраструктуры напрямую зависит от средств, которые есть у муниципалитетов организаций ЖКХ. «При этом [средства на] развитие инфраструктуры должны быть заложены в тариф, — подчеркивает Широков.

— В тариф на воду, которую потребляют в многоквартирных домах, заложено и водоотведение, и канализация. То, сколько средств [по структуре тарифа] уходит на поддержание и развитие канализационной, водоотводящей системы, — это слезы.

А для того чтобы не только поддерживать эту систему, но и развивать и уходить от 20% [населения, не имеющего доступа к канализации], надо вкладывать очень большие деньги».

При этом, по мнению Широкова, систему водоотведения можно развивать в рамках государственно-частного партнерства, то есть по договору концессии.

Однако «концессионер будет вкладывать деньги только туда, где он будет понимать, что эти средства в течение срока договора с публичной властью он вернет обратно. А вернуть их концессионер может только за счет тарифа.

Но пока тариф носит не экономический, а политический характер, решить эти вопросы практически нельзя. Здесь полный тупик», — резюмирует эксперт.

Источник: https://takiedela.ru/news/2019/05/20/vygrebnaya-yama/

После коммунальщиков осталась яма во дворе: кто и в какие сроки ее должен заделать? | Мой город Чебоксары–делаем полезные новости

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

После коммунальщиков осталась яма во дворе: кто и в какие сроки ее должен заделать?

17 июля 2019, 10:53 | Мой город Чебоксары

Ремонт коммуникаций, будь то газопровод, теплотрасса или кабельная линия, требует вскрытия, то есть земельных работ. В большинстве случае вкоммунальщики после их окончания приводят участок в надлежащий вид. Но как быть, если ямы во дворе или на дороге после ремонта коммуникаций не торопятся закапывать и восстанавливать там асфальт? 

Кто отвечает? 

Для начала следует узнать, кто и зачем разрыл яму во дворе. Это важно, ведь ответственность за восстановление элементов благоустройства территории после проведенных земляных работ несет заказчик данных работ. К примеру, если был разрыт водопровод, за который отвечает «Водоканал», ему и придется приводить все в порядок, а если газопровод – «Газпром газораспределение».

Как быстро должны благоустроить территорию?

Здесь сроки зависят от времени года.

Согласно Правилам благоустройства территории Чебоксар, в летнее время (с 16 апреля по 14 октября) ремонтники должны привести участок в порядок в течение 5 суток.

В объем работ включают и полное восстановление асфальта и газона. Зимой (с 15 октября по 15 апреля) на это им дается чуть больше времени – 7 суток.

Причем объем работ зимой значительно сокращается. Коммунальщикам всего лишь нужно закончить объект по временной схеме – отсыпать траншеи и котлованы на асфальте щебнем, засыпать ямы на газонах и пустырях грунтом, выполнитьвертикальную планировку, вывезти лишний грунт, строительные конструкции и строительный мусор.

Если все условия выполнены, до весны коммунальщики могут быть спокойны. Но как только потеплеет, им придется полностью восстановить поврежденный асфальт, тротуарную плитку, бордюры, газоны, клумбы и другие участки озеленения.

Но погода обманчива и тепло может наступить нескоро, поэтому для таких случаев прописаны сжатые сроки – полное восстановление объекта должны провести не позднее 30 апреля по центральным улицам Чебоксар, а по остальным адресам в соответствии с графиками, согласованными администрациями районов города.

Контролируют выполнение организациями своих обязательств по восстановлению элементов благоустройства территории:

  • городское управление ЖКХ и благоустройства;
  • районные администрации города;
  • управляющие компании;
  • собственники земельных участков;
  • а также все организации, кто согласовывал ордер-разрешение на производство земляных работ.

Как быть, если все сроки прошли, а ямы никто не торопится закапывать, а вместо асфальта – грунт? 

Бывает, что осенью у дома разрыли яму, отремонтировали трубопровод, провели первичное восстановление, а весной про объект уже никто и не вспоминает, кроме жильцов дома.

Напомнить о незаконченных работах могут сознательные граждане, которым надоело шлепать по грязи. Для этого можно обратиться в свою УК, районную администрацию или в управление ЖКХ и благоустройства.

Чиновники должны будут принять меры в отношении нерадивой организации в рамках действующего законодательства и заставить восстановить нарушенное благоустройство.

Правда, все это будет сделано не более, чем на словах. За нарушение сроков восстановления благоустройства при производстве земляных работ административная либо иная ответственность не предусмотрены.

Поэтому организации максимум могут обязать закончить благоустройство. Административное наказание в виде штрафа грозит только за ненадлежащее содержание строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, прокладка и переустройство инженерных сетей и коммуникаций.

→ Полагаем, что именно отсутствие какого-либо серьезного наказания за сорванные сроки объясняет большое количество объектов в Чебоксарах, которые до сих пор не восстановлены. Только на «Коммунальных технологиях» после ремонта тепловых и электрических сетей «висит» более 400 объектов. Причем их ремонт был проведен уже пару лет назад – в период с 2016 года по август 2018 года. После иска Управления ЖКХ и благоустройства  Арбитражный суд ЧР обязал «Коммунальные технологии» закончить работы практически  на всех объектах  до 15 июля. Другие места разрытия, где благоустройство должны восстановить АО «Водоканал», МУП «Теплосеть», филиал АО «Газпром газораспределение» пока находятся в работе. 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?

Сообщите новость

Источник: https://moygorod-online.ru/poll/poll_41013.html

Попали в яму на дороге! Как возместить ущерб в таком случае?

Каковы последствия, если человек упал в яму на моей территории?

Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что третья часть ДТП, происходит именно из-за неудовлетворительного качества дорожного покрытия. Повреждение автомобиля по причине попадания в яму, ситуация крайне неприятная, и к тому же не привычная для водителей. Мы привыкли, что если ДТП, то обязательно должен быть второй участник.

Но здесь все не так.

Многие теряются, не знают, что делать, винят себя в невнимательности и никуда не обращаются, или пытаются отстоять права на возмещение ущерба, но на начальном этапе оформления ДТП, допускают серьезные ошибки, которые в дальнейшем приводят к отказу в возмещении ущерба.

Я всегда говорю нашим клиентам, не нужно в таком случае брать ответственность на себя. Если Вы не нарушали ПДД, то всегда есть хорошие шансы, отстоять права и возместить ущерб в полном объеме.

Статья рассчитана на людей, повредивших автомобиль на яме, выбоине или иной неровности на дороге и желающих возместить ущерб, а также на тех, кто вообще не знает, как действовать в таком случае.

Не переживайте, мы полноценно разберем данную проблему. Узнаем, как нам действовать, какие должны быть документы и доказательства, что бы суд встал на нашу сторону и ущерб был возмещен.

Сразу останавливаемся и не сдвигаем автомобиль с места. Это полноценное ДТП и пока Вы не зафиксируете все обстоятельства данного происшествия, не двигайте автомобиль.

Включаем аварийную сигнализацию, выставляем знак аварийной остановки, вызываем инспекторов ГИБДД.

В ситуации, если инспекторы ГИБДД при разговоре по телефону, отказываются выезжать на место ДТП, то ни о какой законности такого заявления, речи идти не может.

Обычно они мотивируют отказ маленьким размером ущерба, отсутствием пострадавших, говорят, что нужно все сфотографировать и прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД, либо оформить ДТП по европротоколу.

Фактически, отказываются выполнять возложенную на них обязанность.

Нас все это не устраивает, если у нас просто ОСАГО, или даже его нет.

В законодательстве нет положения, позволяющего инспекторам отказаться прибыть на место ДТП по любым обстоятельствам.

Просто скажите, что Вы отказываетесь оформлять документы, без сотрудников ГИБДД. Второго участника ДТП нет, Вы попали в яму и требуется составление акта, о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и привлечения ответственных лиц, к административной, а также материальной ответственности.

Есть Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664, где в пункте 285 четко сказано, что, если один из водителей-участников ДТП, отказываются от самостоятельного оформления документов о ДТП, сотрудник предлагает несколько вариантов как оформить ДТП, или принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников ГИБДД на место ДТП (на место происшествия).

Поэтому, выезжать на место ДТП, они должны, так как это один из вариантов действий в данном случае.

Не исключено, что нужно будет спорить и разговаривать на повышенных тонах, но я не советую покидать место ДТП. Настаиваем на том, чтобы, сотрудники ГИБДД приехали на место, составили схему ДТП, акт о ненадлежащем качестве дорожного покрытия с проведением всех замеров, а также выдали Вам документы (справку) о ДТП.

Если у Вас не будет акта о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и схемы ДТП, то обязательно возникнут серьезные проблемы, с возможность возместить ущерб.

К сожалению момент с обязанностью инспекторов выехать на ДТП, не урегулирован, и нет такой нормы, на которую Вы могли бы сослаться и точно утверждать, что полиция обязана прибыть на место ДТП. С другой стороны, нет такой нормы, на которую могли бы сослаться инспекторы, и могли бы законно отказаться от выезда на место ДТП.

Так что, просто требуем, чтобы они выехали на место ДТП. Можно схитрить и сказать, что машина вероятно не на ходу, потому как перестала заводиться, Вы подозреваете, что после попадания в яму, сильно повреждена подвеска и эксплуатировать ТС без технического осмотра не безопасно, по этим причинам, Вы не можете самостоятельно прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД.

Полиция обязана выезжать на место ДТП, если есть пострадавшие и Вы к примеру, ударились ногой, головой, рукой. После попадания в яму у Вас стал болеть живот и тогда, получается есть пострадавшие и ГИБДД обязаны выехать на место ДТП.

Так же, ГИБДД обязано выехать на место ДТП, если у одного из участников ДТП, есть полис КАСКО. Имейте это в виду.

Кстати, для владельцев полиса КАСКО, все намного проще, нужно лишь получить документы от ГИБДД и обратиться в страховую за возмещением ущерба. Страховая возместить ущерб и далее сама будет разбираться с организацией ответственной за содержание данного участка дороги.

Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?

Если у Вас есть регистратор, и он был включен в момент попадания в яму, то будет значительно проще доказать факт повреждения автомобиля по причине некачественного дорожного покрытия.

Производим фото и видеосъемку.

Сделайте фотографии места ДТП. На фотографиях должно быть видно не только яму, но и расположение Вашего авто, относительно ямы. Делайте фотографии так, чтобы на них был виден участок дороги, Ваш автомобиль с государственным регистрационным знаком, а также сами повреждения дороги. Обязательно должно быть видно находящиеся рядом здания и сооружения, то есть должна быть привязка к местности.

Если повреждения авто видимые, то обязательно зафиксируйте их. Самые распространенные повреждения, это помятые колесные диски, пробитые покрышки, сломанные передние бампера, поврежденные элементы подвески, помятые пороги авто, локеры, брызговики, колесные арки.

Бывают и более серьезные последствия, когда по причине попадания в яму или колею, автомобиль просто вылетал с дороги, терял управление и сталкивался с другими авто.

Обязательно снимите несколько видео записей, где зафиксируйте все в подробностях. Снимите автомобиль, повреждения, неровности дороги, тормозной путь, расположение автомобиля на дороге, близлежащие здания и сооружения.

Свидетели.

Свидетели, это всегда проблема, особенно в таких ситуациях. Но все же, если они были, и согласны в случае необходимости выступить в качестве таковых, то обязательно возьмите у них данные, а также введите в курс дела. Расскажите им, как все произошло, а также покажите последствия.

Замеры ямы.

Нам понадобятся все имеющиеся у нас доказательства. Поэтому, замеряем яму при помощи измерительного инструмента. Подойдет рулетка, в крайнем случае линейка и ровная рейка (что выступит в ее качестве решать Вам), но если есть рулетка, то ее будет достаточно.

Заснимите на видео процесс замера параметров ямы. Измерьте длину, ширину и глубину неровностей. Если это лужа и под водой не видно какой глубины яма, то ничего страшного в том, что на видео будет отчетливо видно, как вы погружаете шкалу рулетки вглубь лужи и показываете, какой примерно глубины яма. Не забудьте положить поперечную рейку, чтобы обозначить верхний край ямы.

Запишите размеры ямы и сравните их допустимыми размерами по ГОСТ. Да, Вы все правильно поняли, мало попасть в яму, ее размеры должны превышать установленные ГОСТом нормы для таких ям.

Какой размер ямы считается нормальным?

У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.

Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).

Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.

Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.

Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.

Кто несет ответственность за дорожное покрытие?

На основании пункта 1, статьи 6, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Собственника дороги не всегда просто установить, так что придется обращаться в администрацию того муниципального образования, на территории которого проходит дорога, с злополучной ямой. Можно обратиться в министерство дорожного хозяйства, или в Росавтодор.

Ответственных найти будет сложно, так что, лучше обращаться во все инстанции, так или иначе, имеющие отношение к вопросу.

Обращаться нужно в письменной форме, таким образом, ответ Вам предоставят так же в письменной форме. Но для начала, можно просто позвонить, возможно Вам смогут предоставить информацию в устной форме, или подскажут, где смогут подробнее ответить на вопрос.

Так же, в случае если инспекторы ГИБДД попались адекватные и с пониманием факта, что в такую ситуацию может попасть каждый, то они обязательно должны привлечь ответственное за содержание данного участка дороги лицо, к ответственности.

Ответственное юридическое лицо, привлекается к административной ответственности, по статье 12.34 КоАП РФ.

Можно узнать, кто же был привлечен к ответственности, это еще один вариант получить информацию, кто отвечает за содержание данного участка дороги.

Законодательство в сфере ремонта и обслуживания дорог

Не хочу слишком забивать Вам голову законодательством, но все же, основные статьи, касающиеся проблемы, нужно знать.

Согласно пункту 1, статьи 24 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно абзацу 6, пункта 3, статьи 24 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, участники дорожного движения имеют право, на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

На основании статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктами 6 и 11 ст.

13 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ” установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ч. 3 ст. 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из пункта 13 Основных положений о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 следует, что должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны:

  • Содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения об ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • Принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?

Вам нужно описать ситуацию так, чтобы далее не оказаться в проигрыше.

Не озвучивайте никаких доводов, не в Вашу пользу. Вы соблюдали правила дорожного движения, а также, Вы не могли видеть указанную неровность и у Вас не было технической возможности, избежать наезда на яму.

Что значит соблюдали правила и не имели технической возможности?

Помните, что если Вы нарушали ПДД, что явилось причиной попадания в яму и возникновения ущерба, то возмещение может значительно осложниться.

Основываясь на нашей практике, могут сказать, что, если инспекторы ГИБДД в протоколе укажут, что Вы нарушили правила дорожного движения, к примеру, двигались со скоростью превышающую установленную, или поставят Вам нарушение пункта 10.1 ПДД, то в таком случае, суд может отказать именно по причине наличия нарушений ПДД.

У судов логика простая, нарушал, значит сам виноват.

Если бы не нарушал, то все было бы в порядке! Странно да? Может если бы не было ямы, все было бы нормально!

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/dtp/popali-v-yamu-na-doroge-kak-vozmestit-ushcherb-v

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: