Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

Содержание
  1. Как происходит увольнение учителя? Общий порядок, возможные основания и прекращение договора с директором школы
  2. Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником
  3. Возможные основания
  4. По статье
  5. За аморальное поведение
  6. Аморальный проступок в трудовом праве: что это, порядок увольнения и обжалования
  7. Понятие в трудовом праве
  8. Кого можно уволить
  9. Особенности и порядок увольнения
  10. Процедура увольнения
  11. Как происходит обжалование в суде
  12. Что скрывается за увольнением «за аморальное поведение», рассказали московские учителя
  13. «Стриптиз»
  14. «Педофилия»
  15. «Дебоширство»
  16. Увольнение за аморальный поступок: можно ли уволить и как?
  17. Кого могут уволить за совершение аморального поступка?
  18. Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?
  19. Имеет ли значение место, где был совершен?
  20. Засвидетельствование факта проступка
  21. Оформление факта совершения аморального проступка
  22. Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального  проступка
  23. Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
  24. Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок
  25. Сроки увольнения
  26. Какие положены выплаты?
  27. Есть ли отработка?
  28. Запись в трудовой книжке
  29. Увольнение работника за аморальный поступок
  30. Трудовой кодекс об аморальном поступке
  31. Что можно считать аморальным поступком или поведением
  32. Кого могут уволить за аморальный поступок

Как происходит увольнение учителя? Общий порядок, возможные основания и прекращение договора с директором школы

Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

Особой категорией, выделяемой трудовым законодательством, являются педагогические работник.

Глава 52 регулирует вопросы трудовых правоотношений с учителями, преподавателями высших и профессиональных учебных заведений, руководителями образовательных организаций и т.д.

, в том числе и вопросы, связанные с особыми основаниями для расторжения с педагогами трудового договора.

Проголосуйте: хорошо ли защищены трудовые права учителей в России?

Кроме трудового законодательства предусмотрен и целый комплекс отдельных законов и подзаконных актов, также регулирующих порядок прекращения трудового договора с указанной категорией работников (ФЗ от 29.12.2012 № 273, Приказы Минпросвещения России и т.д.).

Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником

Порядок расторжения трудового договора с учителем частично будет зависеть от основания, которые будут рассмотрены ниже. В целом производство увольнения осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ:

  1. Возникновение общего или специального основания для увольнения.

Основание всегда оформляется документально. Если это уход с работы по собственному желанию – письменное заявление, если имело место быть одно из специальных оснований (совершено психическое или физическое насилие над учеником) – жалоба на действия педагога и доказательства его вины и т.д.

Этот этап осуществляется лишь при подаче заявления на увольнение по собственному желанию. Отработка составляет, по общему правилу, 2 недели.

Если учитель является членом профсоюзной организации, то его увольнение производится только с согласия указанного органа, если речь идет:

  • о сокращении;
  • недостаточной квалификации;
  • неоднократное неисполнение обязанностей (с условием, что педагог привлечен к дисциплинарной ответственности).

Директор школы, имея основания для увольнения, издает Приказ.

Справка. Государственные учреждения не попадают под действие ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и изменений, связанных с принятием указанного закона, а значит обязуются в качестве первичных документов использовать унифицированные формы.

Для Приказа об увольнении установлена форма Т-8 (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1). Данный акт должен содержать следующие сведения:

  • дату и номер трудового договора;
  • дату увольнения;
  • ФИО и должность педагогического работника;
  • основания увольнения;
  • ссылка на документ-основание;
  • дата и подпись директора с расшифровкой;
  • подпись увольняемого об ознакомлении;
  • ссылка на мнение профсоюзной организации, если оно требуется.
  1. Оформление кадровых документов.

Трудовая книжка и личная карточка учителя заполняются в отделе кадров образовательной организации и заполняется по правилам, установленным Инструкцией по заполнению указанного документа (Постановление Минтруда России № 69):

  • порядковый номер записи – гр. 1;
  • дата внесения записи – гр. 2;
  • основание увольнения со ссылкой на норму ТК РФ, подпись директора и увольняемого учителя – гр. 3;
  • ссылка на Приказ об увольнении – гр. 4.

Личная карточка заполняется по форме Т-2, а сведения об увольнении указываются в разделе 9. Прописываются:

  • основание увольнения и дата;
  • ссылка на Приказ.

Раздел подписывается сотрудником отдела кадров и учителем после того, как на руки увольняемому будет отдана трудовая книжка (п. 41 Постановления Правительства № 225 «О трудовых книжках»).

Бухгалтерия образовательной организации составляет записку-расчет (форма Т-61). В качестве выплат, связанных с увольнением, рассчитываются остатки по заработной плате и компенсация неиспользованного отпуска. Иные выплаты устанавливаются в отдельных случаях (выходное пособие – при ликвидации учреждения или сокращении штата).

Возможные основания

Трудовое законодательство устанавливает два вида расторжения трудового договора для педагогов:

  • общие основания (установленные гл. 13 ТК РФ);
  • специальные (ст. 336 ТК РФ).

Общие основания включают в себя случаи, когда увольнение производится по инициативе самого учителя или директора образовательного учреждения, по их взаимному согласию, а также ситуации, при которых договор прекращает свое действие независимо от их воли (болезнь, препятствующая работе в школе, приговор суда, предусматривающий отправление в исправительное учреждение или запрет на занятие педагогической деятельностью и т.д.).

Нередки случаи, когда образовательные учреждения прекращают свою деятельность или в них производится сокращение штата. В соответствии со ст. 180 работодатель:

  • предупреждает о закрытии школы или сокращении за 2 месяца;
  • сокращаемым педагогам предлагаются иные вакантные места, при их наличии.

Увольнение по указанным основаниям влечет выплату выходного пособия в течение 2-х месяцев (3-х, если учитель своевременно обратится в органы занятости) в размере среднего оклада.

К специальным основаниям, указанным в ст. 336 ТК РФ, относятся:

  • второе за год грубое нарушение устава образовательной организации;
  • однократное применение учителем физического или психического насилия в отношении ученика;
  • достижение предельного возраста для замещения должностей (относится только к сотрудникам высших учебных заведений и учреждений дополнительного проф. образования, возраст устанавливается нормой ст. 332 ТК РФ).

К грубым нарушениям устава относят:

  • систематическое неисполнение обязанностей;
  • фальсификация результатов научных исследований учеников и т.д.

Физическое или психическое насилие выражается в конкретных неправомерных действиях в отношении учеников. Если с физическим предельно ясно (нанесение побоев, истязания, а порой и причинение вреда здоровью и т.д.), то с психическим принуждением не все так однозначно. Как правило, к нему относят:

  • оскорбления;
  • угрозы;
  • чрезмерные требования, не соответствующие образовательной программе для конкретной возрастной группы;
  • настраивание коллектива против конкретного ученика и т.д.

По статье

Можно ли уволить учителя «по статье»? Трудовое законодательство не имеет такого определения, как увольнение «по статье».

Важно! Под увольнением «по статье» понимается расторжение трудового договора по решению руководства организации, если за учителем обнаружено совершение виновных действий как общего, так и специального характера.

Виновные действия общего характера предусмотрены п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • неисполнение трудовых обязанностей неоднократно (при условии, что учитель уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогулы, появление в нетрезвом виде и иные грубые нарушения трудовых отношений.

К специальным основаниям относят п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (аморальное поведение) и п. 1, 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (повторное грубое нарушение устава и насилие в отношении учеников).

Важный фактор такого увольнения – наличие письменного доказательства вины. Факт прогулов или появления в нетрезвом виде должны быть зафиксированы. На действия учителя в плане психического или физического насилия должна быть подана жалоба.

За аморальное поведение

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 81педагогический работник может быть уволен за аморальное поведение, если оно несовместимо с его работой.

В настоящее время под указанный пункт директора школ пытаются подвести малейшие вольности со стороны учителей, в том числе совершенные ими вне рабочего времени, что допустимо с практической стороны (п. 46 ППВС РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Увы, исчерпывающего перечня аморальных поступков в настоящее время нет.

Источник: https://narabote.me/uvolnenie/kategorii/pedagoga.html

Аморальный проступок в трудовом праве: что это, порядок увольнения и обжалования

Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

Аморальный проступок, совершенный педагогическим работником

Выполнение отдельных работ требует от сотрудника не только необходимости придерживаться должностных обязанностей, но и поддерживать определенный тип поведения как во время работы, так и в быту. Касается это педагогических работников, выполняющих воспитательные функции относительно других людей.

Учитывая, что педагогические сотрудники должны быть образцом для подражания, даже минимальное отклонение от нормы накладывает отпечаток на все учреждение, где они трудятся. Поэтому согласно нормам трудового права, работодатель может прекратить трудовые отношения с совершившим аморальный проступок сотрудником досрочно.

Понятие в трудовом праве

Четкого законодательного определения, что представляет собой аморальный проступок, не введено. В то же время аморальными считают все поступки, которые не вписываются в общепринятые стандарты поведения современного человека и могут стать основанием для привлечения гражданина к уголовной, административной ответственности, либо осуждения со стороны гражданского общества.

Обычно аморальными поступками считаются:

  1. Нахождение в общественных местах в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Хулиганские или преступные действия, зафиксированные правоохранительными органами.
  3. Поведение (на работе или в быту), которое выходит за рамки приличия (излишняя сексуальная свобода в действиях и одежде, извращённое сексуальное поведение, домогательство в сексуальном плане к своим подчиненным, нецензурная брань в общении, нежелание придерживаться элементарных правил гигиены и другие).
  4. Участие в драках.
  5. Факты физического или психологического насилия относительно учеников (удары, побои, принуждение к различным унижающим личность действиям, причиняющие душевные страдания молодому человеку).
  6. Алкоголизм, наркомания.

В Трудовом кодексе предусмотрена норма, позволяющая работодателям прекращать трудовые отношения с педагогическими сотрудниками, совершившими аморальный проступок. Важно обозначить, что такой проступок должен быть несовместим с дальнейшей работой гражданина.

Нужно понимать, что поступок может считаться аморальным как в обществе в целом, так и непосредственно в конкретном коллективе. Прежде, чем применять последнюю норму, работодатель должен учесть, что рамки морали в учебном заведении изначально должны быть установлены и доведены всем воспитателям под личную роспись.

Они не должны отходить от общепринятых в обществе моделей поведения. Если эти критерии не будут соблюдены – работник сможет через суд восстановиться в прежней должности и вытребовать компенсацию за возникший прогул не по вине работника, а также возмещение морального вреда.

Помните, применить статью о прекращении трудовых отношений из-за аморального поступка можно только к гражданам, выполняющим воспитательные функции и только в случае, если такой проступок несовместим с дальнейшей деятельностью конкретного сотрудника на этой должности.

Кого можно уволить

Кого можно уволить за аморальный проступок

Если внимательно ознакомиться с законодательными нормами, а также судебной практикой и выданными на ее основании разъяснениями, то под категорию лиц, которых можно уволить за аморальное поведение, попадают исключительно педагогические работники. Но и здесь не все категории сотрудников выполняют воспитательную функцию.

Поэтому прежде чем применить п. 8 первой части статьи 81 ТК РФ, следует внимательно ознакомиться с трудовыми обязанностями сотрудника, а также действиями, которые он совершил.

К категориям граждан, к которым может применяться в процессе наказания в виде увольнения обозначенная выше статья, относятся:

  1. Воспитатели, работающие в детских садиках.
  2. Школьные учителя, преподаватели, контактирующие с обучаемыми.
  3. Мастера, выполняющие функции производственного обучения.
  4. Спортивные тренеры, логопеды, вожатые спортлагерей.

Нужно понимать, что определяющим фактором отнесения должности к разряду педагогических является не ее непосредственное название, а конкретно выполняемая по условиям должностной инструкции работа.

К примеру, если учителя, который выполняет административно-хозяйственные функции и не контактирует с учениками в нерабочее время уличили в нетрезвом виде, уволить его за аморальное поведение нельзя.

Процесс увольнения сотрудника за аморальное поведение должен сопровождаться всесторонним изучением не только реальных (и закрепленных в документах) обязанностей, но и тяжести совершенного проступка. Особенно, если все это обнаружено в нерабочее время.

Не стоит забывать, перед применением нормы увольнения работодатель обязан, по возможности, применить другие средства воздействия (предупреждение, снижение премиальных выплат, выговор, понижение в должности, перевод на другую работу). Исключение – если совершенный проступок несовместим с возможностью продолжения работы в конкретном учебном заведении.

Помните, даже если гражданин является педагогическим сотрудником и попался за аморальное поведение, чтобы применить к нему как наказание соответствующую статью об увольнении, работодатель обязан доказать, что он выполняет воспитательную функцию по отношению к другим людям, и что совершенный проступок несовместим с выполнением дальнейшей работы.

Особенности и порядок увольнения

Особенности увольнения за аморальное поведение

Пожалуй, главная особенность законодательной нормы, предусматривающей увольнение за аморальное поведение, заключается в отсутствии четкой привязки такого проступка к месту и времени его совершения. Это может быть на работе и в быту. Часто увольняют за аморальные проступки, совершенные в прошлом, если они изначально были скрыты от администрации и открылись спустя некоторое время.

https://www.youtube.com/watch?v=B2xRQm87NK8

Чтобы применить норму увольнения за аморальный проступок, работодатель должен собрать доказательную базу, подтверждающую, что такой проступок действительно имел место. В перечень доказательных документов входят:

  • заявления от родителей, докладные записки от коллег по работе, объяснительные записки от свидетелей происшествий;
  • протоколы и постановления об административной ответственности, письма из правоохранительных и превентивных органов;
  • копии решений либо же постановлений суда.

Помните, руководствоваться при увольнении сотрудников домыслами, слухами, непроверенной информацией из глобальной сети (сегодня с легкостью можно смонтировать практически любую фотографию или видеоролик) не стоит. При дальнейших разбирательствах в суде работник будет восстановлен в должности, а вот репутация администрации может серьезно пострадать.

Если же такой проступок зафиксирован в рабочее время, работодатель обязан всесторонне разобраться, что произошло на самом деле, и как это все влияет на возможность сотрудника выполнять свои педагогические функции.

Нужно учитывать, увольнение с работы, это крайняя мера, применение которой возможно только если будет доказано, что совершенное действие несовместимо с дальнейшей работой гражданина, либо происходило систематически раньше, за что к сотруднику уже применялись меры дисциплинарного воздействия.

Разборы аморального поведения должны проводиться в присутствии работника, который его совершил. Обязательным документом, который должен затребовать работодатель, является письменное объяснение самого сотрудника.

Если же провинившийся работник отказывается написать объяснение – необходимо составить акт, которым все это зафиксировать. Желательно в таком акте кратко изложить суть беседы с нарушителем. Подписывают акт не менее 3 человек. Желательно, чтобы они не были заинтересованы в исходе разбирательства.

Процедура увольнения

Порядок увольнения за аморальное поведение

Чтобы выполнить процедуру увольнения работника, совершившего аморальный проступок, законно, необходимо выполнить включить в нее следующие этапы.

Фиксируем факт аморального проступка. Учитывая, что увольнение по этой причине может применяться за поступок как на работе, так и в быту, единой формы подтверждения не установлено. Обычно это официальный документ компетентного органа (полиция, суд, прокуратура), а может быть и от сознательных граждан (например, соседи по квартире).

Если же случай зафиксирован на работе – необходимо его письменно оформить. Делается это в виде докладной записки, акта за подписью нескольких сотрудников, заявлений родителей.

Объяснение со стороны провинившегося сотрудника. Учитывая, что часто люди могут заниматься распространением откровенно ложной информации из-за личной неприязни друг к другу, работодатель обязан рассмотреть доводы другой стороны.

И делается это исключительно в письменном виде (чтобы было документальное доказательство). Дальнейшие действия администрации часто зависят от полученной информации со стороны совершившего проступок работника.

Проводится служебное расследование. Чтобы удостовериться в правдивости доказательств, работодатель обязан провести служебную проверку изложенных сторонами фактов. Обычно для этого создается специальная комиссия.

Создается она приказом работодателя, наделяется определенными полномочиями, устанавливаются сроки и порядок ее работы. По окончанию работы комиссии составляется акт, где излагаются полученные в процессе расследования факты, а также предлагаются меры воздействия относительно нарушителя. Нарушитель знакомиться с актом расследования под личную роспись.

Принимается решение о наказании. На основании выводов комиссии, а также имеющихся документов работодатель должен принять решение о привлечении работника к ответственности. Это может быть дисциплинарное взыскание, либо же увольнение с работы. Оформляется приказом по предприятию. В трудовой книжке делается соответствующая запись. В день увольнения с работником выполняют полный расчет.

Важно отметить, в зависимости от документов, которые поступили на рассмотрение работодателю, этапы могут сокращаться или увеличиваться. К примеру, если это набравшее законную силу судебное решение, оно уже само по себе является доказательством совершенного проступка и дальнейшей перепроверки не требует.

В то же время, если поступило просто заявление от сознательного соседа, целесообразно оформить дополнительный запрос в полицию по месту жительства сотрудника с целью проведения дополнительной официальной проверки. И только после получения положительного ответа от правоохранительных органов можно переходить к следующему этапу.

Помните, достаточно часто нерадивые сотрудники восстанавливаются в должности через суд из-за нарушения процедуры оформления аморального проступка. Поэтому, чтобы формальности не мешали избавляться от недостойных воспитателей, всегда следите за процедурой и сроками ее оформления.

Если же сотрудник совершил нарушение трудовой дисциплины, но доказать аморальность такого проступка проблематично, целесообразно привлекать его к дисциплинарной ответственности на общих основаниях. Ведь за систематическое нарушение трудовой дисциплины в дальнейшем также можно уволить.

Как происходит обжалование в суде

Обжалование незаконного увольнения

Часто уволенный «по статье» сотрудник не соглашается с таким решением работодателя и обращается в суд с целью отмены приказа об увольнении и восстановления в своей прежней должности. Важно помнить, обязанность доказывать свою правоту возлагается не на работодателя, а не работника.

Изначально суд стоит на стороне гражданина. И малейшее отклонение в процедуре оформления увольнения будет причиной принять решение в пользу уволенного сотрудника.

В случае обжалования увольнения в суде особое внимание уделяется таким моментам:

  1. Был ли уволенный сотрудник непосредственно связан с воспитательной работой, какими документами это было зафиксировано, как доводилось к сотруднику.
  2. В чем состоял факт совершенного работником аморального проступка, как это влияло на его дальнейшую работу, почему такому работнику невозможно продолжать трудиться в этом заведении.
  3. Как определялась тяжесть проступка, почему принято решение уволить сотрудника, применялись ли ранее к нему другие меры дисциплинарного воздействия.
  4. Были ли выдержана процедура и сроки наложения взысканий, рассмотрел ли работодатель проступок со всех сторон, как подошел к изучению доказательной базы, послужившей основанием для принятия решения об увольнении.
  5. Учитывался ли факт нахождения сотрудника на больничном или в отпуске на дату его увольнения.
  6. Был ли работник своевременно ознакомлен с докладными записками по поводу аморального проступка, актами, протоколом служебных разбирательств и рассмотрения, приказом об увольнении.
  7. Своевременно ли произведен расчет при увольнении, соответствует ли сделанная в трудовой книжке запись действующему трудовому законодательству.

Поэтому, чтобы доказать правомерность принятого решения работодателю потребуется предоставить суду такие документы (заверенные копии или выписки):

  • приказ о трудоустройстве работника;
  • приказ, подтверждающий факт увольнения;
  • докладную записку, акт, заявление, письменное обращение уполномоченного лица, подтверждающее факт аморального проступка;
  • личное письменное объяснение работника;
  • документы, подтверждающие проведение служебной проверки (разбирательства). Как правило, это акт служебной проверки, либо протокол служебного рассмотрения аморального проступка;
  • должностную инструкцию работника с его личной подписью;
  • другие документы, на основании которых принимались решения.

Помните, обязанность доказывать свою правоту полностью лежит на работодателе. Поэтому изначально следует проверить наличие всех подтверждающих документов, подписей виновника, а также соответствие их установленной законодательством процедуре.

Подробнее о дисциплинарных взысканиях в Трудовом кодексе смотрите в этом видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/amoralnyj-prostupok-eto.html

Что скрывается за увольнением «за аморальное поведение», рассказали московские учителя

Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

«Уволен по статье за аморальное поведение» – такая формулировка все чаще стала звучать в отношении учителей.  За последние 5 лет ежегодно в московских школах по статье «аморальный проступок» увольняют 10 -15 учителей.

Для педагогов – это по сути «волчий билет».

 Что стоит за формулировкой на самом деле, рассказали на пресс-конференции  «Аморальный учитель: что скрывают школьные стены?»  в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей». 

«Стриптиз»

58-летняя учитель географии столичной школы№1256 Светлана Колядова была уволена в июне прошлого года за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Её обвинили в том, что она якобы при восьмиклассниках подняла блузку и чуть ли не пустилась в пляс.

 По словам учителя, завучи, которые отразили показания в служебной записке, не учли, что в тот день педагог  была не в блузке и ходила, опираясь на костыль вследствие перенеснной операции на ступне.

По мнению Колядовой, директор школы  решила таким образом избавиться от неугодного ей педагога.

«Если я видела, что нарушается закон, я обращалась в прокуратуру, в Департамент образования. Естественно, что директора это нервирует, потому что он не хочет, чтобы на него писались жалобы. Да и уволить по другой статье невозможно было меня, я не нарушала дисциплину, я всегда ответственно ко всему отношусь. «Аморальное поведение» – это единственная статья, которая возможна».

Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на прием пищи и отдых. В этой связи я попросила администрацию школы правильно выстроить график учителей. На мои претензии директор сказала мне, что учителю, который занят своим делом, — некогда читать трудовой кодекс.

По нашим школьным внутренним актам учитель мог только тайно покинуть рабочее место попить воды, чтобы не быть наказанными. Я решила, что со статьей в трудовом кодексе мне будет просто. Однако в районном суде я дело проиграла, а когда вернулась на работу, ко мне стали применять репрессии. Мне сократили часы до 9 в неделю (это пол ставки) и даже не пускали на рабочее место.

Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке. Но в моем возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать.

После долгого пути судебных тяжб Светлана Колядова была восстановлена в должности  – 31 января Люблинский районный суд Москвы восстановил ее на работе и постановил выплатить компенсацию за вынужденный семимесячный прогул.

«Педофилия»

Учителю физкультуры московской школы №170 Валерию Литвинову администрация школы инкриминировала педофилию, предоставив фото и видео, на которых педагог прикасается к ученице.

Все началось на фоне того, что я являлся председателем профсоюзного объединения нашей школы. Еще до моего назначения, я обратил внимание на выдачу уведомлений о понижении нагрузок у учителей, которые заставляли подписывать «задним числом». Когда я начал отстаивать свои права и права коллег началась эта история.

Прямо перед увольнение администрация школы обзванивала родителей учеников с целью накопать что-то на меня. 23 июня меня вызывают к директору и предлагают расписаться в документе об увольнении. Никакой информации мне не предоставляют, а говорят, что основание –  это Конвенция о правах ребенка.

По этим обвинениям я просто не имею права трогать детей, то есть учитель физкультуры должен телепатически страховать детей во время тренировок.

В феврале 2018 года Мосгорсуд подтвердил законность увольнения Валерия Литвинова. При этом родители школьницы высказывались в защиту Литвинова, но суд доводы родителей не принял. 

Для меня это было шоком, когда мне объявили, что меня увольняют за  «аморальное поведение». Я проводил обычный урок, просто показывал ученице технику, как надо выполнять упражнение.

Все это было под камерами видеонаблюдения, они даже не предоставили видео на суде, просто показали вырезанное фото, где я держу ее за руку. Для меня эти обвинения странные.

Тем более прямая обязанность учителя физкультуры – страховать детей, они могут травмироваться. В моих должностныхобязанностях прописан прямой контакт с детьми.

Валерий Литвинов – учитель в третьем поколении, призер конкурса «Московский Учитель года -2008», намерен защитить свое имя и добиться восстановления справедливости. Сейчас он работает таксистом.

«Дебоширство»

Травля учителя математики школы №2097 г. Москвы Натальи Меднис началась с того момента, как она путем математических действий высчитала, что школа сэкономила на зарплатах ее коллег 43 миллиона рублей.

По версии администрации школы, «аморальный поступок» заключался в том, что она толкнула социального педагога, назначенного дежурным администратором, а также пыталась вырвать у нее из рук запрос на объяснительную в связи с опозданием на урок.

Теперь Наталья Меднис пытается отстоять свое доброе имя в судах и не может найти работу.

Я и не могу работать, у меня «волчий билет» без права заниматься педагогической деятельностью, как у меня и написано в трудовой. То есть я ни в одну школу устроиться не могу в принципе.

Чтобы доказать свою невиновность, Наталья Меднис планирует дойти до Европейского суда, если потребуется. 

«Мы хотим обозначить проблему. Три человека с совершенно разными ситуациями с судебной точки зрения: выигранный суд, уже проиганый на городсокм уровне, и суд, который, надеюсь, будет выигран. Надо поставить громко проблему. До сих пор СМИ громко писали об этом, как об отдельных фактах», – заявил сопредседатель профсоюза «Учитель»Всеволод Луховицкий. 

«Посмотрите на схемы, по которых нас увольняют – они одни и те же», – считает Светлана Колядова.

Надо отменять 28 статью закона «Об образовании», где все права предоставлены директору.  Директора злоупотребляют этими правами и лепят эту статью куда угодно, лишь бы уволить учителя без права практически дальнейшей педагогической деятельности.  Это – «волчий билет». Это страшное дело для учителя. 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/cto-skryvaetsa-za-uvolneniem-za-amoralnoe-povedenie-rasskazali-moskovskie-ucitela

Увольнение за аморальный поступок: можно ли уволить и как?

Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве.

Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе.

В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности.

Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст.

23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы.

Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией.

Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения.

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков  практически невозможно.

Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда.

К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора.

Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы.

Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка,  если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Имеет ли значение место, где был совершен?

Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.

Засвидетельствование факта проступка

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Оформление факта совершения аморального проступка

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные  и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального  проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики.

Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива).

В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны.

В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК.

Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей , известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Сроки увольнения

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Место происшествияПорядок проведения процедурыСроки проведения увольнения
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников.В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ.В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения.
Все случилось после работы или в быту.Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям.Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало.При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ.Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания.

Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.

Какие положены выплаты?

Степень неэтичности проступка или личное мнение руководства относительно провинившейся персоны не может изменить перечня гарантированных при увольнении выплат. К ним ТК РФ относит:

  • зарплату;
  • компенсацию за неотгуленный оплачиваемый отпуск (как очередной, так и дополнительный);
  • суммы всех существующих на день расчета согласованных и неоспариваемых задолженностей;
  • прочие выплаты, указанные в колдоговоре или индивидуальном контракте, если они уместны в данном конкретном случае.

Нужно заметить, что нормы внутренних нормативных актов (положений, приказов, коллективного договора и прочее) в судебной практике трактуются в пользу работника. Это означает, что в случае отсутствия в них прямого запрета на выплату выходного пособия тому, кто уходит по дискредитирующим обстоятельствам, деньги должны быть выданы в установленном размере в день ознакомления с приказом.

Есть ли отработка?

В Трудовом кодексе вообще отсутствует понятие отработки, есть только упоминание о сроке предупреждения работодателя об уходе. Предполагать, что начальство будет удерживать сотрудника, скомпрометировавшего себя в глазах коллег и учеников, слишком оптимистично.

Другое дело, если стороны договорились о неразглашении обстоятельств расследования, а работник пишет заявление на добровольный расчет. Но и в таком случае задерживать педагога, в отношении которого есть данные о порочности поведения, директору и в голову не придет.

Запись в трудовой книжке

Трудовую книжку работнику нужно выдать в день фактического расчета либо, при наличии письменного согласия, переслать ему ее по почте. На страницах документа должна быть запись о причине увольнения, указание на п. 8 ст. 81 ТК, а также ссылка на приказ по предприятию.

Если сторонам все же удалось достичь соглашения об уходе без скандала и огласки, то указывается п. 1 ст. 77 ТК РФ (согласие сторон).

Увольнение за аморальный поступок, как любой вид расчета по инициативе работодателя, требует доказательства вины.

Закон возлагает эту обязанность на руководство, руководствуясь презумпцией невиновности в отношении работника, пока нет аргументов в пользу обратного.

Поэтому директору образовательного учреждения нужно особенно внимательно подходить не только к сбору подтверждающих материалов, но и обоснованию пагубного влияния произошедшего на воспитание учащихся.

Источник: https://viplawyer.ru/uvolnenie-za-amoralnyj-postupok/

Увольнение работника за аморальный поступок

Могут ли уволить педагога за аморальное поведение?

Трудовой кодекс предоставляет нанимателю при некоторых исключительных обстоятельствах расторгнуть трудовые отношения с работником в одностороннем порядке, то есть по своей инициативе.

Большинство из оснований для увольнения без согласия работающего связано с его негативным поведением, несовместимым с доверительными отношениями в рамках трудового договора.

Наряду с иными обстоятельствами законодатель предусмотрел в качестве основания для увольнения совершение некоторыми сотрудниками аморальных поступков.

Трудовой кодекс об аморальном поступке

Трудовое законодательство выделяет совершение аморального поступка в качестве самостоятельной причины для расставания с сотрудниками, предусмотрев его в пункте 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Формулировка нормы кодекса предполагает некоторые ограничения в использовании данного основания на практике и ставит перед юристами и кадровиками следующие вопросы:

  • какой поступок считать аморальным;
  • к каким лицам можно применять;
  • что такое поступки совместимые и несовместимые с дальнейшей работой.

Выделение дополнительного основания прекращения работы для педагогических кадров обосновано миссией, возлагаемой обществом на эту категорию работников. Круг обязательств педагогов выходит далеко за пределы обучения и помимо этого включает:

  • следование общепринятым правилам этики и морали;
  • уважение личности обучающегося;
  • развитие различных способностей и положительных качеств характера, стимулирование формирования ценностей и приоритетов;
  • проявлять индивидуальный подход к обучающимся.

Возлагаемые на педагога задачи требуют от него безупречного поведения на работе и за пределами учреждения.

Что можно считать аморальным поступком или поведением

Понятие аморального поступка является оценочным и не имеет законодательного определения.

Это тот случай, когда руководитель несет ответственность не только за следование букве закона, но и за субъективную оценку того или иного поведения сотрудников.

Если обобщить значение данного слова, предлагаемое толковыми словарями, и соотнести его с современной практикой, можно считать, что аморальный поступок представляет собой поведение (действие, бездействие), противоречащее общепринятым представлениям о нравственности и морали. Оценка должна производиться в контексте конкретного общества и времени, поскольку моральные принципы варьируются в различных странах, религиозных общинах и т.д.

Конкретизируя данное понятие в контексте темы статьи и категории работников, которых можно уволить по пункту 8 статьи 81, попробуем перечислить действия, признаваемые нарушением этических правил:

  • оскорбление и иные действия, унижающие достоинство и честь;
  • бранная речь;
  • насильственные действия, участие в драках и потасовках;
  • непристойное поведение;
  • появление в состоянии явного алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребление алкоголем или употребление запрещенных веществ;
  • оказание психологического давления на учеников (воспитанников);
  • действия сексуального характера в отношении учеников (воспитанников), в том числе высказывания на эту тему;
  • действия, переходящие за рамки отношений педагог – ученик (студент, воспитанник);
  • действия, порочащие честь и достоинства коллег, учреждения;
  • любые преступные действия.

Применение насилия при осуществлении воспитания является также самостоятельным основанием для увольнения, указанным в статье 336 ТК. Выбор конкретной статьи ТК осуществляется руководителем.

До того, как определить поступок как аморальный, необходимо учитывать личность работника, его репутацию, стаж и профессионализм, мотивы и обстоятельства, тяжесть поступка и степень вины.

Единственным критерием для применения увольнения как самого сурового наказания является несовместимость поступка с продолжением той же деятельности.

Важно определить, какое влияние переход допустимых правил поведения со стороны педагога оказывает на его дальнейшую работу, отношения в коллективе, репутацию учреждения, и, самое главное, на обучающихся.

Так, например, оскорбление в одних обстоятельствах может быть признано аморальным поведением (грубое выражение или речь в присутствии посторонних лиц, сопровождаемое скандалом), а в других – просто получить негативную оценку без последствий (сказанное единожды, без свидетелей, без намерения нанести человеку моральный ущерб или унизить его).

Кого могут уволить за аморальный поступок

Трудовой кодекс ограничивает круг лиц, с которыми можно разорвать рабочие отношения за совершение аморального поступка.

К ним относятся работники, осуществляющие функции воспитания.

Воспитание представляет собой работу по развитию личности, способствующую взращиванию моральных, духовных и нравственных ценностей, а также социализации воспитанника и адаптации его к жизни в условиях общества и семьи.

Воспитание может быть как самостоятельной деятельностью, так и составной частью образования. Из этого следует, что к рассматриваемой категории относятся работники:

  • образовательных учреждений;
  • других организаций, если должностные обязанности лица предусматривают воспитание.

Источник: https://pro-uvolnenie.ru/initsiativa-rabotodatelya/amoralnyj-postupok/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: