Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

Содержание
  1. Как защищают авторские права, нарушенные в интернете
  2. Случай первый: плагиат сайта у крупного бетонного завода
  3. Случай второй: псевдо-контрафактный товар
  4. «Написали на сайте неправду»: из-за чего начались споры и обвинения
  5. Претензия, обвинения в контрафакте и решения ФАС-а: что именно произошло в ходе дела
  6. Что случилось в самом ФАС
  7. Случай третий: воровство фотографий и упущенная выгода
  8. Дело началось с двух претензий — неофициальной и официальной
  9. Для подачи искового заявления собрали доказательную базу с нотариусом
  10. После получения доказательств написали исковое заявление и направили его в суд
  11. На первых заседаниях стало понятно, что дальше будет сложно
  12. Оказывается, суд может требовать много доказательств. Очень. Много. Доказательств
  13. К седьмому заседанию дело наконец решилось
  14. В заключение
  15. Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru
  16. Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?
  17. Какие права возникают у автора произведения?
  18. Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю
  19. Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику
  20. Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику
  21. Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю
  22. Как можно подтвердить наличие авторских прав?
  23. Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?
  24. Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети
  25. Товары с мультяшками: как не попасть на штраф
  26. Как купить лицензионные товары
  27. Как подстраховаться
  28. Авторские права: как не нарушить их — Эльба
  29. В чём проблема с контентом
  30. Что будет за нарушение авторских прав
  31. Гражданская ответственность: заплатить правообладателю
  32. Административная ответственность: штраф государству
  33. Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат
  34. Как не нарушить авторские права
  35. Заключать с правообладателями договоры 
  36. Соблюдать правила цитирования
  37. Брать контент с открытой лицензией
  38. Брать произведения из общественного достояния
  39. Быть осторожным с узнаваемыми брендами
  40. Торговец? Деньги на стол — ты нарушаешь наши авторские права
  41. Сага о патентном поверенном
  42. Предыстория
  43. Так кто виновен?
  44. Где тут логика?
  45. Что дальше?

Как защищают авторские права, нарушенные в интернете

Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

В прошлой статье мы рассмотрели, как работает авторское право в интернете. Сравнили российские законы с международными, показали потенциал для драмы и неожиданно поняли, что в соцсетях даже судиться не нужно: они сами забанят ваших обидчиков. Без суда, экспертиз и следствия.
Поэтому мы взяли два случая из практики нашего юриста и подробный кейс от юристов из [НАЗВАНИЕ ФИРМЫ].

В случаях нашего юриста не было долгих судебных разбирательств, нотариальных заверений и вызова фотографов в суд. Как показала её практика — отстоять права можно и без сложных разбирательств. С этих случаев и начнём. А уже позже развернём самую настоящую драму.

Случай первый: плагиат сайта у крупного бетонного завода

Маркетологи некоего крупного бетонного завода (у юриста NDA, простите) заплатили за сайт некоторую сумму денег. В сумме фигурировало шесть знаков.

Спустя пару месяцев конкуренты зарелизили новый сайт. С идентичной структурой и цветовой гаммой, с копией блоков схем и даже конкретными визуальными элементами. Естественно, руководство воспылала жаждой удалить эту версию чужого сайта. Требование понятное и справедливое; право на него есть.

В случае с плагиатом сайта у вас есть два варианта действия:

  1. Пойти в суд
  2. Попытаться разобраться через хостера или регистратора

Если после досудебной претензии сайт не удаляют, то первый вариант надёжнее.

Но при этом он сложнее. Для доказательства нужно сходить к нотариусу. Там он подготовит «протокол осмотра сайта». После, уже в суде, вам нужно будет получить свидетельство (!) на основании проведенной экспертизы (!), что кто-то украл ваши картинки в интернете. Звучит комично, пока мы не вспоминаем, что за картинки отдали минимум 100 000 ₽.

Второй вариант не так надежен. У хостеров и регистраторов нет четкой процедуры доказательства плагиата и принятия решений. К тому же большинство хостеров — иностранные: их процессы часто отличаются от тех, что можно встретить в СНГ. Зато это проще. Нужно просто написать хостеру и предоставить скриншоты и ссылки. А там уже хостер (или регистратор) сам всё решит.

Юристы завода решили действовать наверняка.

Поэтому сперва вместе с юристом написали претензию и отправили её владельцу сайта. Им дали на выбор два варианта. Первый — отключить индексацию сайта. Фактически это убило бы всю органическую выдачу. Второй вариант — изменять, структуру, цветовую гамму, скопированные блоки и элементы.

В данном случае претензии хватило. Сайт переделали за 5 дней — буквально в рекордные сроки.

Случай второй: псевдо-контрафактный товар

До начала претензий Завод-А был официальным дилером Завода-Б. По договору Завод-Б поставлял Заводу-А пеноблоки для последующей реализации.

«Написали на сайте неправду»: из-за чего начались споры и обвинения

Когда договор о поставке расторгли, Завод-А оставил на своём сайте формулировку «Мы — официальный дилер Завода-Б». Представителей Завода-Б это не устраивало, и они потребовали это убрать.

От Завода-А пришёл ответ, что они не против убрать эту формулировку — но только после продажи последней партии пеноблоков от Завода-Б. Технически, пока у кого-то есть чей-то официально полученный товар, эти «кто-то» и впрямь дилеры.

Представителей Завода-Б такая позиция не устроила.

Претензия, обвинения в контрафакте и решения ФАС-а: что именно произошло в ходе дела

Официально конфликт начался с направленной претензии «о неправомерном размещении недостоверной информации». Если говорить проще — представители Завода-Б официально, с бумажками, обвинили представителей Завода-А во лжи и потребовали убрать её с сайта.

После получения претензии на Заводе-А решили не убирать информацию, но уточнить её. И написали «Бывший официальный дилер Завода-Б; на складе осталась партия пеноблоков».

Возможно, даже новая формулировка не устроила Завод-Б. А может, всё планировали заранее. Но факт остаётся фактом: юристы Завода-Б решили обвинить Завод-А в контрафакте — выпуске продукции под товарным знаком, на который у выпускающего нет никаких прав.

Причём на Заводе-А узнали об этом только постфактум.

Для доказательства контрафакта представители Завода-Б закупили пеноблоки у Завода-А. И с ними пошли в ФАС. «Вот наше обвинение, вот вещдок, хотим от вас подтверждения нарушения закона».

Что случилось в самом ФАС

В ФАС-е Завод-Б развернули сразу же после запроса Заводу-А и получения текста договора.

Обвинение Завода-Б было несостоятельно: формулировка на сайте уже была полностью правдивой, а пеноблоки приобрели для реализации.

О том, чтобы подавать встречное заявление, речь не заводили; зато ФАС фактически остановили разбирательство и признал правоту Завода-А.

Случай третий: воровство фотографий и упущенная выгода

Продавец-1 увидел на чужом сайте свои фотографии спортинвентаря. Это ему не понравилось, и он совместно с подрядчиками-юристами решил добиться удаления своих фото с сайта Продавца-2.

Спонсор этой статьи (и всего блога) — сервис SMMplanner. Через него вы сможете настроить постинг во всех своих соцсетях, и ваши посты в Инсте будут выходить по плану.

Дело началось с двух претензий — неофициальной и официальной

Как было видно из первого случая, иногда помогают просто высланные претензии. Так же решили поступить и здесь.

Для начала отправили, по сути, вежливую просьбу. В ответ на неё пришёл отказ: «Фотографии наши, ничего не докажете, убирать не будем». Цитирование ответа, мягко говоря, вольное — но смысл передан верно.

После этого отправили официальную претензию. От просьбы она отличалась как минимум тем, что у неё была юридическая сила. Помимо этого, в ней сразу обозначили обстоятельства и намерения: «у нас есть доказательства, мы пойдём в суд».

В ответ на эту претензию тоже пришёл отрицательный ответ.

Для подачи искового заявления собрали доказательную базу с нотариусом

Основной доказательный документ в делах о нарушении авторских прав — документ с названием «протокол осмотра доказательств». Этот документ составляет и заверяет нотариус.

Чтобы составить документ, Продавец-1 вместе с юристами принёс оригиналы в бумажном виде нотариусу. После этого нотариус открыл сайт и начал сравнивать фото с принесёнными оригиналами.

Выявили и зафиксировали 72 нарушения — в документе отразили каждую украденную фотографию. Фиксировали нарушения в таблице: в каждое поле вписывали ссылку на страницу с фотографиями Продавца-1.

Финансово составление документа обошлось в 30 тысяч рублей.

После получения доказательств написали исковое заявление и направили его в суд

В иске прописали следующее: Продавец-2 нарушил статью 146 УК РФ, в связи с чем Продавец-1 понёс убытки. Под убытками подразумевается упущенная выгода. Гипотетически возможна ситуация, при которой покупатели видят сайт Продавца-2 и покупают его продукцию, а не продукцию Продавца-1. Это — упущенная выгода.

Для компенсации упущенной выгоды запросили 1 000 000 ₽. Закон разрешает требовать такую компенсацию: максимально разрешенный запрос — 5 000 000 ₽. Основание такого запроса — 1301 статья ГК РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение».

Важно! Такие запросы редко удовлетворяют в полной мере. Решение о конкретной сумме выносится судьёй: но компенсация не может быть меньше 10 000 ₽.

Что характерно — сразу же после получения искового заявления все фотографии, все 72 доказательства факта нарушения исчезли с сайта. Безвозвратно.

Фактически, уже на этом Продавец-1 добился цели. Но теперь ему нужно было явиться в суд и доказать, что исковое заявление было подано не просто так.

На первых заседаниях стало понятно, что дальше будет сложно

Первое заседание было предварительным. Суд устраивает его, чтобы вникнуть в дело, точно установить суть прений, понять правовые нормы, и не вынести быстрое ошибочное решение.

Суду передали все документы. Кроме документов, передали и сохранённые веб-архивы — как свидетельства того, что Продавец-2 действительно нарушал закон.

И уже после предварительного заседания началось массовое культурно-развлекательное событие с участием клоунов, акробатов и дрессированных животных, в повседневной речи именуемое цирком.

Всё началось со встречного обвинения. Юрист ответчика принёс на заседание фотографии производителя — японской фирмы Sasaki. Это были другие фотографии; это было понятно даже без экспертизы. Но юрист начал доказывать, что это именно фото производителя, а Продавец-1 — мошенники, лжецы и воры.

Судья приняла этот аргумент. И стало понятно, что заседаний будет намного больше необходимого минимума.

Оказывается, суд может требовать много доказательств. Очень. Много. Доказательств

После встречного обвинения стороны стали разбираться и предоставлять дополнительные доказательства.

Выяснилось, что фотографии даже своровать нормально не сумели. На сайте ответчика фото были в плохом качестве: при увеличении фотография становилось «пиксельной» очень быстро. Предоставленные же Продавцом-1 исходники выдавали намного лучшее разрешение. И качественные исходники, и некачественно ворованные фотографии предоставили суду.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд передали почти 200 фотографий, до того не приложенных к делу. Их специально распечатали на струйном принтере в максимально хорошем качестве. Эти фотографии доказывали, что украденные изображения делали по заказу Продавца-1: ведь стало ясно, что у него есть не только оригиналы, но и очень близкие к ним фото.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд вызывали обоих фотографов (!) с фотоаппаратами (!).

Звучит как бред, но нужно разобраться в специфике. Дело в том, что фотограф может зарегистрировать фотоаппарат на себя. Все серьёзные фотографы так делают. И тогда при съёмке в исходном файле сохраняются ФИО фотографа. Кроме того, в исходниках всегда сохраняются модель, серия и номер фотоаппарата.

После открытия исходников в специальных программах суд признал авторство фотографов.

Но этого оказалось «недостаточно» для удовлетворения иска.

Юрист ответчика апеллировал к тому, что суду не предоставили договоры о передаче прав. Следовательно, права на фотографии принадлежат фотографам, а Продавец-1 — ненадлежащий истец.

Юристы здесь всплакнули: ненадлежащих истцов не бывает, бывают только ненадлежащие ответчики. Судья, впрочем, не дрогнула. И приняла этот аргумент, поэтому пришлось искать заключённые год назад договоры и «платёжки».

К седьмому заседанию дело наконец решилось

Итак, шестое заседание.

Суду предоставлены:

  • нотариально заверенные скриншоты,
  • заверенные веб-архивы,
  • фотографии того же инвентаря с немного других ракурсов;
  • исходники файлов от самих фотографов,
  • договоры о передаче исключительных прав,
  • платежные документы.

Юрист ответчика себя, впрочем, не исчерпал, и начал ссылаться на «смягчающие обстоятельства». После непродолжительного спора и формулировки «с вашей стороны заметна попытка ввести суд в заблуждение» юрист утихает.

Суд решает ещё немного «подумать», чтобы к седьмому заседанию удовлетворить иск.
«Но какой ценой? Ценой всего…».

В заключение

Как мы сегодня узнали, иногда можно просто написать претензию, а иногда приходится проводить по 7 заседаний и тратить десятки тысяч рублей только на фиксирование вещдоков.

Отдельный вопрос подобных кейсов — как забирать компенсацию у тех, кто не хочет её отдавать. Вопрос сложный, долгий и, на самом деле, уже слабо относящийся к статье. Если очень вкратце: нужно либо месяцами пинать приставов и заставлять их работать, либо через налоговую снять деньги со счёта должника в банке (но тогда есть риск получить только то, что на этом самом счёте лежит).

А в чём мораль? Не надо нарушать закон, не надо подставлять невиновных, не надо быть плохими людьми и не надо вынуждать владельцев прав идти в суд. А надо быть хорошими детками, слушать маму и кушать манную кашу на завтрак, даже если не хочется.

Александр Ларионов

Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!

Источник: https://smmplanner.com/blog/intieriesnyie-sluchai-iz-sudiebnoi-praktiki-po-avtorskomu-pravu/

Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru

Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Материал подготовлен при поддержке n'RIS

Наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы» Российская государственная библиотека

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Основные тонкости авторского права прояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Какие права возникают у автора произведения?

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

Как можно подтвердить наличие авторских прав?

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Есть несколько способов, как получить доказательства авторства. Например, издать произведение малым тиражом, хотя бы в одном экземпляре, или отправить его самому себе по почте. Правда, эти методы подходят далеко не для всех видов произведений, а доказательства со временем можно потерять или испортить.

Более надёжный и универсальный способ — депонирование. Это инструмент фиксации своих авторских прав в базе данных. Онлайн-сервис «Депонирование», входящий в экосистему n’RIS, работает на технологии блокчейна. Пользователи вносят данные об авторстве через распределённый реестр, после чего исправить информацию невозможно.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Для проверки произведений на уникальность можно использовать «умный» сервис, который скоро появится в n’RIS, а сейчас находится на стадии финального тестирования. Он сравнивает аудио, видео, изображения и тексты с материалами, размещёнными в обширной базе данных.

Источник: https://vc.ru/promo/69902-avtorskoe-pravo

Товары с мультяшками: как не попасть на штраф

Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

Известные мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Если предприниматель продает игрушки, торты или одежду с героями мультфильмов без ведома правообладателей, на него могут подать в суд и потребовать компенсацию.

Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Авторское право охраняет всех мультгероев как часть произведения (ст. 1259 ГК РФ).

За нарушение авторского права правообладатель может потребовать (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 тысяч до 5 млн рублей;
  • в два раза больше стоимости товара;
  • в два раза больше стоимости авторского права на иллюстрацию.

Товарный знак — это уникальное изображение, слоган, логотип, по которым компанию сразу узнают (ст. 1477 ГК РФ). Правообладатели мультфильмов регистрируют в качестве товарных знаков изображения мультгероев, названия и логотипы мультиков:

Студия анимационного кино «Мельница» зарегистрировала как товарные знаки логотип мультфильма «Барбоскины» (ТЗ 485545) и каждого из героев. Дружок зарегистрирован под товарным знаком 464535

За товарный знак правообладатель может потребовать компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):

  • от 10 тысяч до 5 млн рублей;
  • в два раза больше стоимости товара;
  • в два раза больше стоимости права на товарный знак.

Авторское право и право на товарный знак — это исключительные права (ст. 1229 ГК РФ). Если кто-то решил делать игрушки, торты или одежду с мультяшками, он должен заключить договор с правообладателем. Тогда исключительные права на мультгероев будут передаваться по цепочке:

Правообладатель → производитель → продавец

Но часто происходит вот так:

Правообладатель   Производитель → продавец

Если производитель игрушки не заключил договор с правообладателем, товар считается контрафактным. За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал, что товар контрафактный (ст. 1515, ст. 1250 и ст. 14.10 КоАП РФ).

В повестках в суд правообладатели обычно указывают, что продавец нарушил право на товарный знак и авторское право. Нарушения два, поэтому за одно изображение предприниматель заплатит дважды.

Если бизнесмен нарушит интеллектуальные права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Ответственности можно избежать, если доказать, что продавал нелицензионные товары из-за «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах» (ст. 1250 ГК РФ). Но мы не нашли ни одного такого случая в судебной практике.

История про Машу и Медведя

В 2018 году компания «Маша и Медведь» подала в суд на предпринимательницу из Москвы за то, что она продавала игрушечный телефон с изображением героев известного мультфильма. Телефон стоил 380 ₽. Правообладатели потребовали 80 000 ₽ компенсации за восемь нарушений:

  1. Права на товарный знак 505856 — изображение Маши.
  2. Права на товарный знак 505857 — изображение Медведя.
  3. Права на товарный знак 388156 — логотипа «Маша и Медведь».
  4. Права на товарный знак 580017 — изображение Зайца.
  5. Права на товарный знак 580185 — изображение Панды.
  6. Права на товарный знак 580183 — изображение Волка.
  7. Авторского права на на рисунок Маши.
  8. Авторского права на рисунок Медведя.

Суд решил, что предпринимательница заплатит правообладателям 40 000 ₽ компенсации, госпошлину и возместит почтовые расходы.

Дело №А41-94768/18

Как купить лицензионные товары

Проверьте лицензию

Лицензия — это документ, который подтверждает, что компания может производить товары с товарным знаком. Когда правообладатель передает кому-то право использовать товарный знак, он заключает с ним лицензионный договор (ст. 1489 ГК РФ).

Зайдите на официальный сайт компании, которая выпускает мультфильм, и посмотрите, с кем она сотрудничает. Найдите раздел «Лицензия», «Партнеры» или «Продукция» — в нём указаны сайты компаний, которые могут выпускать лицензионные товары с героями мультфильмов.

Лицензиаты «Маши и Медведя»

Если на сайте мультфильма нет списка лицензиатов, позвоните или напишите производителям, чтобы узнать, кто может продавать товары с их героями.

Проверьте сертификат

Сертификат соответствия выдает Таможенная служба, когда товар проходит через границу. Документ подтверждает, что игрушка безопасна. Таможня следит и за интеллектуальной собственностью, поэтому сертификат косвенно подтверждает, что товар легальный.

В интернет-магазине ищите игрушки и одежду с надписью «сертификат».

У интернет-магазина «Симбат» есть сертификат на куклу Снежку из мультфильма «Сказочный патруль»
Сертификат соответствия на куклу Снежку из «Сказочного патруля»

Проверьте, настоящий ли сертификат, на сайте Росаккредитации.
Введите в поле «Номер сертификата» шесть последних знаков номера документа с точкой и нажмите «Поиск»:

Среди результатов поиска найдите полный номер сертификата, который проверяете. Сверьте информацию из реестра с тем, что написано в сертификате. Посмотрите на цвет круга в графе «Статус». В нашем примере он зеленый, значит, сертификат действующий:

Проверьте упаковку

На упаковке лицензионной игрушки должны быть указаны:

  • изготовитель и его адрес;
  • соответствие стандартам (ГОСТ, ТС ТР, ТУ);
  • предупредительные надписи по безвредной эксплуатации;
  • возрастное ограничение.

На упаковке мягкой игрушки «Лунтик» указаны производитель, его адрес, возрастное ограничение и соответствие техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 008/2011). Это означает, что Лунтик лицензионный — его можно продавать в магазине

Проверьте и сохраните документы поставки

Товарные накладные могут пригодиться, если правообладатель придёт к вам с претензиями. Накладные должны быть правильно заполнены. Если в документах будет ошибка, суд может их не принять.

Как подстраховаться

Если товар все же окажется контрафактным и правообладатель придёт с претензиями, хорошо иметь документы, которые подтвердят, что вы ни при чём. Для подстраховки в договоре о поставке пропишите, что за соблюдение интеллектуальных прав отвечает поставщик.

В пункте «Права третьих лиц» пропишите, что поставщик отвечает за легальность товара.

Вариант формулировки:
«Поставщик гарантирует, что поставленный товар не обременен правами третьих лиц, правомерно введен в гражданский оборот на территории РФ и его продажа не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в частности прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации (далее — исключительные права)».

В пункте «Гарантии и ответственности сторон» пропишите, кто будет платить правообладателю, если он придёт с претензиями.

Вариант формулировки:
«Если Покупателю будет предъявлен иск, основанием для которого является продажа Покупателем контрафактного товара, приобретенного у Поставщика, то Поставщик обязуется принять участие в рассмотрении такого иска в суде и оказать Покупателю необходимое содействие в защите его прав. В частности, Поставщик обязуется предоставить Покупателю по его первому требованию все необходимые документы, подтверждающие факт законности введения товара в оборот на территории РФ с соблюдением прав и законных интересов третьих лиц, в том числе исключительных прав. При привлечении Покупателя к ответственности за нарушение прав третьих лиц в связи с продажей контрафактного товара, приобретенного у Поставщика, Поставщик обязуется возместить Покупателю все судебные расходы, а также взысканные с Покупателя в пользу третьих лиц по решению суда суммы».

Если претензия уже пришла, читайте нашу статью «Товары с мультяшками: что делать, если пришла претензия».

Если предприниматель продаёт нелицензионные товары с героями мультфильмов, правообладатели могут подать на него в суд и потребовать компенсацию в несколько десятков тысяч рублей.

Чтобы не попасть на контрафакт:

  1. Проверьте лицензию — она подтверждает, что компания может производить товары с героями мультика.
  2. Посмотрите сертификат соответствия и проверьте его на сайте Росаккредитации.
  3. Проверьте упаковку.
  4. Проверьте и сохраните документы поставки.

Для подстраховки в договоре поставки пропишите, что за легальность товара отвечает поставщик.

Если у поставщика нет документов на товар, лучше отказаться от покупки.

2 апреля 2019

Источник: https://zhiza.evotor.ru/kak-prodavat-tovary-s-multyashkami-i-ne-popast-v-sud/

Авторские права: как не нарушить их — Эльба

Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:

— текст;

— фото;

— дизайн;

— рисунок;

— песня и её исполнение;

— фильм;

— видеоролик;

— подкаст, передача;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать.

Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст.

1229 ГК РФ. А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Статья: Как защитить авторские права: 9 способов

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Статья: Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Теперь подробно. 

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 ГК РФ:

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301, ст. 1311, ст. 1515 ГК РФ.

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права. 

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ. Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание  примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры 

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав. 

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ. Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ. Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288, 1296 ГК РФ. Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой.

При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии.

Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя.

Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО). Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка.

А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018. Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование. 

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ. Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г. 

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302.

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.  
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию. 

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018.

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ.

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят. 

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов. 

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018. 

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Курс: Как защитить свой бренд

Статья актуальна на 07.08.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1371/legal_content

Торговец? Деньги на стол — ты нарушаешь наши авторские права

Не нарушим ли мы авторские права, продавая аналоги брендовой техники?

Здравствуйте. Меня зовут Тарас, я — частный предприниматель из г. Львов, Украина. Сегодня у меня грустная история. Но обо всем по-порядку. Наш магазин в центре города продает товары домашнего текстиля. Казалось бы — что делает история про домашний текстиль на Гиктаймсе? А вот что: мы столкнулись, как нам кажется, с новым видом «патентных троллей».

Сага о патентном поверенном

Неделю назад в нашем магазине было куплено детское постельное белье с изображением из м/ф «Маша и Медведь». С виду солидный мужчина лет 50-ти говорил нам, что его внучка очень любит этот мультфильм и он хотел бы купить ей эту постель в подарок. Так как этот товар уже хорошенько «застоялся», мы были рады, что спихнули «неликвид».

Как оказалось потом, радоваться мы начали слишком рано.

Через неделю после той покупки к нам пришло «письмо счастья». Покупателем Маши оказался патентный поверенный, который является представителем кипрской компании, владеющей авторским правом на «Машу и Медведя».

В своем письме он предоставил скан нашего чека с печатью (выдали на его требование), фотографию постельного белья, сделанную в нашем магазине до покупки, и еще кучу всего.

В письме патентный поверенный указал, что при покупке товара производилась так же скрытая видеофиксация факта покупки, что нами были грубо нарушены авторские права компании, что товар, который мы продаем, — контрафактный, право на распространение нам — не давали, и вообще мы негодяи.

Также в письме (как пример) было предоставлено решение Киевского суда годичной давности касательно взимания компенсации из одного ООО (ритейлера) за нарушение авторских прав при продаже товаров с изображением из м/ф «Маша и Медведь» (правда, не постельного белья) в размере почти 100 000 грн ($3710). И в конце письма — предложение слезно раскаяться о содеянном полюбовно решить вопрос до суда за компенсацию ущерба, который мы злобно нанесли правообладателю.

Предыстория

Поскольку мы небольшой розничный магазин, внешне-экономическую деятельность мы не ведем, все товары мы покупаем у контрагентов внутри страны. Как правило, это — оптовики, которые импортируют товар с Турции и Китая, растамаживают и перепродают уже нам — розничным магазинам.

Почти год назад мы решили немного расширить ассортимент детских товаров, и у одного нашего контрагента мы заказали несколько единиц детского постельного белья. Среди них — в одном экземпляре было заказано и злополучное постельное белье с изображением Маши китайского производства.

То есть еще раз — товар нами был официально куплен у контрагента, на него мы получили документы. Производитель товара — китайская компания, продукцию которой мы продаем не первый год, товары у них всегда отличного качества и никаких проблем до сегодня с их товарами не было.

Что касается Маши с Медведем, то, как уже говорилось, конкретно у нас они «не пошли», эта 1 шт. товара гордо простояла на наших полках несколько месяцев.

Как это обычно делается в рознице, если товар застаивается, для него устанавливается сначала маленькая скидка, потом больше, потом еще, и окончательно — цена уже ниже себестоимости, чтобы просто его «спихнуть» с баланса и вернуть хоть часть потраченных денег. Так произошло и тут. И вот неделю назад к нам пришел наконец-таки покупатель, который купил нашу «Машу» за 995 грн (примерно $40). Что произошло потом, вы уже знаете.

Так кто виновен?

Многие сейчас задумаются — ну а что, собственно такого случилось? Не просто же так придираются, авторские права ведь были, скорее всего, нарушены! Значит компания-правообладатель имеет право защитить свои авторские права, пусть и через третьих лиц.

Так? Тогда послушайте — я с вами полностью согласен! Но вот вопрос: почему за нарушение авторских прав ответственность должна нести именно розница, а не, например, производитель? Или оптовик? Когда Apple доказала в суде нарушение своих прав, компенсацию за ущерб платил Samsung, а не магазины электроники.

И другой момент: если патентный поверенный действительно хотел защитить права правообладателя, почему он не обратился к нам с просьбой/требованием убрать товар? Предоставить на товар документы? В конце-концов, потребовать конфисковать у нас этот товар! Вместо этого патентный поверенный сам же за свои деньги купил у нас (на его же мнение — контрафактный) товар, тем самым фактически финансово поддержал тех, кто, по его мнению, нарушает права правообладателя.

Где тут логика?

А логика обычная — бизнес, детка. Дело в том, что в вышеупомянутом решении суда, которым пугает нас патентный поверенный, сумма компенсации рассчитывалась не исходя из суммы нанесенного ущерба, а исходя из самого факта нарушения авторских прав.

То есть, если вы продаете спички с изображениям Маши за 10 копеек, вы рискуете за каждый такой факт продажи товара влететь по полной катушке.

Я не силен в юриспруденции, но, насколько я осведомлен, максимальный объем денежных претензий против нас может составлять от 32 000 грн. ($1190) до 320 000 грн. ($11900). Чтобы вы понимали, такая сумма сейчас — это конец нашего бизнеса (мы и так сейчас еле-еле на плаву).

Я даже боюсь представить, что наш бизнес, который мы строили столько лет, может быть уничтожен из-за 40-долларового постельного белья с картинкой из «Маши и Медведя».

Что дальше?

Если этот текст читают розничные торговцы, мой совет — не делайте реализацию товаров с персонажами из известных мультфильмов и кино. Даже если ваш контрагент уверяет вас, что производитель имеет все права на производство. Ведь кто-то в этой цепочке может солгать (как производитель, так и оптовики), а в суд пойдете вы.

Причем, в отличие от средних и больших предприятий, у вас нет штата юристов и вы вряд ли можете себе позволить качественную юридическую защиту в суде, что увеличивает шансы на ваш проигрыш. Что касается нас, то мы смотрим на ситуацию следующим образом. Мы не производили товар и не завозили его в страну.

У нас есть накладная на покупку это товара у наших контрагентов. Мы никого не игнорировали и содействовали бы, если нам пришла бы претензия от правообладателя. Так что никакой компенсации патентному поверенному мы предлагать не будем. Все, что нам остается — ждать повестки в суд.

То, что она будет, мы даже не сомневаемся — нужно же патентному поверенному отбить потраченные 40 долларов на покупку товара и еще заработать.

Update

Источник: https://habr.com/ru/post/403027/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: