Содержание и обслуживание жилья
Содержание и ремонт общедомовых помещений многоквартирного дома происходит за счет жильцов, а структура оплаты зависит от способа управления домом, оснований на право пользования жилыми помещениями и нормативных актов, определяющих ежегодную тарифную сетку и постоянные правила расчета оплаты.
Понятие содержания общего имущества
К общедомовому имуществу принято относить находящиеся в общем пользовании нежилые помещения (подъезды, лестничные клетки, подвалы, чердаки и т.д.), а также придомовую территорию и систему коммуникаций, созданных для обеспечения жильцов коммунальными благами.
Под содержанием общедомового имущества понимается проведение работ, направленных на обеспечение комфортных условий проживания собственников и нанимателей, и выполнение текущего ремонта. К таким работам относится уборка подъездов, вывоз мусора, ремонт лифтов и т. д.
В зависимости от способа управления домом, работы по ремонту и содержанию общего имущества, согласно п. 2 ст. 161 ЖК, могут организовывать следующие структуры:
- жилищное товарищество (ТСЖ);
- управляющая организация (УК);
- коллектив собственников (для домов с числом квартир не более 30).
Структура оплаты услуг ЖКХ
Квитанции по оплате услуг ЖКХ для собственников помещений включают в себя три основных графы:
- оплата коммунальных услуг;
- оплата содержания общедомового имущества;
- взносы за капитальный ремонт.
Коммунальные услуги для собственников включают в себя поставку холодной и горячей воды, газа, электричества, а также отопление, водоотведение и вывоз твердых бытовых отходов (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Оплата содержания общедомового имущества включает в себя, согласно п. 1 ст. 154 ЖК:
- расходы на управление многоквартирным домом;
- расходы на коммунальные ресурсы, направляемые на содержание общих помещений;
- расходы на содержание и текущий ремонт общих помещений и коммуникаций, а также благоустройство придомового земельного участка.
Важно учесть, что наниматели муниципального жилья взносы за капремонт не платят.
В расходы на управление домом входит вознаграждение руководству УК или членам правления ТСЖ, траты на оргтехнику и связь.
К ресурсам, затрачиваемым на содержание общих помещений, относятся электроэнергия на освещение подъездов и технических помещений, техническое водоотведение при ремонтных работах и т.д.
Если многоквартирный дом признан комиссией строительного департамента аварийным и предназначенным к сносу, то услуги по его содержанию и ремонту сводятся только к поддержанию нормального функционирования коммуникаций и инженерных систем, а также обеспечению чистоты общих помещений, согласно п. 2.3.7 Постановления Госстроя № 170.
Управляющая компания или правление ТСЖ не вправе самовольно повышать оплату коммунальных услуг в течение года, так как расчет коммунальных платежей происходит согласно утвержденным областным правительством тарифам и правилам начисления платы, приведенным в Приложении № 2 к Постановлению № 354. Размер взносов для собственников помещений устанавливается в течение периода, определенного правительством, в фиксированном размере и зависит только от объема потребленных услуг.
Что входит в услуги по ремонту и обслуживанию дома
Перечень работ, направленных на текущее обслуживание многоквартирного дома, приведен в Приложении 4 к Постановлению Госстроя № 170 и включает в себя следующие обязательные мероприятия:
- проведение профилактических осмотров общих помещений;
- устранение неисправностей водопроводных и канализационных систем;
- ремонт отопительной системы;
- замена перегоревших ламп, выключателей и розеток;
- проверка наличия тяги в вентиляции;
- заделка щелей и свищей в кровле;
- устранение пробоев изоляции электрокабелей.
Подготовка к отопительному сезону включает в себя:
- утепление или замена окон и дверей в подъездах;
- утепление трубопроводов в подвальных помещениях;
- расконсервация и регулировка отопительной системы;
- прочистка дымоходов и вентиляции;
- утепление чердачных перекрытий;
- утепление бойлерных помещений.
Сроки устранения аварий
Организации, обслуживающие многоквартирные дома, несут также обязанности по устранению аварийных ситуаций. Приложение 2 к Постановлению № 170 определяет следующие сроки ликвидации аварий, в зависимости от вида повреждений:
- протекание крыши – 1 день;
- повреждение водосточных труб – 5 дней;
- нарушение целостности кирпичных стен и дымоходов – 1 день;
- выпадение стекол в окнах подъезда – 1 день зимой и 3 дня летом;
- неисправность подъездной двери – 1 день;
- отслоение штукатурки на стенах и потолке в подъезде – 5 дней;
- нарушение гидроизоляции санузлов – 3 дня;
- протекание водопроводных кранов в квартирах жильцов – 1 день;
- затор в мусоропроводе – 1 день.
Отдельным списком приводятся сроки устранения аварий электрических коммуникаций:
- нарушение целостности кабеля, питающего дом – 2 часа;
- вывод из строя предохранителей или автоматических пробок в подъезде – 3 часа;
- поломка электроплит – 3 часа;
- перегорание лампочек в подъезде – 7 дней;
- поломка лифта – 1 день.
Если в результате пробоя изоляции возникло короткое замыкание, оно должно устраняться немедленно, так как существует риск возгорания проводки и пожара.
Основная задача обслуживающей организации при выполнении работ по содержанию общедомового имущества – обеспечение безопасного и комфортного проживания собственников и нанимателей в многоквартирном доме. Оплата данных работ должна осуществляться в строгом соответствии с принятыми правилами расчета и утвержденной тарифной сеткой, а при возникновении незаконных сборов следует обращаться в жилищную инспекцию.