Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

Содержание
  1. Ответственность сторон по контракту 2020 г
  2. 2. Государственный контракт ответственность сторон
  3. 3. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта
  4. 4. -инструкция исполнение контракта по 44 ФЗ
  5. Сговоры в закупках: виды, признаки, способы борьбы | Контур.Закупки
  6. Какие бывают сговоры
  7. Почему сговоры вредны
  8. Картельные сговоры
  9. Чем поможет распознание картельного сговора
  10. Сговоры заказчиков с поставщиками
  11. Скрытие закупки
  12. Ловушки для невнимательных
  13. Нереальные сроки контракта или низкая цена
  14. «Заточка» документации под исполнителя
  15. Как бороться
  16. Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
  17. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  18. Правовое регулирование
  19. Типичные нарушения и взыскания
  20. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  21. Как избежать взыскания
  22. Типичные нарушения при госзакупках
  23. Ошибки заполнения плана-графика госзакупки
  24. Ошибки заполнения формы обоснования закупок
  25. Ошибки в определении начальной (максимальной) цены контракта
  26. Нарушения государственных закупок на этапе исполнения контракта
  27. Ошибки в отчётности об исполнении контракта
  28. Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ
  29. Регламентация определения НМКЦ
  30. На что опираться при определении
  31. Методы обоснования по 44-ФЗ
  32. Инструкция по подготовке обоснования
  33. Размещение в ЕИС
  34. Онлайн калькулятор НАИЗ

Ответственность сторон по контракту 2020 г

Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку 1. 44 ФЗ ответственность сторон по контракту
2. Государственный контракт ответственность сторон
3. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта
4.

-инструкция исполнение контракта по 44 ФЗ
Согласно с ч 4 ст 34 44 ФЗ в сам контракт должны быть включены условия по обязательному исполнению своих обязательств между сторонами заключения контракта. Напомним, что в качестве сторон в ходе заключения контракта выступают заказчик и поставщик.

В том случае, если за ними будет замечено ненадлежащее исполнение контракта или вовсе его неисполнение, то за это может предусматриваться административная ответственность.

В ситуациях, когда происходит возникновение просрочки в исполнении обязательств по контракту со стороны заказчика или в ситуациях, когда за ним следует ненадлежащее выполнение накладываемых на него обязательств, то в этом случае пострадавшей стороной будет выступать поставщик. Последний в свою очередь может потребовать возмещения от заказчика неустойки. Напомним, что неустойка может быть двух видов, первым будет являться пени, а вторым штраф.

Если речь идет о пени, то этот вид неустойки может быть начислен за каждый за день невыполнения обязательств, которые указываются в контракте, начиная с момента, следующего после дня окончания действия, установленного контракта периодом исполнения обязательств.

Данный размер пени может указываться в контракте в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которая не была выплачена в установленный срок.

Что касаемо штрафа, то он начисляется за ненадлежащее исполнение обязательств со стороны заказчика, исполнение которых предполагается контрактом. Исключение в данном случае составляет лишь действие по просрочке исполнения обязательств, которые прописаны в тексте контракта.  

2. Государственный контракт ответственность сторон

Вся ответственность по поставке продукции для обеспечения госнужд согласно с общими требованиями об ответственности по контракту. Вместе с взысканием убытков происходит отметка взыскания неустойки.

Значимость поставки товаров для обеспечения госнужд обуславливает использование ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств сторон контракта или за неисполнение обязанностей.

Так, если за подрядчиком замечается неаргументированный отказ в заключении госконтракта на поставку продукции для удовлетворения госнужд:

  • Тогда поставщик обязан будет оплатить штраф в размере цены товаров, которая обычно прописывается в самом проекте контракта.
  • Если обнаружена просрочка поставки или недопоставки продукции по госконтракту, тогда поставщик обязан будет выплатить неустойку 50 % от цены недопоставленной продукции. Помимо этого поставщику необходимо будет возместить все убытки, понесенные заказчиком.
  • Если происходит поставка в гос резерв материалов ненадлежащего качества, при этом на поставщика накладываются обязательства по оплате штрафа, имеющего размер 20 % от цены товаров, которые были по итогу забракованы и др.

Если происходит невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств одной из сторон контракта, то она должна будет сделать следующие действия:

  • Потребуется возместить ущерб стороне, которой входе неисполнения контракта или его ненадлежащего выполнения были понесены убытки данная сторона будет нести ответственность, предусматривающуюся гос контрактом;
  • Если произошло нарушение обязательств по контракту на поставщика накладывается ответственность и он может лишиться льгот, которые предусматриваются гос контрактом согласно со ст 9 44 ФЗ;
  • Если в качестве поставщиков выступают монополисты по производству особых видов продукции или по их продаже, то он не имеет возможности отказаться от заключения гос контрактов на оказание поставки продукции для гос нужд.

Нужна помощь в заполнении тендерной документации под ключ, тогда вы можете обратиться за помощью к нам.

3. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта

Начисление пени производится за каждый день просрочки неисполнения обязательств поставщиком, предполагающиеся контрактом со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом периода исполнения обязательств и устанавливается в размере, определяющегося  согласно с порядком Правительства России.

При этом размер штрафа может быть установлен контрактом в виде суммы, которая определяется согласно с установленным порядком Правительства России.

Если все же просрочка исполнения обязательств наступает со стороны поставщика или, если с его стороны происходит ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, то в том случае заказчик может отправить требование по оплате неустоек поставщику.

Возникают случаи, при которых сторона может быть освобождена от оплаты штрафов и пени.

Данными ситуациями будут выступать те,  при которых можно будет предоставить доказательства того, что действия по  неисполнению обязательств по контракту происходят из-за возникновения непредвиденных обстоятельств или же из-за действий второй стороны.

4. -инструкция исполнение контракта по 44 ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/otvetstvennost-storon-po-kontraktu/

Сговоры в закупках: виды, признаки, способы борьбы | Контур.Закупки

Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

Нарушения в сфере закупок касаются не только норм законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. В процессе проведения процедур по определению поставщика может нарушаться и закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так бывает, когда участники закупок вступают в сговор. Цель у подобных действий одна — избежать честной борьбы за тендеры.

Участником сговора может быть и должностное лицо заказчика, в интересах которого — победа конкретного поставщика.

Какие бывают сговоры

Сговоры можно разделить на две большие группы:

  1. Сговор между участниками закупки. Его еще называют картельным сговором. Цель — сделать победителем аукциона одного из сговорившихся участников. Как правило, в последующих процедурах победа будет отдана следующему из них и так далее.
  2. Сговор между поставщиком и заказчиком. Цель — отдать контракт этому поставщику. Представитель заказчика, как правило, преследует при этом собственный интерес.

Почему сговоры вредны

Сговоры, в первую очередь, наносят ущерб заказчикам, а значит — бюджету. Становится невозможно сэкономить на закупках, поскольку в условиях нарушения правил честной конкуренции выбор сильно ограничен. В итоге заказчики вынуждены покупать товары и услуги по ценам, которые удерживают сговорившиеся поставщики.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

От сговоров страдают и добросовестные участники закупок, поскольку конкуренты своими действиями выдавливают их из тендерной борьбы (схема «Таран»).

Картельные сговоры

Сговоры участников между собой могут реализоваться через самые разные схемы, например, «Таран», отказ от торгов, подача неконкурентной заявки и прочие. Кратко расскажем про некоторые механизмы

  1. «Таран». Два подставных участника путем демпинга выдавливают с аукциона добросовестных поставщиков, освобождая место третьему. Впоследствии они с гонки снимаются, и победа достается третьему из сговорившихся лиц.
  2. Подача неконкурентного предложения. Формально в закупке три участника. Однако на практике реальную заявку подает лишь один из них. При этом он указывает цену чуть ниже НМЦК. Остальные сговорившиеся вовсе не предпринимают никаких действий либо подают заведомо проигрышные заявки по ценам или условиям.
  3. Использование программ-роботов. В процедурах аукциона используется специальное ПО для автоматического выставления заявок. Роботы настраиваются в зависимости от целей сговорившихся поставщиков. Например, на подачу заявок с определенным шагом цены, на поддержку цены на определенном уровне и т. д.

Применение аукционных роботов последнее время стало весьма популярной практикой. В конце прошлого года ФАС возбудила дело по нарушениям, связанным с использованием аукционных роботов на медицинских торгах. Программы были настроены на поддержание цены контракта на высоком уровне. Общая сумма закупок превысила 145 млн руб.

Чем поможет распознание картельного сговора

Научиться распознавать сговор поставщиков будет полезно любому участнику закупок. Это даст несколько возможностей:

  • сэкономить собственное время, не тратя его на нечестные процедуры;
  • подать жалобу в ФАС на незаконные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, внеся тем самым собственный вклад в обеление сферы закупок;
  • использовать это знание в собственных интересах, то есть разобраться в схеме и постараться извлечь из нее выгоду (возможно в схеме «Таран»).

Сговоры заказчиков с поставщиками

Нередко в сговоре задействован представитель заказчика. В таких случаях схемы предполагают стремление к победе поставщика, с которым по тем или иным причинам заказчик хочет заключить контракт. Такие сговоры выявить сложнее, поскольку их признаки не столь явны.

В таких сговорах нарушение кроется в действиях заказчика при составлении закупочной документации. Применяются разнообразные механизмы, некоторые из которых рассмотрим далее.

Скрытие закупки

Закупка прячется от посторонних глаз. Цель — добиться того, чтобы заявку на нее подали как можно меньше участников. Используется некорректное описание объекта закупки, неверный код ОКПД2 и так далее. Параметры поиска сообщаются нужно поставщику.

Ловушки для невнимательных

Составляя документацию, заказчик старается запутать поставщиков. Пишется объемное техническое задание, насыщенное множеством параметров, которые описываются с использованием слов «не меньше», «не больше» и так далее. В расчете на то, что поставщик окажется невнимательным, в какой-то момент заказчик меняет значение этих параметров на противоположные.

Если участник этого не заметил, его заявка будет отклонена из-за несоответствия требованиям.

Нереальные сроки контракта или низкая цена

Заказчик устанавливает в документации требования к выполнению работ по контракту, указывая слишком короткий срок либо заведомо низкую цену.

Добросовестные участники проходят мимо — они понимают, что на таких условиях исполнить контракт не получится. Секрет в том, что часть работы уже исполнена тем самым поставщиком, к чьей победе стремится заказчик.

Понятно, что его короткие сроки не пугают — он подает заявку и выигрывает контракт.

«Заточка» документации под исполнителя

При составлении документации заказчик подгоняет ее под параметры именно того продукта, который выпускается интересным ему поставщиком. Получается, что аналогичные товары других производителей не удовлетворяют всем условиям закупки. В итоге конкурентов нет. А если кто-то и подал заявку, то она, вероятнее всего, будет отменена из-за несоответствия требованиям.

Излюбленная сфера применения этого приема — медицинские аукционы. Лекарства обладают широким перечнем характеристик, благодаря которым техзадание можно «заточить» под нужного поставщика.

Такой сговор был разоблачен в прошлом году в Хабаровском крае. Его заключили производитель средства для дезинфекции, его дилер и больница. Также виновным был признан краевой Минздрав. Аукционная документация была составлена так, что из нее следовало: исполнить контракт может только единственный поставщик — упомянутый дилер производителя антисептика.

Важно! Чтобы у заказчиков не было соблазна применять подобные механизмы, в ЕИС начато формирование каталога товаров, работ и услуг. Он унифицирует наименование и описание объектов закупки.

Пока в нем только лекарственные средства, но со временем будут добавлены и другие позиции.

Сведения из каталога уже сейчас обязательны для применения заказчиками по 44-ФЗ при составлении закупочной документации.

Как бороться

Сговор заказчика и поставщика — явление, неприятное для конкурентов. Однако побороться за контракт все-таки можно. На помощь придет внимательность и настойчивость. Специалисты рекомендуют придерживаться такого плана:

Закупки в интересующей сфере следует искать по разным ключевым словам и параметрам. Также стоит следить за закупочной деятельностью интересующих заказчиков — просматривать их плановые документы, мониторить текущие и предстоящей процедуры. Такой подход поможет находить скрытые закупки.

При изучении закупочной документации следует проявлять предельную внимательность. В первую очередь, нужно тщательно изучить ТЗ и инструкцию по заполнению заявки. Максимальная бдительность позволит распознать ловушки в описании характеристик объекта закупки.

Если процедура позволяет, при возникновении сложностей нужно подавать заказчику запросы на разъяснение. Ответ должен поступить обязательно, причем по существу.

Если в итоге сделан вывод о том, что положения документации либо действия заказчика нарушают требованиям закона, можно смело жаловаться в ФАС.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/sgovory-v-zakupkax-vidy-priznaki-sposoby-borby/

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Типичные нарушения при госзакупках

Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

Подробно итоги контрольных мероприятий описаны в приложении к письму Казначейства под названием «Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в первом полугодии 2018 года».

Отмеченные в документе нарушения помогут федеральным заказчикам правильно определить бюджетные риски, подготовиться к проверкам органов внешнего контроля, а также будут полезны работникам заказчиков, на которых возложены внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Ошибки заполнения плана-графика госзакупки

В конце каждого года заказчики формируют планы-графики с подробной информацией о закупках. Планы-графики создаются на основе планов закупок, в которых содержится общая информация о проводимых процедурах. Часть сведений в плане-графике заполняется автоматически из плана закупки, остальную часть заказчик вносит вручную. Некоторые данные можно редактировать.

Форма плана-графика и требования к её заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Если в закупку включены товары с одинаковыми единицами измерения, в плане-графике нужно указать их количество (объём) и единицу измерения из перечисленных в ОКЕИ. Если приобретаются товары с разными единицами измерения, заполнять эту графу в описании объекта закупки не нужно.

Заказчики нередко нарушают это правило и в плане-графике не указывают единицу измерения объекта закупки и соответствующий код по ОКЕИ.

Также выявлялись случаи, когда количество закупаемого товара могло быть подсчитано (например, в литрах, в киловатт-часах и т.д), но в плане-графике вместо этого указывалась «условная единица» в качестве единицы измерения.

Казначейство отметило нарушение правил заполнения, при котором в плане-графике указывалось наименование и описание лекарственных препаратов без информации об их международных непатентованных наименованиях или (при отсутствии таких наименований) химических, группировочных наименований и характеристик.

Ошибки заполнения формы обоснования закупок

Обоснование закупки — это таблица, которая содержит пояснения заказчика о причинах выбора определенных условий закупки. Форма обоснования закупок установлена постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта и способ определения процедуры.

Если проверяющие сочтут, что обоснование отсутствует или не соответствует законодательству о контрактной системе, виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Казначейство выявило, что заказчики включают в планы-графики закупки без обоснования выбранного способа определения поставщика либо не указывают обоснование выбранного способа в форме обоснования закупок, установленной постановлениемПравительства РФ от 05.06.2015 № 555.

В указанной форме заказчики не заполняют отдельные графы либо вносят информацию, не соответствующую наименованию графы. Казначейство выделило случаи, при которых:

  • указывалась недействующая государственная программа Российской Федерации;
  • не указывался правовой акт, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), в соответствии с которым проводилась закупка.

Ошибкой является указание заказчиком в форме начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), не соответствующей НМЦК, которая отражена в плане-графике, а также произведённому заказчиком расчету НМЦК согласно представленным документам.

Еще одно выявленное нарушение при заполнении формы заключается в указании методов определения и обоснования НМЦК, не соответствующих представленным документам.

Также были выявлены случаи несоблюдения заказчиками сроков размещения правовых актов об утверждении нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров (в том числе предельных цен).

Ошибки в определении начальной (максимальной) цены контракта

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это максимальная сумма, которую готов заплатить заказчик, она указывается в планах-графиках закупки. В ходе выбора поставщика цена может уменьшаться, именно поэтому она называется начальной. Для определения НМЦК в законодательстве существуют определенные правила. Выбранную НМЦК необходимо обосновать.

Среди нарушений в госзакупках, связанных с НМЦК:

  • отсутствие обоснования НМЦК, включённой в план-график закупок;
  • несоответствие НМЦК, указанной в плане-графике, значению НМЦК, указанной в представленном обосновании;
  • обоснование НМЦК, произведённое после включения закупки в план-график;
  • обоснование, произведённое с арифметическими ошибками в расчётах или округлением (увеличением) цены до объёма финансирования по данному виду закупки.

Казначейство отметило как нарушения случаи, когда для обоснования НМЦК использовалась информация о ценах из контрактов, которые не были исполнены или по которым взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Также Казначейство относит к нарушениям случаи, когда для обоснования НМЦК использовались источники информации, в том числе коммерческие предложения, не являющиеся публичными офертами.

Противоречит требованиям закона о контрактной системе установление НМЦК на основании информации о ценах поставщиков, не осуществляющих поставку идентичных планируемых к закупке товаров.

Нарушения государственных закупок на этапе исполнения контракта

Заказчики допускают ошибки и в ходе исполнения контракта. Например, не всегда проводят экспертизу поставленных поставщиком товаров, результатов работ или услуг.

По наблюдениям Казначейства за первую половину 2018 года, заказчики также не начисляли пени и штрафы и не направляли требования об их уплате в адрес поставщика за то, что он ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в том числе не соблюдал сроки исполнения контракта.

Выявлены случаи занижения суммы пеней, начисленных за нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по контракту.

Заказчики принимали работы, не соответствующие контрактам, при этом выявленные несоответствия не были устранены подрядчиками в соответствии с законом о контрактной системе.

Казначейство отметило случаи, когда поставленные товары и выполненные работы отражались заказчиками в регистрах бухгалтерского учёта несвоевременно либо неполно.

Ошибки в отчётности об исполнении контракта

После исполнения или расторжения контракта заказчик обязан составить отчёт о его исполнении и разместить этот отчёт в ЕИС.

Отчёт подготавливается на основании документов о приёмке и оплате и содержит подробные сведения как о самом контракте, так и о том, как стороны его выполняли.

Порядок заполнения отчёта подробно регламентирован постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, однако заказчики допускают нарушения в отчётности.

Так, Казначейство выявило, что нередко отчёты вообще не размещаются в ЕИС либо размещаются несвоевременно.

Кроме того, в отчётах заказчики часто не отражают информацию о том, что вносились изменения в контракт в ходе его исполнения.

В некоторых случаях информацию о результате исполнения контрактов отражают недостоверно. Например, указывают размер авансового платежа, не соответствующий условиям контракта, или отражают ошибочную информацию о реквизитах документа, подтверждающего оплату.

К нарушениям требований законодательства о контрактной системе Казначейство также относит отсутствие в отчёте об исполнении контракта информации о ненадлежащем его исполнении (с указанием допущенных нарушений) либо о санкциях, которые были применены в связи с этим нарушением.

По наблюдениям Казначейства, в некоторых случаях к отчёту об исполнении контракта не прилагалось заключение по результатам экспертизы.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/tipichnye-narusheniya-pri-goszakupkah/

Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ

Ответственность сторон при занижении НМЦК, сговоре заказчика и поставщика

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

Если потенциальный участник закупки решит предложить цену, превышающую установленную, то его заявка попросту не будет рассмотрена.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Правда, данные положения, помогая определять НМЦК, тем не менее вовсе не обязательны для применения заказчиком. Субъекты федерации вправе разрабатывать собственные рекомендации. Но при этом внутренние контролирующие органы государственного или муниципального уровня осуществляют постоянный контроль за корректным определением и обоснованием НМЦК.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки.

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

На практике это выливается в применение методик определения и обоснования НМЦК, базирующихся на положениях ч.1 ст. 22 44-ФЗ. Для обоснования данной величины используется расчёт цены, легитимизированный посредством приложения к нему соответствующей информации и документов, которые стали основанием для его выполнения.

Примерная форма обоснования НМЦКОбразец-шаблон обоснования НМЦК

Регламентация определения НМКЦ

Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.

Закон № 44-ФЗ предусматривает право правительства определять сферы закупочной деятельности, в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также называть федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, его устанавливающие.

Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст.

7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.

В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.

В случае если заявленный закупочный конкурс не состоялся, повторный конкурс предполагает существенное увеличение начальной цены.

На что опираться при определении

Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:

  • выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
  • рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
  • свежих котировках российских и иностранных бирж;
  • актуальных котировках на электронных площадках;
  • государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
  • официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
  • сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
  • итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.

К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:

  • добытые из анонимных источников;
  • полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
  • присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
  • лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.

При этом приоритет в формировании полного списка источников информации, применяемой при установлении НМЦК, принадлежит правительству РФ.

Методы обоснования по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ чётко устанавливает, что НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью использования конкретной методологии, применяющей следующие инструменты:

  • метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка применяется при закупках товаров, работ, услуг и базируется на изучении их актуального ценового уровня на рынке;
  • нормативный метод применяется для расчета НМЦК на основе правил, установленных ст.19 ФЗ №44, при условии, что установленная заказчиком НМЦК не может превышать предельных значений, указанных на соответствующих сайтах в интернетовской сети;
  • тарифный метод, применяемый лишь в отдельных конкретных случаях на основе официальных документов в виде законов, распоряжений, постановлений, которые регламентируют величину определённых тарифов;
  • проектно-сметный метод, часто применяемый на практике при закупках, проходящих по сметам капремонта, текущего ремонта, работ, направленных на сохранение культурного наследия, и требующих наличия утверждённой проектно-сметной документации;
  • затратный метод ценообразования, который применяется редко и в случаях, если ни один другой из перечисленных выше методов не работает.

Наиболее востребованным среди перечисленных методов является рыночный анализ, который позволяет наиболее точно определить актуальные рыночные цены и применить их для определения НМЦК.

При отсутствии возможности применения обозначенных в ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ методов правомерно использование других. Но одновременно заказчик в обоснование НМЦК обязан внести квалифицированное объяснение невозможности использования указанных выше методов.

Независимо от того, какой метод использует заказчик, от него неукоснительно требуется проведение прозрачных расчётов, основанных на официальной документации и действующих нормативных актах.

Чтобы обосновать НМЦК, заказчик должен собрать сведения о стоимости идентичных товаров, работ, услуг, предлагаемых несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Под идентичными товарами, работами и услугами подразумеваются те из них, которые обладают одинаковыми характеристиками. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров могут при этом не учитываться. Установление идентичности работ и услуг сопрягается с деловой репутацией подрядчика или исполнителя на рынке.

Если заказчик не может собрать сведения об идентичных объектах закупки, у него есть возможность получить информацию об однородных объектах, которые квалифицируются в ч. 14-15 ст. 22 44-ФЗ.

Согласно им, однородные товары лишены идентичности, однако располагают сходными характеристиками и компонентами, позволяющими им выполнять одинаковые функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

А под однородными работами и услугами понимаются такие их виды, которые, не будучи идентичными, располагают похожими характеристиками, позволяющими им заменять друг друга в функциональном или коммерческом плане.

Инструкция по подготовке обоснования

Пошаговый алгоритм действий во время подготовки обоснования НМЦК выглядит следующим образом:

  1. Определение потребности в товаре, работе, услуге в соответствии с целями проведения закупок.
  2. Установление списка требований к планируемым закупочным объектам и условиям их поставки.
  3. Проведение анализа рынка на основе доступных информативных источников.
  4. Создание описания закупочного объекта, отвечающего требованиям ст. 33 44-ФЗ.
  5. Проверка присутствия у планируемых объектов закупки сопутствующих им нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов, правительственных актов, правовых актов, нормирующих сферу закупок на основе ст. 19 44-ФЗ.
  6. Выбор одного или нескольких методов определения начальной закупочной цены в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.
  7. Формирование обоснования НМЦК на основе требований, изложенных в п. 2.1 Методических рекомендаций.

Размещение в ЕИС

При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.

Название закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый электронный конкурс Любой размер Минимум за 15 рабочих дней
Электронный аукцион Свыше 3 млн. руб. 3 млн. руб и ниже Более 250 тыс. руб. Минимум за 15 календарных дней Минимум за 7 календарных дней Минимум за 7 календарных дней
Запрос котировок биржи на бумажном носителе Не свыше 250 тыс. руб. Минимум за 4 рабочих дня
Запрос биржевых котировок в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней
Запрос предложений в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса

Онлайн калькулятор НАИЗ

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) разработала работающий в интернете онлайн-калькулятор НМЦК. Пользоваться им достаточно просто, причём в бесплатном режиме.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК от НАИЗ

Расчет НМЦК онлайн основан на методе сопоставления актуальных рыночных цен. Этот сервис даёт возможность рассчитать вариативный коэффициент и среднее квадратичное отклонение от них.

Чтобы воспользоваться калькулятором, необходимо заполнить его форму, указав:

  • название закупочного объекта;
  • его наименование, зафиксированное в ОКПД 2/КТРУ;
  • участников закупки;
  • единицу измерения;
  • количество объектов;
  • среднюю цену;
  • НМЦК.

Поля для заполнения в полной бесплатной версии калькулятора НМЦК от НАИЗ

При правильном заполнении формы калькулятор быстро выдаст итоговое значение.

Специалистам, занимающимся закупочной деятельностью с применением НМЦК, расшифровка этой аббревиатуры не нужна. Без регламентированного законом определения начальной (максимальной) цены контракта не может пройти ни одна госзакупка. И корректное определение этого показателя напрямую влияет на её успех.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/nmck-cenovoj-potolok-kontrakta

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: