Ответственность унитарных предприятий и их собственников

Содержание
  1. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий
  2. Виды унитарных предприятий:
  3. Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий:
  4. Особенные черты унитарных предприятий, выделяющие их из всех коммерческих организаций:
  5. Судебные споры с муниципальными унитарными предприятиями (МУП)
  6. Недостаточное финансирование
  7. Ответственность унитарного предприятия
  8. Банкротство должника
  9. Унитарное предприятие — определение, виды, признаки, особенности, функции, примеры унитарных предприятий в России
  10. Что значит унитарное предприятие
  11. Признаки унитарного предприятия
  12. Причины образования унитарных предприятий
  13. Цели деятельности
  14. Учредительные документы
  15. Уставной фонд
  16. Как формируется имущество унитарного предприятия
  17. Способы использования имущества
  18. Количество участников унитарного предприятия
  19. Примеры унитарных предприятий в России
  20. Преимущества и недостатки унитарного предприятия
  21. Основные положения об унитарном предприятии
  22. Что такое УП?
  23. Разновидности УП
  24. Особенности правоспособности УП
  25. Особенности реорганизации и ликвидации УП
  26. Муниципальное унитарное предприятие — определение, форма собственности, деятельность
  27. Правовые характеристики МУП
  28. Задачи, решаемые муниципальными образованиями
  29. Права, ограничения, обязанности
  30. Обязательные атрибуты учреждений

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Ответственность унитарных предприятий и их собственников

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь од­ним из следующих публичных собственником:

  • Российской Федерацией,
  • субъек­том РФ или
  • муниципальным образованием.

Создание унитарных пред­приятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст.

52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

Виды унитарных предприятий:

  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

Различия в правовом статусе названных видов унитарных пред­приятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получае­мых ими в отношении имущества учредителя-собственника, посколь­ку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения уни­тарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для соверше­ния казенным предприятием любых сделок по распоряжению имею­щимся у него имуществом требуется обязательное согласие собствен­ника (уполномоченного им органа), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК; ст. 19 Закона об уни­тарных предприятиях).

Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий:

  1. в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;
  2. имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  3. фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества;
  4. органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;
  5. унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  6. унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
  7. унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
  8. унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Особенные черты унитарных предприятий, выделяющие их из всех коммерческих организаций:

  • не являются построенными на началах членства корпорациями и
  • не становятся собственниками закрепленного за ни­ми имущества.

Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» иму­ществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. 6 и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).

Более того, любым сво­им имуществом такое предприятие распоряжается «только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, це­ли, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совер­шенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п.

3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следова­тельно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:

  1. в наличии разре­шения собственника-учредителя на ее совершение;
  2. в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Создавший такое предприятие единоличный учреди­тель (публичный собственник) сохраняет за собой право собствен­ности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоя­тельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определен­ным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое иму­щество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собствен­ного имущества.

Действующее законодательство сохраняет конструкцию унитарного предприятия лишь для публич­ных собственников (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК).

Преобразование унитарных предприятий в другие формы коммерческих организаций означает их приватизацию, тогда как публичные интересы требуют сохранения государственной собственности в ряде секторов экономики.

Поэто­му ставшая привычной для отечественного хозяйства организацион­но-правовая форма унитарных предприятий, видимо, еще сохранит­ся в течение некоторого времени.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками, которые не участвуют в образованииимущества своего «предприятия» и не несут имущественной ответст­венности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. Юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом граждан­ских правоотношений.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещ­ном праве имуществом учредителя.

С другой стороны, унитарное пред­приятие не отвечает этим «своим» имуществом по долгам своего учре­дителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, об­ратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиар­ном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнени­ем указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учре­дительных документах юридического лица, должны содержаться све­дения о целях, предмете и видах его деятельности.

Сделки, совершен­ные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Cобственнику имущества унитарного предприятия пре­доставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприяти­ях).

Тем самым, защищая интересы публичного собственника, закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е.

всех других участ­ников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступа­ли ни в какие правоотношения.

В результате всесторонне защищаются имущественные интересы учредителя унитарного предприятия — публичного собственника, но эта защита далеко не всегда соответствует интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (еди­ноличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п.

4 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 21 Закона об унитарных пред­приятиях). Никаких иных («волеобразующих») органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

ВАЖНО! Вызывает сомнение соответствие перечисленных ограничений конституционному принципу равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), ибо само их наличие ясно свидетельствует о преимущест­венной защите данным законом интересов публичных собственников.

Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами это­го предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формиро­вание или изъявление вовне его воли.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом (п. 2 ст. 114 ГК РФ), ко­торый не может быть менее:

  • пяти тысяч МРОТ для государственного предприятия и
  • одной тысячи МРОТ — для муни­ципального предприятия (п. 3 ст. 12 закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”),

и осуществляет контроль за его деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей дея­тельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/grazhdansko-pravovoy-status-gosudarstvennich-i-munitsipalnich-unitarnich-predpriyatiy

Судебные споры с муниципальными унитарными предприятиями (МУП)

Ответственность унитарных предприятий и их собственников

Анализ судебной практики разрешения арбитражными судами споров, вытекающих из ненадлежащего исполнения договорных обязательств, показывает, что все чаще ответчиками по соответствующим делам выступают МУП. Рассмотрим особенности судебных процессов с их участием.

Недостаточное финансирование

В судебных актах отмечается неоспоримость фактов заключения гражданско-правовых сделок, исполнения их условий контрагентами названных предприятий, а ненадлежащее выполнение ответчиками обязательств по оплате принятого товара, оказанных услуг обусловливается в отзывах недостаточностью финансирования учредителями.

Эти доводы не признаются судами в качестве оснований для освобождения унитарных предприятий от гражданско-правовой ответственности, в том числе в виде штрафных санкций.

Решения судов об удовлетворении исков редко оспариваются ответчиками.

Представляется, что причина инертности в отстаивании экономического интереса унитарными предприятиями кроется в особенности их организационно-правовой формы, объеме прав в отношении используемого имущества, юридической возможности привлечения его собственника к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

Так, в силу положений ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» таковыми признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником.

При этом в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Ответственность унитарного предприятия

Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества — унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 7 Закона N 161-ФЗ предусмотрено, что унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам муниципальных предприятий, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Учредителем унитарного предприятия может выступать муниципальное образование.

В этой связи на практике сформировалась определенность относительно процессуального участия муниципальных образований в соответствующих судебных процессах — они привлекаются в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку судебный акт может повлиять на обязанность публичного образования в случае удовлетворения иска.

При этом от имени муниципального образования выступает его орган, но сам орган как юридическое лицо не может привлекаться судом в качестве третьего лица по делу.

Привлечение муниципального образования к субсидиарной ответственности возможно лишь при признании арбитражным судом унитарного предприятия банкротом.

Так, Определением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.

2011 по делу N А51-4708/2009, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, удовлетворено заявление конкурсного управляющего о взыскании с администрации Дальнегорского городского округа за счет казны Дальнегорского городского округа в порядке субсидиарной ответственности денежных средств по обязательствам должника.

Банкротство должника

При проведении анализа финансового состояния должника в ходе процедуры наблюдения временным управляющим предприятия установлено наличие признаков преднамеренного банкротства должника, связанных с действиями администрации по совершению сделок с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника, и возникновением обязательств должника, не обеспеченных имуществом, а также влекущих приобретение неликвидного имущества.

В соответствии с п. 3 ст.

56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Источник: https://www.SudMos.ru/stati/sudebnye-spory-arbitrazh/sudebnye-spory-s-municipalnymi-unitarnymi

Унитарное предприятие — определение, виды, признаки, особенности, функции, примеры унитарных предприятий в России

Ответственность унитарных предприятий и их собственников

1001student.ru > Экономика > Унитарное предприятие — определение, виды, признаки, особенности, функции, примеры унитарных предприятий в России

Унитарное предприятие — это определенная фирма, которая не имеет право распоряжаться собственностью. У него имеется лишь один владелец, а имущество его выделяется в соответствии с государственным законодательством.

Такие объекты создаются не только за счет государства, но и за счет муниципалитета.

  • Что значит унитарное предприятие
  • Виды унитарных предприятий
  • Признаки унитарного предприятия
  • Причины образования унитарных предприятий
  • Цели деятельности
  • Учредительные документы
  • Уставной фонд
  • Как формируется имущество унитарного предприятия
  • Способы использования имущества
  • Количество участников унитарного предприятия
  • Примеры унитарных предприятий в России
  • Преимущества и недостатки унитарного предприятия

Что значит унитарное предприятие

Это определенная фирма или иной объект, при этом собственник не имеет права распоряжаться имуществом предприятия. Данные объекты имеют ряд отличительных признаков, которые возводят их в ряд таких образований.

К этим признакам относится следующее:

  • участники его могут создаваться государством РФ, субъектами государства, а также муниципальными образованиями;
  • существование документов, таких как устав и решение собственника;
  • существующий уставной капитал;
  • неделимая собственность, которая может делиться лишь по вкладам, паям и прочим критериям;
  • такими объектами могут выступать лишь муниципалитет и государство;
  • все вопросы регулируются органами местной или государственной власти.

Примите во внимание: данные объекты формируются в зависимости от их вида и особенностей, но при любом виде управление осуществляется на единоличных началах.

Такие объекты подразделяются на подвиды:

  • на праве хозяйственного ведения (при этом имущество является принадлежностью государства);
  • в виде оперативного правления, когда имущество принадлежит государству, но согласуется с собственником. Такой вид называется казенным.

Также такие объекты делятся на виды по правам собственности:

  • муниципальные — аббревиатура (МУП);
  • государственные (ГУП);
  • ФГУП — расшифровывается как Федеральное.

При этом, в зависимости от владения имуществом, такое предприятие наделяется определенным статусом, и собственник получает свои права и несет ответственность за объект.

Признаки унитарного предприятия

Такие фирмы имеют ряд отличительных признаков. Существуют таблицы, в которых наглядно определены признаки таких фирм:

  • имущество неделимо;
  • существует предмет и цель его деятельности, а также обязательный устав;
  • только государство и муниципалитет могут выступать ими.

Каждый признак, совместно с остальными, определяет положение фирмы.

Причины образования унитарных предприятий

Существует ряд основных причин, по которым образуется такого типа объект.

К ним относятся:

  • определенная деятельность;
  • решение некоторых проблем социального характера;
  • реализация производственных товаров и услуг по наименьшим ценам.

Так, ряд причин образования таких объектов позволяют определить их суть.

Цели деятельности

В законе ГК РФ есть пункт, который гласит, что такие предприятия являются юридическими лицами (коммерческими), поэтому их цель — приносить прибыль в пользу руководителя или владельца имущества.

Кроме того, они обязаны покрывать все расходы.

Помимо этого, собственники обязаны удовлетворять интересы страны, а также обеспечивать выполнение нужд государства.

Учредительные документы

К документам относятся решение об учреждении, а также устав. Он утверждается учредителем фирмы. В нем обязательно должна содержаться информация о размере фонда, а также о направлениях получения прибыли.

Уставной фонд

При основании унитарного предприятия обязательно должен быть образован фонд. Он имеет определенный набор характеристик.

Минимальным размером может быть 5000 МРОТ, если речь идет о государственном объекте. Если подразумевается муниципальная организация, то сумма его должна быть как минимум тысяча МРОТ.

При этом срок его формирования должен быть не более трех месяцев после регистрации.

Как формируется имущество унитарного предприятия

Основой его использования является определенный вид ведения.

При варианте хозяйственного ведения предприятия могут распоряжаться объектами, продукцией, которую производят, при этом самостоятельно обозначая границы и стоимость данных видов, но обязательно в соответствии с ФЗ.

При оперативном типе ведения, казенное предприятие обязано учитывать интересы владельца, распоряжаясь чем бы то ни было.

Способы использования имущества

Оно может передаваться объекту по решению владельца для того, чтобы производить оплату капитала.

Полученная при ведении хозяйства прибыль также признается источником формирования имущества. Существуют и иные источники.

Количество участников унитарного предприятия

Само определение «унитарный» означает наличие лишь одного собственника.

Собственность при этом не делится на части и доли. Поэтому субъектов организации при таком типа предприятия нет.

При ликвидации такой фирмы имущество остается собственнику.

Примеры унитарных предприятий в России

В нашем государстве существует несколько примеров созданных фирм.

Одним из них является «Единый расчетный центр», находящийся в городе Москва. Также к ним можно отнести МУП «Эврика» в Москве, занимающийся строительством и ремонтом зданий и сооружений.

Помимо них, таким же является ОГУП «Областной аптечный склад», имеющий 9 филиалов.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия

Одним из главных плюсов является нацеленность на реализацию важных для общества и корпоративных целей и задач. Помимо этого, существует высокая степень защищенности такого производства.

Также явным достоинством является степень ответственности частного владельца. Он отвечает лишь за собственное ведение, но при этом не отвечает по обязательствам.

Недостатками его деятельности являются необходимость совмещения управления, инноваций и ведения коммунального и иного рода хозяйства. А также возникновение определенных сложностей с финансированием.

Такого рода фирмы образуются в соответствии с законодательством государства. Правовое положение такого объекта регулируется гражданским кодексом РФ и Федеральным законом.

У него имеется единственный собственник, интересы которого обязательно сочетаются с интересами государства. Множество преимуществ таких производств позволяют управлять некоторыми видами услуг, товаров и иной деятельностью.

Источник: https://1001student.ru/ekonomika/unitarnoe-predpriyatie.html

Основные положения об унитарном предприятии

Ответственность унитарных предприятий и их собственников
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об унитарном предприятии

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/osnovnye-polozheniya-ob-unitarnom-predpriyatii.html

Муниципальное унитарное предприятие — определение, форма собственности, деятельность

Ответственность унитарных предприятий и их собственников
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб.

610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Среди многообразия коммерческих форм ведения дел существуют особые понятия, которые отличаются от общих, потому что организатором-собственником для них выступает государство.

Происходит это на двух уровнях: федеральном – что носит название ФГУП, и местном – такое объединение называется МУП, или соответственно – федеральное и муниципальное унитарное предприятие.

Активы и имущество такого предприятия принадлежат не ему самому, а государственному куратору над ним. А прибыль исполнителям достается лишь частично.

Правовые характеристики МУП

В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

  • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
  • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
  • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
  • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
  • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
  • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

  • право хозяйственного ведения;
  • метод оперативного управления (казенные).

При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

Задачи, решаемые муниципальными образованиями

Для чего были задуманы МУПы? Прежде всего, для недопущения тотального манипулирования в России жизненными нуждами граждан со стороны частных бизнес структур.

Основная задача муниципальных унитпредприятий – оказание доступных социальных услуг населению в сфере:

  • оформления и получения госдокументов;
  • здоровья;
  • образования, дошкольного, школьного;
  • телерадиовещания, коммуникаций (почта, связь);
  • коммунального обеспечения;
  • общественного транспорта.

И так далее, выбор направления не ограничен. Государственный контроль таких процессов позволяет избежать спекулятивного ценообразования, искусственных коллапсов, нехватки товаров-услуг первой необходимости. Цены, устанавливаемые на МУП-услуги, всегда доступны, работа стабильна, исполнитель известен.

Вместе с тем, вполне понятно, что муниципальное унитарное предприятие получает плату за свою работу от пользователей, а значит, осуществляет коммерцию. Поэтому на частый вопрос заинтересованных, МУП – это коммерческая организация или нет, есть один ответ – да, это коммерческое предприятие, получающее прибыль, но в интересах государства.

Права, ограничения, обязанности

Собственник-учредитель МУПа имеет право:

  • ликвидировать созданное учреждение;
  • изъять или ликвидировать выделенное для работы имущество, если посчитает его излишним либо неправильно используемым;
  • объединять разные объекты одного изначального фонда в один или разбивать их на несколько;
  • обозначить и получать часть или всю прибыль от деятельности учреждения.

При этом в его обязанности, согласно закону, входит лично:

  • обеспечивать подопечное учреждение требуемыми условиями;
  • определять функциональные задачи, следить за соответствием руководителя;
  • организовывать реструктуризацию, ликвидацию при возникновении необходимости;
  • следить за обеспечением сохранения переданной материальной базы.

Собственник, тем более, просто назначенный руководитель, не имеют права:

  • выделять из созданного МУПа новое юридическое лицо в виде дочернего образования (филиалы разрешаются);
  • допустить прямую приватизацию объекта (приватизация возможна только, если было разрешено и проведено преобразование в ООО);
  • передавать часть прав или все их другим лицам, неуполномоченным структурам.

Руководство унитпредприятия обязано:

  • выполнять возложенные задачи;
  • соблюдать устав;
  • подавать регулярную отчетность.

Руководитель не вправе на 2020 год:

  • своевольно продавать, делить, переоформлять имущественные активы;
  • самостоятельно распоряжаться всем доходом;
  • совершать сделки без участия собственника-учредителя, особенно, когда в этом есть заинтересованность самого руководителя (то есть, сделка подразумевает участие аффилированных лиц);
  • являться учредителем, руководителем, участником любого другого юрлица;
  • занимать параллельно государственную должность;
  • быть параллельно предпринимателем либо получать прибыль с работы в госструктурах, коммерческих-некоммерческих организациях.

Муниципальным УП на основе хозведения доступны более широкие полномочия. Им, в частности, дозволено, например, сдавать свободные помещения в аренду, создавать фонды из оставшейся части прибыли для собственных нужд, включая любые фонды помощи работникам.

Доход казенных предприятий (оперативное владение) идет только на обеспечение производства, возникшие излишки безоговорочно сдаются обратно государству.

Обязательные атрибуты учреждений

Как любое полноценное юридическое лицо и как государственный объект, указанные виды организаций обязательно должны:

  • иметь правильное название, раскрывающее их принадлежность к конкретному собственнику (Муниципальное унитарное предприятие «Городская недвижимость» города Уфы);
  • иметь учредительные документы, устав;
  • держать уставный фонд (не нужен для казенных форм);
  • пройти регистрацию в ЕГРЮЛ.

И, конечно, платить налоги.

Это было определение МУП для широкого понимания вопроса. Правовая основа деятельности государственных коммерческих УП лежит в Законе № 161 2002 года (14.11) и п.3 статьи 17 Закона № 131 2003 года. Изучение этих актов вместе с разъяснениями юристов помогут вникнуть в вопрос еще глубже для решения возникших проблем.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ImeyuPravo.com/dogovora-i-biznes/munitsipalnoe-unitarnoe-predpriyatie-opredelenie-forma-sobstvennosti-deyatelnost.html

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: