Преподавательская деятельность научного сотрудника

Профессия доцент: кто это?

Преподавательская деятельность научного сотрудника

Доцент — это тот, кто занимается научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в вузе. Его основные обязанности:

  • чтение лекций;
  • ведение практических уроков;
  • руководство написанием научно-исследовательских трудов.

Доцент — кто это?


Доцент — это сотрудник вуза. Стоит различать понятия «ученое звание» и «должность». Часто звание присуждается педагогу, получившему ученую степень кандидата наук. При этом он должен соответствовать остальным квалификационным требованиям.

Должность доцента кафедры сохранилась в некоторых высших учебных заведениях. Должностные обязанности сотрудника этой специальности прописаны в уставе образовательного учреждения.

Как становятся доцентом

Получить это звание можно при соответствии кандидата определенным требованиям. 

Главные из них:

  1. педагог обладает ученой степенью кандидата или доктора наук;
  2. имеется стаж работы от 3 лет по специальности;
  3. преподаватель имеет публикации в отечественных и зарубежных образовательных журналах, принимал участие в издании учебников, методических пособий;
  4. наравне с преподавательской работой занимается научно-исследовательскими разработками, является научным руководителем студентов;
  5. обладает богатыми знаниями в своей профессиональной области, читает лекции по своему предмету, ведет практику.

Автоматически звание доцента могут получить выпускники аспирантуры, обладающие кандидатской степенью. Для этого им необходимо иметь преподавательский опыт работы от трех лет.

Выступить претендентами на вакансию доцента имеют возможность педагоги, которые получили ученое звание доцента.


  • чтение лекций, ведение практики по своему предмету;
  • руководство учащимися вуза при написании ими учебных работ (курсовые и дипломные);
  • ведение научно-исследовательской деятельности;
  • является единоличным автором или выступал в качестве соавтора учебников, методических пособий, опубликованных исследований.

Некоторые педагоги, получившие ученое звание, прекращают заниматься научной деятельностью, посвящая все время преподавательской работе. При этом полученное звание остается при них.

Рабочие часы сотрудника для ведения преподавательской деятельности сокращают, если он занимается наукой. Это решение принимает администрация учебного заведения.

Требования для получения работы доцента

Высшее учебное заведение предъявляет стандартные требования, прописанные в уставе образовательного учреждения, к работнику, желающему получить работу доцента.

Основные требования:

  1. высшее образование;
  2. ученое звание доцента или докторская степень;
  3. преподавательский стаж работы три года;
  4. наличие научно-исследовательских, учебно-методических работ за последние 3 года;
  5. участие в учебной и научной деятельности вуза;
  6. чтение лекций, ведение практики по своей специальности;
  7. глубокие знания своего предмета, включая знания организации всех видов учебных работ;
  8. курирование учащихся вузов.

Ректор образовательного учреждения издает приказ об избрании сотрудника на должность доцента.

Доцент — это тот, кто постоянно взаимодействует с людьми, поэтому получение звания налагает на сотрудника определенную ответственность.

Педагогическая и исследовательская деятельность требует следующих качеств и навыков:

  • стрессоустойчивость;
  • грамотность;
  • целеустремленность;
  • развитые коммуникативные способности;
  • знание детской и взрослой психологии;
  • качества лидера;
  • организаторские навыки;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • отличные память и внимание.

Возможности карьерного роста

В России педагог, занимающийся научной деятельностью, может рассчитывать на получение денежного вознаграждения от государства и высокую оплату труда. После успешного окончания аспирантуры молодой специалист может выбрать один из следующих путей развития карьеры:

  • заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью, стремится получить ученое звание профессора (защитив с этой целью докторскую диссертацию);
  • заниматься только педагогической деятельностью;
  • уделять внимание административной деятельности и впоследствии предлагать свою кандидатуру на должность руководителя кафедрой, декана и ректора университета.

Так как доцентом становятся после многих лет обучения и ведения научной и преподавательской деятельности, то при выборе карьерного пути стоит ориентироваться на свои способности, желания и личностные качества.

Средняя зарплата доцента


По информации сервисов по поиску сотрудников, доцент может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — от 18 тысяч рублей.
  • Максимальная — до 150 тысяч рублей.

Подавляющее большинство доцентов работает в государственных учебных учреждениях. Наибольшая зарплата у доцентов кафедры Высшей математики и физики.

Средняя заработная плата доцента определяется регионом, местом работы и профессиональными обязанностями.

Плюсы:

  • длительный летний отпуск;
  • большие возможности карьерного и профессионального роста;
  • почетная и уважаемая должность.

Минусы:

  • интенсивные нагрузки;
  • необходимость совмещать преподавание с научной деятельностью;
  • строгая отчетность и обилие бумажной работы;
  • ненормированный рабочий день.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/dotsent/

Плюсы и минусы профессии научного работника

Преподавательская деятельность научного сотрудника

“Научный работник” – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.

Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.

Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой.

Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки.

Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.

Требования к научному работнику

В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. [1].

Профессиональный стандарт научного работника

Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности [2].

В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.

Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.

Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.

Разница между научными работниками и сотрудниками

Определения “сотрудник” и “работник” близки по своему значению, но не одинаковы.

Отличия:

  1.  Правовая позиция. Термин “работник” относится к трудовому праву, обозначая субъект, с которым заключен трудовой договор. Понятие “сотрудник” относится к разговорному стилю, в правовых актах не закреплено;
  2.  Объем. Понятие “сотрудник” включает в себя категорию “работник”, т. о. оно более широкое по содержанию; 
  3.  Оплата. Труд работника всегда является оплачиваемым. При нарушении его прав на его работодателя может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны контролирующих органов. Результаты труда сотрудника могут быть как оплачиваемыми, так и осуществляться на безвозмездной основе.

Плюсы:

  • самореализация, повышение интеллектуального уровня, личный вклад в развитие науки;
  • возможность получения признания и высокого дохода, если удастся разработать нечто представляющее ценность для научного сообщества.

Минусы:

  • в среднем, как правило, довольно низкий уровень заработной платы, что способствует снижению трудовой мотивации;
  • большая конкуренция.

Когда празднуют День научного работника в России?

День научного работника отмечается 8 февраля.

История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.

Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.

Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий.

Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.

Ссылки по теме:

Источник: https://sibac.info/blog/plyusy-i-minusy-professii-nauchnogo-rabotnika

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: