Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

Содержание
  1. Жилой или садовый дом в водоохранной зоне: что нужно знать?
  2. 1. Что такое водоохранная зона?
  3. 2. Как получить сведения о расположении земельного участка под объектом недвижимости в границах водоохранной зоны?
  4. 3. Размещение индивидуального жилого или садового дома в водоохранной зоне: условия и ограничения
  5. 4.1. Уведомительный порядок строительства жилых и садовых домов
  6. 4.2. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на индивидуальный жилой или садовой дом, расположенный в водоохранной зоне
  7. Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
  8. Категории особо охраняемых объектов и зон
  9. Ограничения по строительству в природоохранных зонах
  10. Специфические ограничения в водоохранных зонах
  11. Участок попал в водоохранную зону, что делать?
  12. Запреты в водоохранной зоне
  13. Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать
  14. Садовый участок попал в водоохранную зону
  15. Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?
  16. Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио
  17. Правила застройки прибрежных зон
  18. Разновидности водоемов
  19. Что такое водоохранная зона?
  20. Границы водоохранной зоны
  21. Можно ли строить в водоохранной зоне?
  22. Прибрежная защитная полоса
  23. Ограничения при пользовании водоохранных зон
  24. Заключение
  25. Водный кодекс РФ
  26. Разъяснения юриста АПДКС по вопросу о водоохранных зонах
  27. В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Жилой или садовый дом в водоохранной зоне: что нужно знать?

Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

Использование водоохранной зоны регулируется водным и природоохранным законодательством. По российским законам водоохранные зоны водных объектов имеют особый правовой статус.

Поэтому, если Вы стали собственником земельного участка, расположенного возле водоема и планируете возвести на нём дом или являетесь владельцем недвижимости на берегу, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

1. Что такое водоохранная зона?

В нашей стране на законодательном уровне принят ряд мер, направленных на установление защитных механизмов в сфере водопользования.

Понятие водоохранной зоны содержится в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

На данных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиливания водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Важно! Водным законодательством установлен ряд запретов при использовании водоохранных зон. Наиболее существенным для владельцев объектов недвижимости, расположенной в такой зоне, является запрет на сброс сточных и дренажных вод (п. 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ).

Другая цель установления специального режима водоохраной зоны – защита людей и хозяйственных объектов от разливов, паводков и других подобных стихийных бедствий.

Ширина водоохраной зоны, установленная в чч. 4-10 ст. 65 ВК РФ, зависит от типа и размера водоёма и составляет от 50 до 500 м (500 м – для моря).

Водный кодекс РФ также вводит понятие прибрежной защитной полосы в границах водоохраной зоны. Режим использования территории прибрежной защитной полосы имеет дополнительные ограничения.

Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 м, а для водоёмов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, – 200 м.

В ч. 16 ст. 65 ВК РФ указано, что водоохранная зона может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Так, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в водоохранной зоне разрешаются при условии оборудования их сооружениями, которые могут обеспечить охрану водных объектов от загрязнения и истощения вод.

2. Как получить сведения о расположении земельного участка под объектом недвижимости в границах водоохранной зоны?

Понять, что Ваш земельный участок частично или полностью находится в  границах водоохранной зоны, можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Для этого подайте через МФЦ либо в электронном виде запрос в Росреестр о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о земельном участке.

Используя сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, проверьте сведения о том, что земельный участок частично или полностью входит в зону с особыми условиями использования территории – водоохранную зону.

Такие сведения также можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра» на официальном сайте Росреестра (http://www.pkk5.rosreestr.ru) по кадастровому номеру земельного участка.

3. Размещение индивидуального жилого или садового дома в водоохранной зоне: условия и ограничения

Как уже было сказано, действующим законодательством допускается размещение объектов недвижимости в границах водоохранных зон при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм.

Прежде чем начать строительство в водоохранной зоне, нужно взвесить все плюсы и минусы этого решения.

С одной стороны это накладывает внушительный ряд ограничений, Вам в обязательном порядке придётся соблюсти не только основные строительные, санитарные и противопожарные нормы и правила, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве объекта ИЖС (они содержатся в Земельном кодексе, Градостроительном кодексе, СНиПах), но и все требования водоохранного законодательства. С другой же стороны, домик с речкой, разве то не чудесно!?

В частности, речь идёт о требовании оборудовать объекты недвижимости, расположенные в водоохранной зоне, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).

При этом на территориях садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ).

Важно! Законодательством РФ установлено, что все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования (ч. 1 ст. 6 ВК РФ). Если иное не предусмотрено законом, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (ч. 2 ст. 6 ВК РФ). Поэтому организация личных закрытых пляжей является незаконной.

4.1. Уведомительный порядок строительства жилых и садовых домов

С 4 августа 2018 года Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.

2018 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” введен уведомительный порядок для начала строительства жилых домов на земельных участках, предоставленных для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, а также для строительства жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Для соблюдения этого порядка направьте в муниципальную администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта недвижимости (индивидуального жилого или садового дома) с приложением схемы расположения строений на земельном участке с размерами и параметрами.

Форма уведомлений утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр “Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома”.

Подать уведомление можно:

  • посредством личного обращения (в том числе, через МФЦ);
  • заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме через Единый портал муниципальных и государственных услуг «Госуслуги» /www.gosuslugi.ru.

Получив от администрации уведомление о соответствии параметров объекта, указанных в уведомлении о начале строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, можно приступать к стройке (срок действия уведомления – 10 лет).

По окончании строительства следует направить в муниципальную администрацию уведомление об окончании строительства.

Муниципальная администрация, согласовавшая созданный Вами объект ИЖС или садовый дом, в срок не позднее 7 рабочих дней с даты поступления от Вас уведомления об окончании строительства, обязана направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации Вашего права на такой объект, и уведомить Вас о подаче заявления (ч. 1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”; далее – Закон о регистрации недвижимости).

4.2. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на индивидуальный жилой или садовой дом, расположенный в водоохранной зоне

Чтобы узаконить существующий индивидуальный жилой или садовый дом в водоохраной зоне, необходимо, в первую очередь, подготовить его технический план. Для подготовки технического плана обратитесь к кадастровому инженеру.

Обратите внимание! В техническом плане в обязательном порядке должна содержаться информация об оборудовании объекта недвижимости необходимыми сооружениями для очистки сточных вод или приёмниками, изготовленными из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации Вашего права собственности на индивидуальный жилой или садовый дом, расположенный в водоохраной зоне, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр, приложив к заявлению подготовленный технический план и правоустанавливающие документы на земельный участок.

Уведомление и документы могут быть Вами поданы лично либо Вашим представителем, в том числе:

  • через МФЦ;
  • посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности составит 350 руб.

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8896c495aa9f00b1375c5e/jiloi-ili-sadovyi-dom-v-vodoohrannoi-zone-chto-nujno-znat-5da0129db477bf00b1ca6d69

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

•    наличия полного комплекса очистных сооружений;•    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;

•    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu

Участок попал в водоохранную зону, что делать?

Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы расскажем, какие могут возникнуть сложности, если Ваш участок и расположенный на нем дом (иное строение, сооружение) полностью или частично попали в водоохранную зону. Итак участок попал в водоохранную зону или прибрежную полосу, что делать?

незаконные работы в водоохранной зоне ручья

Достоверно известно, что в последние годы надзор за соблюдением природоохранного законодательства становится все более строгим, в том числе это касается водных объектов и прилегающих к ним территорий – водоохранных зон.

За несогласованную деятельность в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе сейчас можно получить целый ряд административных штрафов, например, за эксплуатацию здания без очистных сооружений, за земляные работы, размещение грунта на берегу и др.

Как же определить, что Ваш участок попал в водоохранную зону? Это можно сделать двумя способами.
Способ номер 1.

Найти Ваш участок на публичной кадастровой карте, во вкладке «слои» включить слой зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

После этого вдоль водного объекта должна появиться зеленая полоса, это и будет водоохранная зона. Смотрите, попадаете вы в пределы водоохранной зоны или нет.

Способ номер 2. Заказать выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) и в разделе «ограничения, обременения» посмотреть, есть обременение «водоохранная зона» или нет.
Указанные способы подойдут только, если водоток или водоем является крупным и его водоохранная зона внесена в ЕГРН. Как быть, если в ЕГРН она отсутствует?

Рекомендуем в такой ситуации руководствоваться общими требованиями ст.65 Водного кодекса и вначале самостоятельно определить расстояние от интересующего участка до уреза воды.
Предположим, мы выяснили, что участок попал в водоохранную зону. Давайте разбираться, какие это может иметь последствия,

Запреты в водоохранной зоне

Основную опасность нахождение в водоохранной зоне может представлять для собственников автозаправочных станции и СТО, если эти станции были построены после 2013 года. По иску природоохранного прокурора такие объекты могут снести, что порождает частые Земельные арбитражные споры по данной тематике. На те объекты, которые были возведены до 2013 года, законом установлена амнистия.

Возникает вопрос, как избежать сноса АЗС или СТО, если по документам они попали в границы водоохранной зоны.

Чтобы узаконить построенную АЗС или СТО, необходимо выполнить корректировку положения границы водоохранной зоны, что далеко не всегда возможно.

В каждой конкретной ситуации нужно проконсультироваться со специалистом в области природоохранного законодательства, который ведет судебные процессы по оспариванию водоохранной зоны.

Особенно важным обстоятельством при решении указанного вопроса будет являться наличие или отсутствие водоохранной зоны в ЕГРН. Если ее границы еще не установлены, то можно в бассейновые органы предложить свои варианты местоположения водоохранной зоны.
В этом случае Вам будет нужна помощь кадастрового инженера, который знает порядок определения границ водоохранных зон.

работы по определению границ земельного участка в водоохранной зоне

Часто имеют место случаи, когда дом попал в водоохранную зону. Было даже такое, что целый строящийся коттеджный поселок попал в водоохранную зону.
Тогда при возведении жилых домов может возникнуть много дополнительных проблем. Основным требованием к дому будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору.

Также при строительстве домов ИЖС в водоохранной зоне следует учитывать, что за складирование грунтов в прибрежной защитной полосе можно получить штраф до 400 тысяч рублей.
Когда вы будете получать разрешение на строительство в водоохранной зоне, а потом акт ввода в эксплуатацию, органы архитектуры могут запросить у вас документы, подтверждающие наличие очистных сооружений.

Давайте рассмотрим также вариант, когда предприятие попало в водоохранную зону. В этом случае важно, чтобы земельный юрист предложил четкий порядок действий. Необходимо следующее. 1. Проверить, действительно ли предприятие расположено в пределах водоохранной зоны.

2. Если это подтвердится, то далее – проверить, насколько виды деятельности предприятия согласуются с требованиями ст. 65 Водного кодекса.

Обращаем Ваше внимание, что позиция судов и надзорных органов не всегда совпадает с тем, как понимает и трактует данную норму закона человек, не имеющий юридической подготовки. Правильно истолковать соответствие или несоответствие видов деятельности указанной статье сможет юрист с опытом в природоохранном законодательстве.

3.Если предприятие попало в водоохранную зону и его деятельность противоречит ст.65 Водного кодекса – разобраться, как подвинуть водоохранную зону и возможно ли это сделать в данной конкретной ситуации.

Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать

Если участок расположен в береговой полосе общего пользования, то права собственника такого участка могут быть сильно ограничены. Он обязан предоставить право прохода по своей территории в пределах 20-ти метровой береговой зоны. Такая обязанность прямо предусматривается в ст.

6 Водного кодекса. Кроме того, такой участок может быть изъят в пользу государства по иску природоохранного прокурора. Особой проблемой может стать построенная баня на берегу, поскольку поведение объектов, препятствующих проходу (проезду) будет также являться нарушением законодательства.

незаконное ограждение подхода к ручью

Решением данного вопроса в ряде случаев может стать уточнение сведений о границе водного объекта (береговой линии), от которой устанавливается береговая полоса общего пользования.

Садовый участок попал в водоохранную зону

Это несколько менее сложный случай, поскольку для садоводств устанавливаются льготные условия. В садоводстве вместо очистных сооружений можно установить приемники из водонепроницаемых материалов.

Однако, следует учесть, что если садоводческий участок попал в водоохранную зону, однозначную правовую оценку по возможности ведения на нем хозяйственной деятельности сможет дать только природоохранный юрист.

Также следует иметь ввиду, что для ИЖС данные правила не распространяются.

Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%83-%D1%87%D1%82%D0%BE/

Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио

Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.

Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.

В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.

Правила застройки прибрежных зон

Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.

Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.

Разновидности водоемов

Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.

Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:

К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.

В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:

  • реки и ручьи;
  • водохранилища;
  • озера;
  • каналы;
  • моря.

Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.

Что такое водоохранная зона?

Водоохранной зоной называют участок земли, который находится на определенном расстоянии от береговой линии. За такими территориями ведется особый контроль, даже если ими владеют по праву собственности.

Чтобы понять, какие действия разрешены в водоохранной зоне, владельцу участка необходимо обратиться в федеральный орган и службу кадастрового учета. Официальный ответ будет содержать информацию из специального реестра.

Любое строительство или иную хозяйственную деятельность следует начинать только после получения документов, подтверждающих право на их проведение.

Границы водоохранной зоны

Их определяют для того, чтобы облегчить контроль за соблюдением режима использования на указанных участках. Последний становится частью комплекса мер, направленных на их благоустройство и защиту. Таким образом органы власти добиваются улучшения экологического, гидрологического, санитарного и гидробиологического состояния окружающей среды.

Ширину защищенной территории рассчитывают, ориентируясь на береговую линию. Последнюю определяют по уровню вод в теплое время года.

Согласно Водному кодексу (статья 65, часть 4) на участках указывают границы водоохранной зоны с учетом протяженности и ширины водного объекта:

  • 50 м – для рек и озер длиной меньше 10 км;
  • 100 м – от 10 до 50 км;
  • 200 м – больше 50 км.

Размер защитной полосы также зависит от такого показателя, как уклон берега.

Если водоем является источником питьевой воды, возле него устанавливают санитарную охрану. В этом случае на участке категорически запрещено заниматься строительством или иным видом деятельности.

Сведения о территориях, расположенных возле береговой линии, указываются в кадастровом паспорте на земельный участок.

Можно ли строить в водоохранной зоне?

Да. Прибрежную полосу и водоохранные территории разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачного строительства и садоводства. При соблюдении определенных условий такие земельные участки можно арендовать и приватизировать.

При соблюдении каких условий в водоохранных зонах разрешено строить дома? Их три:

  1. Объекты недвижимости должны быть оснащены фильтрационной системой;
  2. От собственника требуется соблюдение предписанных санитарных норм;
  3. Проектная документация должна пройти экологическую экспертизу.

Контроль за ведением строительства на прибрежной территории осуществляет Росприроднадзор.

Прибрежная защитная полоса

Водоохранная зона, в зависимости от удаленности от берега водоема, как правило, включает в себя 2 уровня:

  • Бечевник (или береговая полоса, водный сервитут);
  • Прибрежная защитная полоса.

Бечевником называется береговая полоса у кромки воды. Стандартная ширина бечевника составляет 20 м.

На таком участке запрещено любое строительство домов, не разрешается приватизация и аренда земли в этой зоне.

Каждый гражданин, в соответствии с законодательством, имеет свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха. Имейте это в виду, когда видите объявление с текстом «продается участок у воды».

Размер прибрежной защитной полосы определяется местными органами власти, и составляет от 20 до 100 метров.

В прибрежной защитной полосе запрещено любое строительство домов, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду.

То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть вашего участка, то можно разместить деревянный дом и подсобные строения за пределами полосы, а непосредственно на ее территории — сад или места отдыха.

Следует учитывать, что расстояние от кромки до окончания прибрежной защитной полосы на разных участках может сильно отличаться, в зависимости от статуса водоема, уклона берега и его местоположения. Например, для морей защитная полоса может составлять уже 500 метров. Вот почему эти данные следует уточнить в местной администрации.

Все, что дальше этих полос — может свободно продаваться и покупаться. На такие участки ограничений, согласно Водному и Земельному кодексу, не предусмотрено.

особенность участков у воды заключается в том, что их нельзя полностью огородить от посторонних.

Дело в том, что большинство водных объектов на территории РФ (реки, озера, водохранилища итп) являются государственной собственностью, а это значит, что ими может воспользоваться любой гражданин. Любые заборы и сооружения, мешающие свободному доступу к воде, считаются незаконными постройками.

Еще один важный нюанс: любые земельные участки, находящиеся в пределах береговой линии, нельзя приватизировать.

Важно учитывать, что для того, чтобы начать строительство дома или других построек в водоохранной зоне, нужно иметь оформленный договор аренды или свидетельство о праве собственности на выбранный участок.

Владельцу участка также придется получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство. Следует понимать, что если будут найдены какие-либо нарушения СНиПов относительно размещения построек на участке, то разрешение просто не выдадут.

Лицам, которые планируют открыть на таких территориях личное подсобное хозяйство (ЛПХ), следует учитывать, что вблизи береговой линии запрещен выпас животных, складирование грунта и распашка земли.

Есть установленные ограничения при использовании участков в целях с/х деятельности:

Ограничения при пользовании водоохранных зон

Предписанные правила запрещают размещать на прибрежной территории:

  • мусорные свалки, места захоронения отходов, кладбища и скотомогильники;
  • стоянки для автомобилей;
  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • строения, предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов и химических веществ.

Очистка берегов и самих водоемов — очень долгая и затратная процедура. Вот почему за такими территориями ведется строгий контроль, а границы прибрежной зоны отмечают соответствующими информационными знаками.

Отдельно отметим правила строительства на водоемах, которые находятся внутри частных территорий. По закону доступ к ним может иметь только собственник или арендатор.

В этом случае порядок их использования определяет частный собственник, а не государство. Это же касается оформления купли-продажи прибрежных участков и, примыкаемой к ним, прибрежной зоне. Если это частный пруд, то никаких ограничений к его застройке нет.

Заключение

Если вы планируете купить участок на берегу реки, озера или другого водоема следует внимательно ознакомиться с Водным кодексом РФ и другими законами об охране и эксплуатации водоохранных зон.

Также следует подать запрос в местную администрацию, чтобы получить точные параметры такой зоны непосредственно в месте прилегания участка к береговой линии. Они могут отличаться в зависимости от особенностей водоема, уклона берега, его использования и других характеристик.

Следует помнить, что при незаконном строительстве в прибрежной зоне, застройщик рискует получить не только штраф, но также рискует остаться без дома или даже понести уголовную ответственность (при значительном ущербе окружающей среде, ст. 26 УК РФ). Поэтому шутить с этим не стоит. Разумнее строить дом, не нарушая экологические нормы.

Водный кодекс РФ

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник: https://Nedvio.com/stroitelstvo-v-vodoohrannoy-zone/

Разъяснения юриста АПДКС по вопросу о водоохранных зонах

Статус ЛПХ и Водоохранная зона. Вопросы по рискам и ограничениям

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЕ
илинекоторые вопросы привлечения к административной ответственности

по части 1 статьи 8.42. Кодекса РФ об административных правонарушениях

В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Мнение, изложенное в данной статье, является правовой позицией определенного юриста, которое может кардинально не совпадать с мнением судей и иных полномочных представителей государственных органов.

Данная статья не преследует цель навязать чьё-то мнение и не подстрекает к каким-либо действиям.

Лица, согласившиеся с нижеуказанной правовой позицией, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, что:

1) несмотря на правовую позицию юриста, указанную в данной статье, они могут быть привлечены к административной ответственности в случае осуществления ими ближе 500 метров от уреза воды моря или ближе 50 метров от уреза воды озера, водохранилища, реки, ручья таких действий, как:

«движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие», а также иных действий, которые запрещены в границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов.

2) МР ОО «АПДКС» не берёт на себя обязанностей по защите их прав и законных интересов по каким-либо делам, в том числе по делам о привлечении их к административной ответственности по ч.1 ст.8.42. КоАП.

3) все действия, совершаемые ими, осуществляются на свой страх и риск.

МР ОО «АПДКС» рекомендует воздержаться от любых действий, которые могут быть расценены государственными органами и их должностными лицами как противоправное поведение, в том числе МР ОО «АПДКС» рекомендует не осуществлять ближе 500 метров от уреза воды моря или ближе 50 метров от уреза воды озера, водохранилища, реки, ручья таких действий, как:

«движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие», а также иных действий, которые запрещены действующим законодательством в границах водоохранных зон и в границах прибрежных защитных полос водных объектов.

Проведя анализ ответов государственных органов по вопросу границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установленных в городе Севастополе и Республике Крым, а также фактическое отсутствие в прибрежной зоне специальных информационных знаков, обозначающих такие границы, напрашивается логичный вывод о том, что:

На момент написания данной статьи в г.

Севастополе и Республике Крым НЕ УСТАНОВЛЕНЫ на местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Несмотря на то обстоятельство, что судебная практика по делам о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП является весьма противоречивой, автор статьи полагает, что при отсутствии:

установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»,

а также специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон (и/или) границы прибрежных защитных полос водных объектов,

ОТСУТСТВУЮТ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО     ч.1 ст. 8.42 КоАП по следующим основаниям:

 1.      Правонарушение, предусмотренное частью 1статьи 8.42. КоАП, является правонарушением с формальным составом, поскольку:

В науке административного права существуют 2-е разновидности составов административных правонарушений: материальный и формальный.

Правонарушения с материальным составом являются совершёнными при условии наступления определённых вредных последствий. Такие вредные последствия прямо прописаны законодателем в диспозициях этих статей КоАП.

В отличие от них, правонарушения с формальнымсоставом не требуют наступления вредных последствий и диспозиции этих статей КоАП не содержат указаний на вредные последствия.

Диспозиция части 1статьи 8.42. КоАП не содержит указаний на вредные последствия: «Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности».

 Следовательно, правонарушение, предусмотренное частью 1статьи 8.42. КоАПявляется правонарушением с формальным составом.

 2.      В тоже время, из содержания статьи 2.2. КоАП«ФОРМЫ ВИНЫ» и науки административного права следует, что:

Для формальных составов правонарушений (в отличие от материальных) характерна толькоумышленная вина, которая заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.

То есть СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушений с формальным составом предусматривает только умышленную вину.

В случае отсутствия умышленной вины, отсутствует и состав такого правонарушения, поскольку отсутствует СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА как обязательная его часть.

 Так, согласно статьи 2.2. КоАП«ФОРМЫ ВИНЫ»:

«1.  Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Обращаю внимание на то обстоятельство, что в части 2 статьи 2.2. КоАП, где дано определение понятию «совершенным по неосторожности», во всех случаях указано на вредные последствия, каких НЕТ при формальном составе правонарушения.

 При этом в части 1 статьи 2.2. КоАП, где дано определение понятию «совершенным умышленно», предусмотрен один случай, не связанный с вредными последствиями: когда лицо «сознавало противоправный характер своего действия (бездействия)».

 Следовательно, правонарушение с формальным составом можно совершить только в форме умышленной вины, или не совершить вовсе.

 Таким образом, СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 8.42. КоАП, характеризуется умышленной виной, при отсутствии которой отсутствует и состав данного правонарушения.

3.      В соответствии со статьёй 1.5.КоАП «ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ»:

«Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина…

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица…».

Следовательно, обязанность доказывания вины, лежит на судье, органе, должностном лице, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а не на лице, привлекаемом к административной ответственности.

 Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 1статьи 8.42. КоАПсудьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должна быть доказана умышленная вина в совершении действий, предусмотренных диспозицией, а именно:

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, осознавало противоправный характер своих действий по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.

 На взгляд автора данной статьи, является очевидным тот факт, что при отсутствии:

установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»,

– а также специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон (и/или) границы прибрежных защитных полос водных объектов,

ОТСУТСТВУЮТ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО       ч. 1 ст. 8.42 КоАП.

Скачать эту статью в формате PDF

Источник: https://apdks.ru/?p=1129

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: