Ведение трудовых книжек должно подчиняться общим правилам. При внесении в нее данных работодатель может допустить ошибки и неточности. Это может повлечь за собой определенные негативные последствия: утрату части пенсии, нанесение репутационного ущерба и пр.
Работодателю может потребоваться внесение исправлений в трудовую книжку как при допущении ошибок, неточностей и опечаток специалистов кадровой службы, так и для того, чтобы исправить ошибки предыдущего работодателя.
В каких случаях вносятся исправления о недействительности записи
При внесении исправлений в трудовую книжку работодателю следует руководствоваться:
- Трудовым кодексом, например, при определении оснований для увольнения и прочих данных (по Главе 13).
- Правилами ведения и хранения трудовых книжек от 2003 года №225.
- Инструкцией по заполнению трудовых книжек, которая была утверждена в 2003 году №69.
В зависимости от того, в каком именно разделе трудовой книжки была допущена ошибка или неточность, для работодателя предусмотрено три варианта исправления информации:
- Сделать отметку о недействительности записи в трудовой книжке.
- Зачеркнуть ошибочные сведения.
- Дополнить имеющиеся данные актуальной информацией (например, если сотрудник получил высшее образование и его профессия изменилась).
Отметка сотрудников кадровой службы о том, что запись из трудовой книжки можно считать недействительной, проставляется только в разделах, которые посвящены месту работы сотрудника и имеющимся у него наградам (по п. 30 Правил №225).
Также в п. 30 Правил №225 сказано, что вместо отметки о признании определенной записи недействительной в нее вносится отметка с достоверными сведениями. Прописанный здесь порядок исправления записи в трудовых книжках распространяется и на такие ситуации, когда в книжку вносятся данные о переводе сотрудника на другое рабочее место или при его увольнении из компании, когда такое увольнение через какое–то время признано незаконным и аннулировано.
Корректировки допускается внести как нынешним работодателем, так и в компании, в которой ошибки были допущены при заполнении трудовой книжки. В первом случае запись считается недействительной на основании официального документа по п. 27 правил №225.
Текущая фирма исправляет ошибочные сведения при ликвидации прежнего места работы своего сотрудника по п. 28 правил №225.
Как внести исправления
Работодателю особенно важно учитывать следующее правило: при исправлении недостоверной информации в трудовой книжке ему не допускается использовать корректоры или лезвия. Любые правки производятся исключительно через признание отдельной записи недействительной и ошибочной.
Исправления в трудовую книжку о недействительности записи вносятся в разделы, которые содержат информацию о местах работы сотрудника или о его награждениях. Эти пояснения содержатся в п. 1.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек №69 от 2003 года. В указанном документе отмечается, что в трудовой книжке должна появиться запись о недействительности внесенной информации. Для этого:
- В 1 графе указывается хронологический номер такой записи. Номер указывается по порядку, причем не имеет значения, какая из записей по счету будет корректироваться с помощью данного исправления. Например, если корректировке подлежит запись №2, а всего на текущий момент 6 записей, то исправляющая запись будет иметь №7.
- Во второй графе трудовой книжки проставляется дата внесения корректировочных отметок в формате хх.хх.хххх.
- В третью графу вносится непосредственно корректировочная запись «Например, запись №2 недействительна».
- В графу 4 вносятся реквизиты документа, на основании которого сделана корректировка. Например, если фирма исправляла собственные ошибки, то это будет внутренний локальный акт, а если ошибки прошлого работодателя – то это реквизиты предоставленной сотруднику справки или выписки по прошлому месту работы.
На этом корректировка сведений считается завершенной. Сотруднику остается только произвести правильную запись в трудовую книжку.
Неточности в порядковом номере записи, дате внесения, содержании и реквизитах документа исправляются в общем порядке.
Пропущенные записи вносятся в трудовую книжку в любое время, когда стало известно о том, что здесь содержится неполная информация. При этом все остальные записи признавать недействительными не нужно, они являются верными.
При необходимости внесения изменений в раздел с поощрениями после признания записи недействительной вписывается верная информация: дата и номер получения вознаграждения, данные о полученном работником поощрении, реквизиты нормативно-правового акта.
Здесь приведен общий порядок внесения исправлений в трудовую книжку, но на практике возникают специфические ошибки, исправление которых не урегулировано законодательно. Такие неточности исправляются, согласно сложившейся в кадровом делопроизводстве практике, на основании аналогичных примеров самостоятельно специалистами кадровой службы.
В случае признания увольнения недействительным отметка об этом вносится в трудовую книжку в общем порядке. При этом по заявлению работника ему могут выдать дубликат трудовой книжки, в котором вовсе не будет отметки о незаконном увольнении.
Трудовая книжка имеет ограниченное количество страниц. Если строчек в трудовой книжке не хватает, то специалист кадровой службы оформляет вкладыш. Этот документ хранится вместе с трудовой книжкой. Особых правил для внесения исправлений во вкладыш трудовой книжки не предусмотрено: это делается по общему алгоритму.
Таким образом, запись, которая внесена в трудовую книжку по ошибке, считается недействительной, только когда ошибка допущена в разделе с информацией о месте работы сотрудника или имеющихся у него наградах. Для этого необходимо в хронологическом порядке внести запись о недействительности ошибочной записи и далее сделать правильную заметку. В графе 4 трудовой книжки в обязательном порядке необходимо прописать документ, который послужил основанием для внесения исправлений. Исправления в трудовую книжку вносятся как прошлым работодателем, который допустил ошибку, так и нынешним. Свидетельские показания не могут стать основой для исправления. Зачеркивание или замазывание неправильных записей не допускается.
Здравствуйте. У нас такая проблема. Кадровик при увольнении работников по собственному желанию в трудовых книжках указывал не п.3 ст.77 ТК как нужно, а статью 80. Что нам теперь делать?
Добрый день. Ответственное лицо за неправильное ведение трудовых книжек и нарушение трудового законодательства может быть привлечен к административной ответственности по ст.5.27 КоАП. Неправильные записи нужно обязательно исправить. Сделать это может новый работодатель уволенных сотрудников. Для этого им предоставляется на руки подтверждающий документ, например, выписка из приказа, которая подтверждает основание для увольнения.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, мы приняли в штат работника 15 июня, а бухгалтер случайно написал 15 июля. Что теперь делать? как исправить трудовую книжку?
Ответ на ваш вопрос есть в статье. В трудовой книжке указывается «Запись № … считать недействительной.»
Следом делается правильная запись с нужной датой.
А скажите как быть если: в графе с «№ записи» проставлен порядковый номер не 20, а 020?
Такую запись можно не исправлять