Страхование направлено на защиту интересов тех лиц, которые заключают страховой договор. Осуществляется оно, как правило, для защиты существующих имущественных и неимущественных интересов. На сегодняшний день сфера страхования достаточно широко распространена, что влияет на существенное расширение преступлений мошеннического характера.
Понятие и нормативная основа защиты
Понятие преступлений, относимых к страховой сфере, содержится в статье 159.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации. К таким преступлениям относятся мошеннические действия, направленные на похищение денежных средств у участников страховых правоотношений, то есть у страхователя или страховщика.
Осуществляться такое хищение может как участниками таких правоотношений, так и лицами, являющимися посторонними в них, например, родственники выгодоприобретателей (страхователей).
В соответствии с положениями статьи 159.5 наказываться мошенничество в сфере страхования может несколькими способами — от штрафа с максимальной суммой выплаты до одного миллиона рублей (может быть как самостоятельным наказанием, так и назначенным в качестве дополнительного к лишению свободы) до непосредственного лишения свободы на срок не более десяти лет (по преступлению о мошенничестве, если будет обнаружен ещё какой-то состав преступления, размер наказания меняется и назначается по совокупности).
Конкретный вид и размер наказания установит суд при изучении всех имеющихся материалов по делу.
Виды мошенничества
При совершении мошеннических преступлений в сфере страхования разделение на виды осуществляется на основании того, кто именно совершает такое преступление — страхователь (то есть выгодоприобретатель под оговорку страхования) или страховщик.
Для последнего характерны следующие виды мошенничества:
- назначение фиктивных страховых выплат (если таковые предусмотрены договором страхования) по реально существующим полисам. В этом случае выплата по реальному страховому случаю может не состояться, так как страховая компания может отказать в ней ввиду того, что одно возмещение ущерба уже было. В ходе такой мошеннической схемы страдают интересы не только страховой компании от деятельности ее недобросовестного сотрудника, но и страхователя, чей полис использовался для реализации мошеннической схемы;
- заключение «липовых» страховых договоров, направленных на получение страховых возмещений по несуществующим страховым случаям. Ущерб наносится страховой компании со стороны её сотрудников;
- в отношении страхователей со стороны сотрудников страховых компаний также могут совершаться преступления мошеннического характера, одним из наиболее распространённых среди которых является навязывание дополнительных услуг в скрытом варианте с увеличением суммы страхового вознаграждения (осуществляется также скрытым способом, то есть клиент не информируется). В настоящее время такой вид мошенничества чаще всего используется в сфере автострахования;
- ввод заведомо ложных данных в специальные программы расчета сумм выплат и предварительно вносимого страхового вознаграждения. Выполнение такой схемы может осуществляться двумя способами — против страховой компании, когда соучастником становится страхователь (он предоставляет заведомо ложные сведения) или против страхователя, когда последний предоставляет верные сведения, но в базу вносятся искаженные, что ухудшает положение страхователя;
- перепродажа клиентских баз заинтересованным лицам или конкурентам.
Со стороны страхователя также могут совершаться мошеннические действия, а именно:
- предоставление страховщику заведомо ложных сведений, которые ставят целью получить как можно денежных средств в качестве компенсации от страховой компании;
- предоставление фиктивной информации о наступлении страхового случая (в некоторых случаях такая информация может быть предоставлена несколько раз, если страховым договором предусмотрена возможность обращаться в любой офис компании-страховщика, расположенного на территории Российской Федерации.
Кроме мошенничества с отечественными страховыми компаниями нередкими являются и случаи совершения аналогичных преступлений с участием международных страховых групп и организаций.
Порядок противодействия
Как уже говорилось выше, за преступления мошеннического содержания, совершаемые в страховой сфере, ответственность назначается по статье 159.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В рамках этой статьи есть и свой механизм противодействия, который имеет различия в случаях, когда преступление направлено против страховщика или против страхователя.
Если речь идёт о страхователе как о потерпевшем, то порядок защиты ущемлённых интересов является стандартным для дел о мошенничестве: проведение проверки по факту мошеннических действий проводится сотрудниками полиции в течение тридцати дней с момента подачи заявления потерпевшим в органы полиции по месту жительства.
В случае, если жертвой мошенников стала страховая компания, порядок действий меняется и выглядит следующим образом:
- служба безопасности страховой компании проводит проверку по факту выявленных действий, которые могут быть расценены как мошеннические. При проведении проверки происходит сбор доказательств, которые в дальнейшем могут быть представлены в суде потерпевшей стороной, то есть представителем страховщика;
- по итогам проверки подаётся заявление в полицию по месту юридической регистрации головного подразделения или регионального филиала либо по месту территориального филиала, в котором был обнаружен факт мошенничества. Рассмотрение заявления проводится в течение тридцати дней, в рамках которых осуществляется также и проверка всех предоставленных доказательств;
- в случае, если содержание заявления подтверждается, производится возбуждение уголовного дела по соответствующей статье и его непосредственное уголовное расследование с последующей его передачей в суд.
По этой причине государством разработан специальный порядок привлечения к ответственности за преступления в этой сфере.