- Требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ
- Что обеспечивает
- Какие требования предъявляют
- Как получить
- Как проверяют
- Что делать, если не принимают
- Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы
- Особенности и виды банковских гарантий
- Реестр банковских гарантий
- Предъявляемые требования
- Срок гарантии и ее сумма
- Перечень банков
- Форма и содержание банковской гарантии
- Схема работы
- Как оформить
- Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования, образец формы и порядок оформления
- Банковская гарантия по 223-ФЗ: особенности
- Требования
- Список банков
- Форма банковской гарантии
- Как оформить банковскую гарантию
- Планирование закупок по Закону № 223-ФЗ
- Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ
- Изменения плана закупок по 223-ФЗ
- План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
- Закупки у СМП по 223-ФЗ
- Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ
Требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ
Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ:
- соответствие требованиям заказчика, которые он указал в закупочной документации;
- соответствие правилам оформления таких документов, установленным Гражданским кодексом.
Возможность предоставить обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ обозначена в ч. 25 ст. 3.2. 223-ФЗ. Этот закон не устанавливает конкретных требований к обеспечительным документам, как это делает 44-ФЗ, поэтому госкорпорации вправе определять такие требования самостоятельно в закупочной документации.
Возможность законодательного установления таких требований в ФЗ-223 рассматривалась, но пока существует только в виде проекта.
Основным законодательным актом, устанавливающим эти требования, является Гражданский кодекс, в частности ст. 368 ГК регулирует требования к форме и содержанию этого документа.
Что обеспечивает
Госкорпорация в закупочной документации самостоятельно определяет, что участники закупки вправе обеспечивать с помощью поручительства от кредитной организации. В зависимости от того, что обеспечивается таким образом, выделяются следующие виды:
- Банковская гарантия для обеспечения заявки по 223-ФЗ. Она подается на этапе направления заявки на участие в процедуре и предназначена для страховки корпорации от незаконного уклонения участника от участия в закупке или заключения контракта, если он стал победителем. Если никаких нарушений со стороны участника не последовало, независимо от того, одержал он победу или нет, средства по документу не взыскиваются.
- Банковская гарантия на исполнение контракта по 223-ФЗ. Она предназначена страховать организатора закупки от ненадлежащего выполнения его контрагентом обязательств по договору. Если возникают основания для денежных взысканий, например взыскание пени или штрафов, предусмотренных договором, госкорпорация вправе обратиться в банк-гарант для выплаты этих средств. В зависимости от предмета договора выделяются гарантии на результат работ по 223-ФЗ, поставленный товар или оказанные услуги.
- Некоторые корпорации устанавливают требование обеспечения аванса по договору. Оно вводится, чтобы у заказчика, выдавшего аванс, была уверенность, что эти средства вернутся ему в случае ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязанностей. В каждой конкретной закупке обстоятельство, нужна ли банковская гарантия на аванс по 223-ФЗ или нет, отмечается госкорпорацией в документации.
Какие требования предъявляют
В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте указывается следующая информация:
- дата выдачи;
- состав сторон: кто является принципалом — поставщик, исполнитель или подрядчик, бенефициаром — заказчик и гарантом — банк;
- обязательство, которое обеспечивается документом;
- сумма;
- срок действия;
- обстоятельства, при наступлении которых выплачивается сумма.
Требования госкорпораций основываются на перечисленных условиях, но в закупочной документации конкретизируются:
- Устанавливается срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ — как правило, требуется, чтобы он перекрывал как минимум на месяц срок исполнения обязательств по договору. В документации также предусматривается продление банковской гарантии 223-ФЗ, если стороны изменят срок исполнения договора.
- Госкорпорация вправе предусмотреть перечень банков, которые считает приемлемыми для выдачи документа на обеспечение конкретной закупки, либо перечислить требования к банку-гаранту, не перечисляя конкретные организации.
- Устанавливается сумма гарантии.
- Важное требование — банковское поручительство предполагается безотзывным.
Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44. Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации.
№ | Перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются |
1 | ПАО «Сбербанк России» |
2 | ПАО «Банк ВТБ» |
3 | АО «Газпромбанк» |
4 | ПАО «ФК Открытие» |
5 | АО «Альфа-Банк» |
6 | ПАО «Московский кредитный банк» |
7 | ПАО «Промсвязьбанк» |
8 | АО «Райффайзенбанк» |
9 | АО «АБ Россия» |
10 | АО «Всероссийский Банк Развития Регионов» |
11 | ПАО «Московский индустриальный банк» |
12 | ПАО «Зенит» |
13 | ПАО «Возрождение» |
14 | АО «Новикомбанк» |
15 | АО «Нордеа» |
16 | АО «Транскапиталбанк» |
17 | АО «АКБ РосЕвроБанк» |
18 | ООО «Банк Сберегательно-кредитного сервиса» |
19 | ПАО «МТС-Банк» |
20 | ПАО «АКБ Авангард» |
21 | ООО «Банк Аверс» |
22 | АО «Локо-Банк» |
23 | ПАО «АКБ Металлинвестбанк» |
24 | АО «БНП Париба Банк» |
25 | ООО «Дойче Банк» |
26 | АО «КредиАгреголь КИБ» |
27 | ЗАО «Коммерцбанк (Евразия)» |
28 | АО «АКБ БЭНК ОФ ЧАЙНА» |
Как получить
Чтобы получить банковскую гарантию, необходимо обратиться в кредитную организацию с соответствующим запросом, заключить с ней соглашение, оплатить услугу и получить документ.
Варианты возникают на этапе выбора конкретной кредитной организации:
- если госкорпорация в документации установила закрытый перечень банков, документы которых она готова принять, следует подробно изучить этот список и выбрать кредитную организацию из числа указанных в нем;
- если у заказчика такой список отсутствует, принципал вправе обратиться к перечню Минфина, в который входят банки, уполномоченные работать с закупками по ФЗ-44, т. к. списка банков, в которых получают банковскую гарантию по ФЗ-223, нет;
- оформляют обеспечение и на сайтах торговых площадок;
- если госкорпорация своего списка не предоставила, а к перечню Минфина принципал обращаться не хочет, он вправе выбрать банк на свое усмотрение, например тот, с которым он сотрудничает на постоянной основе.
Каким бы вариантом ни воспользовался при выборе банка-гаранта принципал, важно, чтобы он обладал действующей лицензией на осуществление банковской деятельности.
Когда получаете гарантию, обратите внимание, что многие заказчики включают рекомендуемую форму в документацию. Вот пример.
Как проверяют
При получении обеспечительного документа, прежде чем официально его принять, заказчик проводит тщательную проверку документа. В рамках такой проверки заказчик:
- знакомится с самим документом, проверяет, что он оформлен на официальном бланке банка, содержит всю установленную информацию, содержание документа соответствует требованиям, например установлен необходимый размер банковской гарантии по 223-ФЗ и срок ее действия;
- делает запрос в банк-гарант для подтверждения выдачи документа;
- проверяет открытую информацию о банке-гаранте, в том числе о том, имеется ли у него лицензия, не находится ли он в стадии банкротства и т. д.;
- при необходимости обращается с запросом в ЦБ РФ.
Что делать, если не принимают
Заказчик вправе не принять обеспечение, но такой отказ аргументируется и подкрепляется нормой закона или правилом, установленным положением о закупке заказчика или тендерной документацией. В частности:
- Документацией или положением заказчик вправе установить необходимость предоставления документа в бумажном виде. Если принципал оформил только электронную версию, чтобы ее приняли, необходимо запросить у банка бумажный вариант.
- Спорной является ситуация, когда после выдачи обеспечения у банка-гаранта отзывают лицензию. Если в положении о закупке или в документации нет указания на необходимость переоформления документов в таких ситуациях, он сохраняет действие и принимается заказчиком. Однако если такое указание от заказчика есть, то принципалу придется переоформить обеспечение в другом банке.
В любом случае, получив отказ, следует прежде всего проверить, соблюдаются ли в гарантии требования к банкам для выдачи банковских гарантий по 223-ФЗ и тексту документа, установленные заказчиком.
Источник: https://goskontract.ru/tender/novye-pravila-dlya-bankovskikh-garantiy-po-223-fz
Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы
Обеспечение в рамках 223-ФЗ может иметь форму денежных средств, банковской гарантии или предоставляться иным способом, который указан в Гражданском кодексе (кроме случаев проведения закупки по правилам ст. 3.4 223-ФЗ). При этом выбор способа обеспечения из тех, которые указал заказчик в извещении о проведении конкурентных торгов, относится к компетенции поставщика.
Особенности и виды банковских гарантий
В закупках по 223-ФЗ, в которых заказчик устанавливает требование о внесении обеспечения, поставщики могут использовать такую удобную форму обеспечения, как банковская гарантия. В рамках закупок банковская гарантия может использоваться для обеспечения исполнения контракта, обеспечения заявки или возврата аванса.
Обеспечение представляет собой законный способ по снижению рисков заключения контракта с недобросовестным поставщиком для заказчика. В частности, обеспечение сокращает риски уклонения победителя закупки от подписания контракта, неисполнения взятых на себя обязательств в рамках достигнутой договоренности или же нецелевого расходования аванса и пр.
В ст. 368 Гражданского кодекса подчеркивается, что банковские гарантии являются независимой формой гарантии и являются финансовой услугой, согласно которой, банк или кредитное учреждение (по 223-ФЗ гарантию может выдать только банк) берут обязательство выплатить денежные средства при ненадлежащем исполнении участником закупок своих обязательств.
Получение банковской гарантии вместо внесения обеспечения в денежной форме имеет целый ряд преимуществ для поставщика. Так, получение гарантии обойдется для поставщика дешевле, чем оформление кредита на ту же сумму.
Обеспечение в виде гарантии позволяет поставщику не отвлекать средства из оборота, и они сохраняются в бизнесе.
Достаточно большое количество банков оформляют отсрочку платежа по внесению стоимости гарантии, что особенно предпочтительно для поставщика, у которого нет в распоряжении свободных средств.
Реестр банковских гарантий
По 44-ФЗ банковская гарантия подлежит включению в реестр банковских гарантий.
Без включения гарантии в реестр она считается недействительной, и заказчик не может принять такую гарантию, как обеспечение контракта.
Ранее реестр банковских гарантий был доступен для ознакомления всем желающим, но по новым правилам реестр по 44-ФЗ стал закрытым, и информация в нем открыта только для заказчиков.
В 223-ФЗ такого требования не предусмотрено и реестр банковских гарантий по этому закону не ведется. Поэтому заказчик может и даже обязан принимать гарантию, не внесенную в реестр. Порядок проверки гарантий в рамках 223-ФЗ не прописан.
Предъявляемые требования
На основании 223-ФЗ требования к банковской гарантии по большей части находятся в компетенции заказчика. Сам закон устанавливает лишь рамочные условия в части внесения обеспечения.
Но требования, которые устанавливает заказчик к банковской гарантии, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса и прочих нормативно-правовых актов.
Обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии производится по правилам параграфа 6 Главы 23 ГК.
В 223-ФЗ банковской гарантии посвящена ч. 25 ст. 3.2. Здесь сказано, что заказчик может предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявки на участие в закупках. Обеспечение заявок по объективным причинам предусмотрено только в конкурентных закупках.
В Положении о закупках заказчику необходимо детально прописать порядок внесения обеспечения, в какие сроки производится возврат, и на каких основаниях допускается возврат.
На то, что Положение о закупках в рамках 223-ФЗ имеет приоритет при осуществлении закупочной деятельности для заказчика, прямо говориться в ч.
2 ст. 2 223-ФЗ. При разработке Положения о закупке в части предоставления банковских гарантий заказчик вправе ориентироваться на нормы 44-ФЗ, в частности, на ст. 45 44-ФЗ, где весьма подробно регламентированы требования к гарантиям.
При формировании требований к гарантии заказчики также могут опираться на положения Постановления Правительства №1005 от 2013 года.
В извещении о проведении закупки и закупочной документации заказчик должен указать размер обеспечения, а также прочие требования к обеспечению (в частности, условия банковской гарантии).
Основное требование законодательства к банковской гарантии состоит в том, что она должна иметь безотзывной характер. Безотзывной характер указывает на невозможность отзыва гарантии участником в одностороннем порядке.
Такие требования, как размер обеспечения, гарантийные случаи, сроки действия гарантии, требования к банкам-гарантам и ее дополнительные условия определяются заказчиком.
Также банковская гарантия обязательно должна иметь сроки действия. Заказчик в Положении о закупках должен прописать сроки, в течение которого он должен одобрить или отвергнуть гарантию. В гарантии прописываются все обязательства участников закупки.
Срок гарантии и ее сумма
Срок действия гарантии и ее сумма определяется по усмотрению заказчика. При определении сроков гарантии нужно учитывать, что они не могут быть меньше срока исполнения обязательств поставщика.
Обычно сроки действия гарантии устанавливаются по аналогии с 44-ФЗ, и они как минимум на месяц должны превышать сроки приема заявок на участие в закупке или на 1-2 месяца – срока исполнения контракта.
Заказчики не устанавливают требование о внесении обеспечения заявки на участие в закупке и контракта при НМЦК до 5 млн р. Если же цена контракта превышает 5 млн р., то заказчик может установить требование о внесении обеспечения. При внесении обеспечения заявки его размер не должен превышать 5%.
В рамках 44-ФЗ заказчик обязан при стоимости контракта более 50 млн р. требовать внесения обеспечения исполнения контракта. Его сумма должна составлять 10-30% от НМЦК.
В рамках 223-ФЗ заказчик не имеет обязанности обосновывать начальную цену контракта, но обычно сумма гарантии так же устанавливается, как 10-30% цены договора или приравнивается к авансу.
Сумма гарантии для каждой компании-поставщика определяется индивидуально и зависит от цены договора.
Банк-гарант определяет размер одобренной гарантии поставщику самостоятельно, но ее предельное значение не может по нормативам превышать 10% от величины капитала.
Перечень банков
На основании 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Так, гарант должен входить в перечень банков от Минфина, соответствующий требованиям законодательства.
В рамках 223-ФЗ к банку-гаранту не предъявляются требования о нахождении в официальном перечне от Минфина. Но заказчики по 223-ФЗ часто требуют, чтобы банк-гарант находился в перечне от Минфина (в нем представлено около 300 организаций), а также предъявляют иные требования по аналогии с 44-ФЗ. К таким требованиям относятся:
- наличие у банка-гаранта собственных средств в размере не менее 1 млрд р.;
- наличие лицензии на ведение банковской деятельности;
- срок работы – не менее 5 лет.
Заказчики вправе предъявлять дополнительные требования. Например, участие в системе страхования, удовлетворительный уровень кредитоспособности, наличие долгосрочного рейтинга международных компаний, проведение верификации гарантий и пр.
Форма и содержание банковской гарантии
На основании п. 4 ст. 368 Гражданского кодекса в банковской гарантии необходимо прописать следующие условия:
- Дата выдачи банковской гарантии.
- Сведения о принципале – это должник по обязательствам: в данном случае поставщик или исполнитель.
- Сведения о бенефициаре – это то лицо, которое станет выгодоприобретателем при наступлении гарантийного случая: это заказчик по 223-ФЗ. В качестве бенефициаров в 223-ФЗ выступают госкорпорации, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, бюджетные организации, дочерние общества с государственным участием и пр.
- Гарант – это банк, выступающий гарантом принципала и выплачивающий сумму гарантийного обязательства при предъявлении требований бенефициаром.
- Основное обязательство, которое обеспечивается гарантийными обязательствами.
- Обстоятельства, при наступлении которых производятся выплаты по гарантии (это уклонение от подписания договора, невыполнение обязательств по контракту и нарушение его существенных условий).
- Сумма банковской гарантии, которая подлежит уплате гарантом в пользу заказчика в установленных законом и договором случаях.
- Срок действия гарантии – определяется по соглашению сторон.
- Документы, которые обязан предоставить заказчик в банк при наступлении гарантийного случая.
Унифицированной формы банковской гарантии и ее рекомендованного образца законом не предусмотрено. Образец формы банковской гарантии по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.
Схема работы
На основании ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ участнику закупки возвращают обеспечение заявки на участие в закупке в установленные сроки.
Участнику закупки не перечисляют назад внесенное им обеспечение при уклонении от подписания договора и непредоставлении или предоставлении с нарушением требований обеспечения исполнения договора.
В случае если обеспечение заявки было внесено не в денежной форме, а в виде банковской гарантии, то схема работы следующая. При наступлении гарантийного случая заказчик обращается к банку-гаранту с письменным требованием.
Гарант перечисляет сумму обеспечения в адрес заказчика, а затем предъявляет требование о возврате обеспечения поставщику.
Как оформить
Получить гарантию может любой зарегистрированный в соответствии с российскими законами предприниматель или юрлицо с безубыточными бизнес-показателями в последние полгода. Конкретные требования (в частности, минимальный срок работы на рынке) определяются по усмотрению банка-гаранта.
Для оформления банковской гарантии поставщику стоит придерживаться следующего порядка действий:
- Он обращается в банк-гарант с заявлением на получение гарантии и определенным комплектом документов. Такой комплект документов включает сведения для подтверждения благонадежности поставщика и финансовой стабильности. В состав документов входят учредительные и финансовые документы, бухгалтерская и налоговая отчетность. В банк также передается информация о тендере или заключаемом поставщиком контракте.
- Банк-гарант рассматривает поступившие документы, анализирует платежеспособность компании и принимает решение о соответствии поставщика требованиям банка к принципалам. Стоит отметить, что слишком лояльные требования банка к поставщикам должны насторожить (например, готовность оформить гарантию за несколько часов только по паспорту ИП или выписке из ЕГРЮЛ). Это может указывать на наличие у банка финансовых сложностей.
- Поставщик вносит комиссию за оформление гарантии и подписывает договор с банком. Иногда для получения банковской гарантии от поставщика требуют выполнения дополнительных условий: предоставления поручительства или залога, открытие депозита в банке-гаранте, приобретение векселей на определенную сумму и пр.
Оформление банковской гарантии может занимать от 1 дня для компаний, которые ранее работали с банком или имеют предварительное одобрение лимита гарантии, до 7-10 дней. Поэтому поставщику стоит позаботиться об одобрении гарантии заблаговременно.
Стоимость гарантии для поставщика напрямую определяется размером комиссии банка. Она составляет 2-10% от суммы выданной гарантии (средние комиссионные составляют 2,5%).
На размер комиссионных влияет множество факторов, включая сроки действия гарантии, ее величину, предварительный опыт сотрудничества и предмет гарантии.
Таким образом, банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий контракта или подписания договора по 223-ФЗ.
В случае ненадлежащего исполнения условий договора поставщиком или своих обязанностей, как участника закупки, риски принимает на себя банк-гарант. В 223-ФЗ не предъявляются строгие требования к банковской гарантии.
Сведения о сроках, сумме, требования к банку-гаранту и прочие условия фиксируются заказчиком в Положении о закупках. Для получения гарантии поставщику стоит обратиться в банк, пройти процедуру проверки платежеспособности и подписать контракт.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://pravo.team/zakupki/223/bankovskay-garantia-2.html
Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования, образец формы и порядок оформления
Банковские гарантии являются наиболее надежным и удобным способом подстраховки в исполнении контракта. Они выступают формой обеспечения в части выполнения обязательств по договору подрядчиком или исполнителем.
Гарантия нужна заказчику для минимизации рисков того, что поставщик не исполнит взятые на себя обязательства и не исполнит условия контракта. При этом все финансовые риски срыва сделки берет на себя банк, предоставивший гарантию.
Банковская гарантия по 223-ФЗ: особенности
Гарантия подтверждает серьезность намерений участника, его финансовую состоятельность и позволяет заказчику покрыть возникшие убытки при срыве контракта.
Порядок получения банковской гарантии по 223-ФЗ имеет определенные отличия от процедуры ее оформления по 44-ФЗ. Можно сказать, что главной отличительной чертой гарантии по 223-ФЗ является большее число полномочий, которое передается заказчику при установке требований к предъявляемой гарантии.
Законодательство в данном случае лишь определяет общие условия государственной закупки. Тогда как в рамках 44-ФЗ закон устанавливает жесткие требования к форме документа, а также к банкам, которые могут выпускать такую гарантию.
Важными отличительными чертами оформления банковской гарантии по 223-ФЗ являются:
- Требование об обязательном нахождении банковской гарантии в едином реестре ЕРБГ не является обязательным. Законодательство не обязывает исполнителя вносить полученную им гарантию в единый реестр. Тогда как без наличия банковской гарантии в реестре при 44-ФЗ заказчик может отказать подрядчику в заключении контракта. За ведение реестра банковских гарантий по 44-ФЗ отвечает Федеральное казначейство. Если гарантии при закупках по 44-ФЗ нет в этом реестре, то значит, она не является подлинной.
- Законодательство не содержит указание на список банков, которые могут оформить гарантию. Требования к банкам формируются самими заказчиками. Гарантии по 44-ФЗ выдаются только финансовыми учреждениями, которые представлены в реестре: их капитал не может быть менее 300 млн. р., им должен быть присвоен рейтинг Эксперт или АКРА.
- Закон 223 не регламентирует размер обеспечения. Тогда как по ФЗ-44 при сумме контракта свыше 50 млн. р. обеспечение устанавливается в размере 10-30%.
ФЗ-223 содержит указание на несколько разновидностей банковских гарантий. Они включают:
- гарантии для исполнения государственного контракта (они обязывают выплатить определенную сумму заказчику банком при условии нарушения исполнителем условий договора или при отказе от заключения контракта в принципе);
- гарантии под обеспечение поступившей заявки от подрядчика, который собрался принять участие в аукционе или конкурсе (они подтверждают серьезность намерений подрядчика подписать в дальнейшем контракт);
- гарантии возврата аванса, полученного в рамках госконтракта (если заключенный контракт подразумевал перечисления авансового платежа, то гарантия подтвердит, что он собирается исполнить обязательства по договору).
Стоит отметить, что многие заказчики по 223-ФЗ прописывают условие об обязательном наличии банковской гарантии для обеспечения контракта. Такая форма обеспечения имеет немало преимуществ и для самого исполнителя. Так, ему выгоднее оформить гарантию, чем получать в банке кредит для внесения обеспечения в денежной форме.
При наличии банковской гарантии исполнитель также может рассчитывать на авансовый платеж, что является неоспоримым плюсом.
Требования
Несмотря на достаточную лояльность 223-ФЗ в части требований к банковской гарантии, некоторые из них установлены законом. Так, банковская гарантия должна отвечать таким условиям:
- Она должна быть безотзывной (это значит, что банк гарантирует исполнить взятые обязательства и не имеет право на отзыв гарантии в одностороннем порядке).
- Иметь в тексте указание на сроки действия, которые должны соответствовать требованиям конкурсной документации. Указанные сроки должны покрывать сроки выполнения работ или услуг, а также срок гарантийного сопровождения.
- За заказчиком закреплено право на ее отвержение в течение 3 дней после получения или одобрения.
- Она должна содержать информацию обо всех обязательствах и правах бенефициара (заказчика), на исполнение контракта которого была выдана.
- Суммы выплат бенефициару при неисполнении или частичном неисполнении обязательств исполнителем также в обязательном порядке прописываются в документе. Она не регламентирована законом, но обычно составляет 10-30% от цены контракта.
Список банков
Согласно 44-ФЗ, банковские гарантии могут предоставлять только банки, аккредитованные Минфином, при условии их соответствия требованиям Налогового кодекса (по п. 3 ст. 74.1). Сегодня в списке 280 банков. Причем указанный перечень регулярно обновляется.
Согласно 223-ФЗ, выдавать гарантии для участия в закупочной деятельности вправе только банки. При этом список таких банков законодательством не регламентируется, и закон не требует, чтобы банки участвовали в реестре Минфина.
Государственные заказчики по 223-ФЗ могут предъявлять в составе аукционной документации свои требования к банкам. Иногда они указывают на то, что банк-гарант в обязательном порядке должен входить в перечень Минфина или быть на топовых позициях в рейтинге банков.
Нередко в конкурсную документацию попадает требование о том, что гарантия должна быть внесена в реестр (ЕРБГ). Так как такая обязанность за подрядчиками не закрепляется, то это требование незаконно. Чтобы его убрать, участнику следует подать запрос на разъяснение аукционной документации и тогда его обязаны удалить.
Обычно в состав конкурсной документации включаются определенные требования к размеру активов банка, его рейтингу, наличию действующей лицензии.
Форма банковской гарантии
Заказчики обычно прописывают свои требования к гарантии в составе конкурсной документации. Они даже могут приложить рекомендованную форму данного документа.
Типичная форма банковской гарантии содержит такие сведения:
- ИНН/ОГРН сторон;
- наименование банка;
- наименование фирмы-поставщика;
- наименование заказчика;
- наименование банковской лицензии;
- сумма гарантии;
- срок исполнения требований заказчика по перечислению ему денег при срыве контракта;
- основания для исполнения требований заказчика (например, письменное уведомление);
- подтверждение легитимности требований заказчика;
- основания для отказа в перечислении средств по гарантии;
- дата вступления гарантии в юридическую силу;
- подпись ответственного работника банка.
В некоторых случаях в банковскую гарантию включают сведения о тех условиях, при которых заказчику перечислят деньги по гарантии. Например, если исполнитель предоставит недостоверную информацию, откажется от подписания контракта и пр. При этом в гарантии не может быть указания на специальные условия получения денег заказчиком (например, только после предъявления судебного решения и пр.).
Как оформить банковскую гарантию
За оформлением банковской гарантии необходимо обратиться в банк, который работает по 223-ФЗ. Это платная услуга и гарантия предоставляется на возмездной основе.
Процедура получения гарантии предполагает прохождение таких шагов:
- Сбор необходимых документов. Обычно это учредительная документация компании, ее финансовая и управленческая отчетность, а также бухгалтерский баланс за последние 3 месяца.
- Исполнитель обращается в банк и предоставляет документы, подтверждающие стабильное финансовое положение компании.
- Банк берет определенное время на проверку документов, анализ платежеспособности компании.
- Нередко в процессе оформления гарантии от исполнителя требуют открыть депозит в банке, который покрывает сумму гарантии; купить векселя на определенную сумму, предоставить залоговое обеспечение или привлечь поручителя (обычно в качестве такового выступает генеральный директор компании).
- При одобрении кандидатуры подрядчика он подписывает договор с банком и получает гарантию для участия в конкурсе.
Когда банк соглашается оформить гарантию только по одному паспорту, то это должно насторожить исполнителя. Скорее всего, у банка финансовые проблемы, он находится в ходе банкротства или готовится к отзыву лицензии.
Оформление банковской гарантии может занимать от 1 дня до месяца.
Таким образом, банковская гарантия по 223-ФЗ служит страховкой выполнения взятых на себя обязательств поставщиком или исполнителем. Банковские гарантии имеют несколько видов: для обеспечения участия в тендере, исполнение условий контракта и возврат авансового платежа.
Для оформления банковской гарантии требуется обратиться в банк, который занимается оказанием подобного рода услуг и соответствует требованиям заказчика из конкурсной документации. Банковская гарантия выдается на весь период реализации контракта, а также в обязательном порядке является безотзывной.
Ее размер обычно привязан к стоимости заключаемого контракта и составляет 10-30% от цены.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/bankovskay-garantia.html
Планирование закупок по Закону № 223-ФЗ
В статье разберем, как и в какие сроки формировать план закупок по 223-ФЗ заказчикам, можно ли вносить изменения в опубликованный план, а также какие существуют особенности в планировании закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.
Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ
Планирование закупок заказчиками заключается в разработке и опубликовании в ЕИС следующих документов:
- План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
- План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.
План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.
План закупки помогает спланировать участие в закупках, проводимых заказчиками. Грамотно сформированный план закупки способствует расширению числа участников закупок и, как следствие, эффективному расходованию средств.
Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.
План должен содержать информацию о заказчике, порядковый номер закупки, минимально необходимые требования к объектам закупок, единицы измерения, сроки и планируемые сроки проведения закупки, сведения о НМЦК, сроки исполнения договора и другие сведения, определённые Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 932.
В публикуемом заказчиком плане закупок предусматривается поквартальная или помесячная разбивка.
Сроки и порядок подготовки плана закупки определяются Заказчиком самостоятельно, как правило, в Положении о закупке.
В то же время следует учитывать, что размещение плана закупок (внесение изменений) в ЕИС должно быть произведено в течение 10 календарных дней с даты его утверждения (внесения изменений).
Размещение плана закупок в ЕИС осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Однако, не все закупки в обязательном порядке включаются в план закупок. Не включаются закупки:
- составляющие государственную тайну;
- по которым принято решение Правительства РФ;
- потребность в которых возникает вследствие аварии, ЧС, обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если их стоимость не превышает 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 000 рублей.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
Планирование осуществляется «попозиционное», отдельной строкой на каждую планируемую процедуру закупки. При заполнении позиций плана закупок прописывайте минимальные требования к объекту закупки, не просто отсылая к техническому заданию (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 № Д28и-830). Это позволит отличить одну закупку со сходным предметом от другой, избегая жалоб участников.
Изменения плана закупок по 223-ФЗ
Зачастую заказчики сталкиваются с изменением потребности в проведении закупок или изменении стоимости планируемых к приобретению ТРУ более чем на 10%. В этом случае необходимо провести корректировку плана закупки и изменённый план закупки также разместить в ЕИС.
План закупки можно менять неограниченное количество раз. При этом основания для внесения изменений заказчик разрабатывает самостоятельно. При внесении изменений в план закупки в ЕИС необходимо будет разместить документ с перечнем внесенных изменений.
Если закупка осуществляется путём проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Для других способов закупки такие ограничения законодательно не предусмотрены.
Вместе с тем, целесообразно установить вне зависимости от способа закупки единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки.
При формировании плана закупок у заказчика могут возникнуть практические вопросы. Например, нужно ли формировать план закупки, если все закупки планируется осуществлять до 100 000 рублей? Да, в любом случае необходимо сформировать оба плана, заполнив их нулевыми значениями (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458).
Или, если заказчик будет заключать долгосрочный договор, как правильно спланировать закупку? В этом случае сведения о таком договоре отражаются однократно, только в плане закупок того года, в котором состоится закупка, при этом в плане закупок должен быть отражён объём закупки на весь период договора.
Особое место в системе планирования закупок по Закону № 223-ФЗ занимает поддержка малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены квоты закупок у СМСП для определённой группы заказчиков:
Выручка заказчика свыше 2 млрд. руб. | Выручка заказчика 500-2000 млн. руб. | |
закупки с участием СМСП | > 18 % | > 10 % |
закупки только у СМСП | > 9 % | > 5 % |
Внимание! С 01.01.2018 вступят в силу поправки в постановление № 1352, которые увеличат квоты для осуществления «целевых» (организованных для данной категории участников) закупок у СМСП.
План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом».
Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.
В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).
Закупки у СМП по 223-ФЗ
В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.
2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями.
В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.
Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.
Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.
Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее
В заключении напомним об административной ответственности заказчика за неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ. Так, в силу ч.5 ст. 7.32.
3 КоАП РФ, неразмещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Нарушение сроков размещения планов закупок также чревато штрафами — должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей; юридические лица — от 10 до 30 тысяч рублей (ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/433