Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупку банковской гарантии?

Содержание
  1. Требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ
  2. Что обеспечивает
  3. Какие требования предъявляют
  4. Как получить
  5. Как проверяют
  6. Что делать, если не принимают
  7. Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы
  8. Особенности и виды банковских гарантий
  9. Реестр банковских гарантий
  10. Предъявляемые требования
  11. Срок гарантии и ее сумма
  12. Перечень банков
  13. Форма и содержание банковской гарантии
  14. Схема работы
  15. Как оформить
  16. Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования, образец формы и порядок оформления
  17. Банковская гарантия по 223-ФЗ: особенности
  18. Требования
  19. Список банков
  20. Форма банковской гарантии
  21. Как оформить банковскую гарантию
  22. Планирование закупок по Закону № 223-ФЗ
  23. Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ
  24. Изменения плана закупок по 223-ФЗ
  25. План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
  26. Закупки у СМП по 223-ФЗ
  27. Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ

Требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ

Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупку банковской гарантии?

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ:

  • соответствие требованиям заказчика, которые он указал в закупочной документации;
  • соответствие правилам оформления таких документов, установленным Гражданским кодексом.

Возможность предоставить обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ обозначена в ч. 25 ст. 3.2. 223-ФЗ. Этот закон не устанавливает конкретных требований к обеспечительным документам, как это делает 44-ФЗ, поэтому госкорпорации вправе определять такие требования самостоятельно в закупочной документации.

Возможность законодательного установления таких требований в ФЗ-223 рассматривалась, но пока существует только в виде проекта.

Основным законодательным актом, устанавливающим эти требования, является Гражданский кодекс, в частности ст. 368 ГК регулирует требования к форме и содержанию этого документа.

Что обеспечивает

Госкорпорация в закупочной документации самостоятельно определяет, что участники закупки вправе обеспечивать с помощью поручительства от кредитной организации. В зависимости от того, что обеспечивается таким образом, выделяются следующие виды:

  1. Банковская гарантия для обеспечения заявки по 223-ФЗ. Она подается на этапе направления заявки на участие в процедуре и предназначена для страховки корпорации от незаконного уклонения участника от участия в закупке или заключения контракта, если он стал победителем. Если никаких нарушений со стороны участника не последовало, независимо от того, одержал он победу или нет, средства по документу не взыскиваются.
  2. Банковская гарантия на исполнение контракта по 223-ФЗ. Она предназначена страховать организатора закупки от ненадлежащего выполнения его контрагентом обязательств по договору. Если возникают основания для денежных взысканий, например взыскание пени или штрафов, предусмотренных договором, госкорпорация вправе обратиться в банк-гарант для выплаты этих средств. В зависимости от предмета договора выделяются гарантии на результат работ по 223-ФЗ, поставленный товар или оказанные услуги.
  3. Некоторые корпорации устанавливают требование обеспечения аванса по договору. Оно вводится, чтобы у заказчика, выдавшего аванс, была уверенность, что эти средства вернутся ему в случае ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязанностей. В каждой конкретной закупке обстоятельство, нужна ли банковская гарантия на аванс по 223-ФЗ или нет, отмечается госкорпорацией в документации.

Какие требования предъявляют

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте указывается следующая информация:

  • дата выдачи;
  • состав сторон: кто является принципалом — поставщик, исполнитель или подрядчик, бенефициаром — заказчик и гарантом — банк;
  • обязательство, которое обеспечивается документом;
  • сумма;
  • срок действия;
  • обстоятельства, при наступлении которых выплачивается сумма.

Требования госкорпораций основываются на перечисленных условиях, но в закупочной документации конкретизируются:

  1. Устанавливается срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ — как правило, требуется, чтобы он перекрывал как минимум на месяц срок исполнения обязательств по договору. В документации также предусматривается продление банковской гарантии 223-ФЗ, если стороны изменят срок исполнения договора.
  2. Госкорпорация вправе предусмотреть перечень банков, которые считает приемлемыми для выдачи документа на обеспечение конкретной закупки, либо перечислить требования к банку-гаранту, не перечисляя конкретные организации.
  3. Устанавливается сумма гарантии.
  4. Важное требование — банковское поручительство предполагается безотзывным.

Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44. Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации.

Перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются
1ПАО «Сбербанк России»
2ПАО «Банк ВТБ»
3АО «Газпромбанк»
4ПАО «ФК Открытие»
5АО «Альфа-Банк»
6ПАО «Московский кредитный банк»
7ПАО «Промсвязьбанк»
8АО «Райффайзенбанк»
9АО «АБ Россия»
10АО «Всероссийский Банк Развития Регионов»
11ПАО «Московский индустриальный банк»
12ПАО «Зенит»
13ПАО «Возрождение»
14АО «Новикомбанк»
15АО «Нордеа»
16АО «Транскапиталбанк»
17АО «АКБ РосЕвроБанк»
18ООО «Банк Сберегательно-кредитного сервиса»
19ПАО «МТС-Банк»
20ПАО «АКБ Авангард»
21ООО «Банк Аверс»
22АО «Локо-Банк»
23ПАО «АКБ Металлинвестбанк»
24АО «БНП Париба Банк»
25ООО «Дойче Банк»
26АО «КредиАгреголь КИБ»
27ЗАО «Коммерцбанк (Евразия)»
28АО «АКБ БЭНК ОФ ЧАЙНА»

Как получить

Чтобы получить банковскую гарантию, необходимо обратиться в кредитную организацию с соответствующим запросом, заключить с ней соглашение, оплатить услугу и получить документ.

Варианты возникают на этапе выбора конкретной кредитной организации:

  • если госкорпорация в документации установила закрытый перечень банков, документы которых она готова принять, следует подробно изучить этот список и выбрать кредитную организацию из числа указанных в нем;
  • если у заказчика такой список отсутствует, принципал вправе обратиться к перечню Минфина, в который входят банки, уполномоченные работать с закупками по ФЗ-44, т. к. списка банков, в которых получают банковскую гарантию по ФЗ-223, нет;
  • оформляют обеспечение и на сайтах торговых площадок;
  • если госкорпорация своего списка не предоставила, а к перечню Минфина принципал обращаться не хочет, он вправе выбрать банк на свое усмотрение, например тот, с которым он сотрудничает на постоянной основе.

Каким бы вариантом ни воспользовался при выборе банка-гаранта принципал, важно, чтобы он обладал действующей лицензией на осуществление банковской деятельности.

Когда получаете гарантию, обратите внимание, что многие заказчики включают рекомендуемую форму в документацию. Вот пример.

Как проверяют

При получении обеспечительного документа, прежде чем официально его принять, заказчик проводит тщательную проверку документа. В рамках такой проверки заказчик:

  • знакомится с самим документом, проверяет, что он оформлен на официальном бланке банка, содержит всю установленную информацию, содержание документа соответствует требованиям, например установлен необходимый размер банковской гарантии по 223-ФЗ и срок ее действия;
  • делает запрос в банк-гарант для подтверждения выдачи документа;
  • проверяет открытую информацию о банке-гаранте, в том числе о том, имеется ли у него лицензия, не находится ли он в стадии банкротства и т. д.;
  • при необходимости обращается с запросом в ЦБ РФ.

Что делать, если не принимают

Заказчик вправе не принять обеспечение, но такой отказ аргументируется и подкрепляется нормой закона или правилом, установленным положением о закупке заказчика или тендерной документацией. В частности:

  1. Документацией или положением заказчик вправе установить необходимость предоставления документа в бумажном виде. Если принципал оформил только электронную версию, чтобы ее приняли, необходимо запросить у банка бумажный вариант.
  2. Спорной является ситуация, когда после выдачи обеспечения у банка-гаранта отзывают лицензию. Если в положении о закупке или в документации нет указания на необходимость переоформления документов в таких ситуациях, он сохраняет действие и принимается заказчиком. Однако если такое указание от заказчика есть, то принципалу придется переоформить обеспечение в другом банке.

В любом случае, получив отказ, следует прежде всего проверить, соблюдаются ли в гарантии требования к банкам для выдачи банковских гарантий по 223-ФЗ и тексту документа, установленные заказчиком.

Источник: https://goskontract.ru/tender/novye-pravila-dlya-bankovskikh-garantiy-po-223-fz

Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы

Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупку банковской гарантии?

Обеспечение в рамках 223-ФЗ может иметь форму денежных средств, банковской гарантии или предоставляться иным способом, который указан в Гражданском кодексе (кроме случаев проведения закупки по правилам ст. 3.4 223-ФЗ). При этом выбор способа обеспечения из тех, которые указал заказчик в извещении о проведении конкурентных торгов, относится к компетенции поставщика.

Особенности и виды банковских гарантий

В закупках по 223-ФЗ, в которых заказчик устанавливает требование о внесении обеспечения, поставщики могут использовать такую удобную форму обеспечения, как банковская гарантия. В рамках закупок банковская гарантия может использоваться для обеспечения исполнения контракта, обеспечения заявки или возврата аванса.

Обеспечение представляет собой законный способ по снижению рисков заключения контракта с недобросовестным поставщиком для заказчика. В частности, обеспечение сокращает риски уклонения победителя закупки от подписания контракта, неисполнения взятых на себя обязательств в рамках достигнутой договоренности или же нецелевого расходования аванса и пр.

В ст. 368 Гражданского кодекса подчеркивается, что банковские гарантии являются независимой формой гарантии и являются финансовой услугой, согласно которой, банк или кредитное учреждение (по 223-ФЗ гарантию может выдать только банк) берут обязательство выплатить денежные средства при ненадлежащем исполнении участником закупок своих обязательств.

Получение банковской гарантии вместо внесения обеспечения в денежной форме имеет целый ряд преимуществ для поставщика. Так, получение гарантии обойдется для поставщика  дешевле, чем оформление кредита на ту же сумму.

Обеспечение в виде гарантии позволяет поставщику не отвлекать средства из оборота, и они сохраняются в бизнесе.

Достаточно большое количество банков оформляют отсрочку платежа по внесению стоимости гарантии, что особенно предпочтительно для поставщика, у которого нет в распоряжении свободных средств.

Реестр банковских гарантий

По 44-ФЗ банковская гарантия подлежит включению в реестр банковских гарантий.

Без включения гарантии в реестр она считается недействительной, и заказчик не может принять такую гарантию, как обеспечение контракта.

Ранее реестр банковских гарантий был доступен для ознакомления всем желающим, но по новым правилам реестр по 44-ФЗ стал закрытым, и информация в нем открыта только для заказчиков.

В 223-ФЗ такого требования не предусмотрено и реестр банковских гарантий по этому закону не ведется. Поэтому заказчик может и даже обязан принимать гарантию, не внесенную в реестр. Порядок проверки гарантий в рамках 223-ФЗ не прописан.

Предъявляемые требования

На основании 223-ФЗ требования к банковской гарантии по большей части находятся в компетенции заказчика. Сам закон устанавливает лишь рамочные условия в части внесения обеспечения.

Но требования, которые устанавливает заказчик к банковской гарантии, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса и прочих нормативно-правовых актов.

Обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии производится по правилам параграфа 6 Главы 23 ГК.

В 223-ФЗ банковской гарантии посвящена ч. 25 ст. 3.2. Здесь сказано, что заказчик может предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявки на участие в закупках. Обеспечение заявок по объективным причинам предусмотрено только в конкурентных закупках.

В Положении о закупках заказчику необходимо детально прописать порядок внесения обеспечения, в какие сроки производится возврат, и на каких основаниях допускается возврат.

На то, что Положение о закупках в рамках 223-ФЗ имеет приоритет при осуществлении закупочной деятельности для заказчика, прямо говориться в ч.

2 ст. 2 223-ФЗ. При разработке Положения о закупке в части предоставления банковских гарантий заказчик вправе ориентироваться на нормы 44-ФЗ, в частности, на ст. 45 44-ФЗ, где весьма подробно регламентированы требования к гарантиям.

При формировании требований к гарантии заказчики также могут опираться на положения Постановления Правительства №1005 от 2013 года.

В извещении о проведении закупки и закупочной документации заказчик должен указать размер обеспечения, а также прочие требования к обеспечению (в частности, условия банковской гарантии).

Основное требование законодательства к банковской гарантии состоит в том, что она должна иметь безотзывной характер. Безотзывной характер указывает на невозможность отзыва гарантии участником в одностороннем порядке.

Такие требования, как размер обеспечения, гарантийные случаи, сроки действия гарантии, требования к банкам-гарантам и ее дополнительные условия определяются заказчиком.

Также банковская гарантия обязательно должна иметь сроки действия. Заказчик в Положении о закупках должен прописать сроки, в течение которого он должен одобрить или отвергнуть гарантию. В гарантии прописываются все обязательства участников  закупки.

Срок гарантии и ее сумма

Срок действия гарантии и ее сумма определяется по усмотрению заказчика. При определении сроков гарантии нужно учитывать, что они не могут быть меньше срока исполнения обязательств поставщика.

Обычно сроки действия гарантии устанавливаются по аналогии с 44-ФЗ, и они как минимум на месяц должны превышать сроки приема заявок на участие в закупке или на 1-2 месяца – срока исполнения контракта.

Заказчики не устанавливают требование о внесении обеспечения заявки на участие в закупке и контракта при НМЦК до 5 млн р. Если же цена контракта превышает 5 млн р., то заказчик может установить требование о внесении обеспечения. При внесении обеспечения заявки его размер не должен превышать 5%.

В рамках 44-ФЗ заказчик обязан при стоимости контракта более 50 млн р. требовать внесения обеспечения исполнения контракта. Его сумма должна составлять 10-30% от НМЦК.

В рамках 223-ФЗ заказчик не имеет обязанности обосновывать начальную цену контракта, но обычно сумма гарантии так же устанавливается, как 10-30% цены договора или приравнивается к авансу.

Сумма гарантии для каждой компании-поставщика определяется индивидуально и зависит от цены договора.

Банк-гарант определяет размер одобренной гарантии поставщику самостоятельно, но ее предельное значение не может по нормативам превышать 10% от величины капитала.

Перечень банков

На основании 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Так, гарант должен входить в перечень банков от Минфина, соответствующий требованиям законодательства.

В рамках 223-ФЗ к банку-гаранту не предъявляются требования о нахождении в официальном перечне от Минфина. Но заказчики по 223-ФЗ часто требуют, чтобы банк-гарант находился в перечне от Минфина (в нем представлено около 300 организаций), а также предъявляют иные требования по аналогии с 44-ФЗ. К таким требованиям относятся:

  • наличие у банка-гаранта собственных средств в размере не менее 1 млрд р.;
  • наличие лицензии на ведение банковской деятельности;
  • срок работы – не менее 5 лет.

Заказчики вправе предъявлять дополнительные требования. Например, участие в системе страхования, удовлетворительный уровень кредитоспособности, наличие долгосрочного рейтинга международных компаний, проведение верификации гарантий и пр.

Форма и содержание банковской гарантии

На основании п. 4 ст. 368 Гражданского кодекса в банковской гарантии необходимо прописать следующие условия:

  1. Дата выдачи банковской гарантии.
  2. Сведения о принципале – это должник по обязательствам: в данном случае поставщик или исполнитель.
  3. Сведения о бенефициаре – это то лицо, которое станет выгодоприобретателем при наступлении гарантийного случая: это заказчик по 223-ФЗ. В качестве бенефициаров в 223-ФЗ выступают госкорпорации, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, бюджетные организации, дочерние общества с государственным участием и пр.
  4. Гарант – это банк, выступающий гарантом принципала и выплачивающий сумму гарантийного обязательства при предъявлении требований бенефициаром.
  5. Основное обязательство, которое обеспечивается гарантийными обязательствами.
  6. Обстоятельства, при наступлении которых производятся выплаты по гарантии (это уклонение от подписания договора, невыполнение обязательств по контракту и нарушение его существенных условий).
  7. Сумма банковской гарантии, которая подлежит уплате гарантом в пользу заказчика в установленных законом и договором случаях.
  8. Срок действия гарантии – определяется по соглашению сторон.
  9. Документы, которые обязан предоставить заказчик в банк при наступлении гарантийного случая.

Унифицированной формы банковской гарантии и ее рекомендованного образца законом не предусмотрено. Образец формы банковской гарантии по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.

Схема работы

На основании ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ участнику закупки возвращают обеспечение заявки на участие в закупке в установленные сроки.

Участнику закупки не перечисляют назад внесенное им обеспечение при уклонении от подписания договора и непредоставлении или предоставлении с нарушением требований обеспечения исполнения договора.

В случае если обеспечение заявки было внесено не в денежной форме, а в виде банковской гарантии, то схема работы следующая. При наступлении гарантийного случая заказчик обращается к банку-гаранту с письменным требованием.

Гарант перечисляет сумму обеспечения в адрес заказчика, а затем предъявляет требование о возврате обеспечения поставщику.

Как оформить

Получить гарантию может любой зарегистрированный в соответствии с российскими законами предприниматель или юрлицо с безубыточными бизнес-показателями в последние полгода. Конкретные требования (в частности, минимальный срок работы на рынке) определяются по усмотрению банка-гаранта.

Для оформления банковской гарантии поставщику стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. Он обращается в банк-гарант с заявлением на получение гарантии и определенным комплектом документов. Такой комплект документов включает сведения для подтверждения благонадежности поставщика и финансовой стабильности. В состав документов входят учредительные и финансовые документы, бухгалтерская и налоговая отчетность. В банк также передается информация о тендере или заключаемом поставщиком контракте.
  2. Банк-гарант рассматривает поступившие документы, анализирует платежеспособность компании и принимает решение о соответствии поставщика требованиям банка к принципалам. Стоит отметить, что слишком лояльные требования банка к поставщикам должны насторожить (например, готовность оформить гарантию за несколько часов только по паспорту ИП или выписке из ЕГРЮЛ). Это может указывать на наличие у банка финансовых сложностей.
  3. Поставщик вносит комиссию за оформление гарантии и подписывает договор с банком. Иногда для получения банковской гарантии от поставщика требуют выполнения дополнительных условий: предоставления поручительства или залога, открытие депозита в банке-гаранте, приобретение векселей на определенную сумму и пр.

Оформление банковской гарантии может занимать от 1 дня для компаний, которые ранее работали с банком или имеют предварительное одобрение лимита гарантии, до 7-10 дней. Поэтому поставщику стоит позаботиться об одобрении гарантии заблаговременно.

Стоимость гарантии для поставщика напрямую определяется размером комиссии банка. Она составляет 2-10% от суммы выданной гарантии (средние комиссионные составляют 2,5%).

На размер комиссионных влияет множество факторов, включая сроки действия гарантии, ее величину, предварительный опыт сотрудничества и предмет гарантии.

Таким образом, банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий контракта или подписания договора по 223-ФЗ.

В случае ненадлежащего исполнения условий договора поставщиком или своих обязанностей, как участника закупки, риски принимает на себя банк-гарант. В 223-ФЗ не предъявляются строгие требования к банковской гарантии.

Сведения о сроках, сумме, требования к банку-гаранту и прочие условия фиксируются заказчиком в Положении о закупках. Для получения гарантии поставщику стоит обратиться в банк, пройти процедуру проверки платежеспособности и подписать контракт.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/bankovskay-garantia-2.html

Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования, образец формы и порядок оформления

Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупку банковской гарантии?

Банковские гарантии являются наиболее надежным и удобным способом подстраховки в исполнении контракта. Они выступают формой обеспечения в части выполнения обязательств по договору подрядчиком или исполнителем.

Гарантия нужна заказчику для минимизации рисков того, что поставщик не исполнит взятые на себя обязательства и не исполнит условия контракта. При этом все финансовые риски срыва сделки берет на себя банк, предоставивший гарантию.

Банковская гарантия по 223-ФЗ: особенности

Гарантия подтверждает серьезность намерений участника, его финансовую состоятельность и позволяет заказчику покрыть возникшие убытки при срыве контракта.

Порядок получения банковской гарантии по 223-ФЗ имеет определенные отличия от процедуры ее оформления по 44-ФЗ. Можно сказать, что главной отличительной чертой гарантии по 223-ФЗ является большее число полномочий, которое передается заказчику при установке требований к предъявляемой гарантии.

Законодательство в данном случае лишь определяет общие условия государственной закупки. Тогда как в рамках 44-ФЗ закон устанавливает жесткие требования к форме документа, а также к банкам, которые могут выпускать такую гарантию.

Важными отличительными чертами оформления банковской гарантии по 223-ФЗ являются:

  1. Требование об обязательном нахождении банковской гарантии в едином реестре ЕРБГ не является обязательным. Законодательство не обязывает исполнителя вносить полученную им гарантию в единый реестр. Тогда как без наличия банковской гарантии в реестре при 44-ФЗ заказчик может отказать подрядчику в заключении контракта. За ведение реестра банковских гарантий по 44-ФЗ отвечает Федеральное казначейство. Если гарантии при закупках по 44-ФЗ нет в этом реестре, то значит, она не является подлинной.
  2. Законодательство не содержит указание на список банков, которые могут оформить гарантию. Требования к банкам формируются самими заказчиками. Гарантии по 44-ФЗ выдаются только финансовыми учреждениями, которые представлены в реестре: их капитал не может быть менее 300 млн. р., им должен быть присвоен рейтинг Эксперт или АКРА.
  3. Закон 223 не регламентирует размер обеспечения. Тогда как по ФЗ-44 при сумме контракта свыше 50 млн. р. обеспечение устанавливается в размере 10-30%.

ФЗ-223 содержит указание на несколько разновидностей банковских гарантий. Они включают:

  • гарантии для исполнения государственного контракта (они обязывают выплатить определенную сумму заказчику банком при условии нарушения исполнителем условий договора или при отказе от заключения контракта в принципе);
  • гарантии под обеспечение поступившей заявки от подрядчика, который собрался принять участие в аукционе или конкурсе (они подтверждают серьезность намерений подрядчика подписать в дальнейшем контракт);
  • гарантии возврата аванса, полученного в рамках госконтракта (если заключенный контракт подразумевал перечисления авансового платежа, то гарантия подтвердит, что он собирается исполнить обязательства по договору).

Стоит отметить, что многие заказчики по 223-ФЗ прописывают условие об обязательном наличии банковской гарантии для обеспечения контракта. Такая форма обеспечения имеет немало преимуществ и для самого исполнителя. Так, ему выгоднее оформить гарантию, чем получать в банке кредит для внесения обеспечения в денежной форме.

При наличии банковской гарантии исполнитель также может рассчитывать на авансовый платеж, что является неоспоримым плюсом.

Требования

Несмотря на достаточную лояльность 223-ФЗ в части требований к банковской гарантии, некоторые из них установлены законом. Так, банковская гарантия должна отвечать таким условиям:

  1. Она должна быть безотзывной (это значит, что банк гарантирует исполнить взятые обязательства и не имеет право на отзыв гарантии в одностороннем порядке).
  2. Иметь в тексте указание на сроки действия, которые должны соответствовать требованиям конкурсной документации. Указанные сроки должны покрывать сроки выполнения работ или услуг, а также срок гарантийного сопровождения.
  3. За заказчиком закреплено право на ее отвержение в течение 3 дней после получения или одобрения.
  4. Она должна содержать информацию обо всех обязательствах и правах бенефициара (заказчика), на исполнение контракта которого была выдана.
  5. Суммы выплат бенефициару при неисполнении или частичном неисполнении обязательств исполнителем также в обязательном порядке прописываются в документе. Она не регламентирована законом, но обычно составляет 10-30% от цены контракта.

Список банков

Согласно 44-ФЗ, банковские гарантии могут предоставлять только банки, аккредитованные Минфином, при условии их соответствия требованиям Налогового кодекса (по п. 3 ст. 74.1). Сегодня в списке 280 банков. Причем указанный перечень регулярно обновляется.

Согласно 223-ФЗ, выдавать гарантии для участия в закупочной деятельности вправе только банки. При этом список таких банков законодательством не регламентируется, и закон не требует, чтобы банки участвовали в реестре Минфина.

Государственные заказчики по 223-ФЗ могут предъявлять в составе аукционной документации свои требования к банкам. Иногда они указывают на то, что банк-гарант в обязательном порядке должен входить в перечень Минфина или быть на топовых позициях в рейтинге банков.

Нередко в конкурсную документацию попадает требование о том, что гарантия должна быть внесена в реестр (ЕРБГ). Так как такая обязанность за подрядчиками не закрепляется, то это требование незаконно. Чтобы его убрать, участнику следует подать запрос на разъяснение аукционной документации и тогда его обязаны удалить.

Обычно в состав конкурсной документации включаются определенные требования к размеру активов банка, его рейтингу, наличию действующей лицензии.

Форма банковской гарантии

Заказчики обычно прописывают свои требования к гарантии в составе конкурсной документации. Они даже могут приложить рекомендованную форму данного документа.

Типичная форма банковской гарантии содержит такие сведения:

  • ИНН/ОГРН сторон;
  • наименование банка;
  • наименование фирмы-поставщика;
  • наименование заказчика;
  • наименование банковской лицензии;
  • сумма гарантии;
  • срок исполнения требований заказчика по перечислению ему денег при срыве контракта;
  • основания для исполнения требований заказчика (например, письменное уведомление);
  • подтверждение легитимности требований заказчика;
  • основания для отказа в перечислении средств по гарантии;
  • дата вступления гарантии в юридическую силу;
  • подпись ответственного работника банка.

В некоторых случаях в банковскую гарантию включают сведения о тех условиях, при которых заказчику перечислят деньги по гарантии. Например, если исполнитель предоставит недостоверную информацию, откажется от подписания контракта и пр. При этом в гарантии не может быть указания на специальные условия получения денег заказчиком (например, только после предъявления судебного решения и пр.).

Как оформить банковскую гарантию

За оформлением банковской гарантии необходимо обратиться в банк, который работает по 223-ФЗ. Это платная услуга и гарантия предоставляется на возмездной основе.

Процедура получения гарантии предполагает прохождение таких шагов:

  1. Сбор необходимых документов. Обычно это учредительная документация компании, ее финансовая и управленческая отчетность, а также бухгалтерский баланс за последние 3 месяца.
  2. Исполнитель обращается в банк и предоставляет документы, подтверждающие стабильное финансовое положение компании.
  3. Банк берет определенное время на проверку документов, анализ платежеспособности компании.
  4. Нередко в процессе оформления гарантии от исполнителя требуют открыть депозит в банке, который покрывает сумму гарантии; купить векселя на определенную сумму, предоставить залоговое обеспечение или привлечь поручителя (обычно в качестве такового выступает генеральный директор компании).
  5. При одобрении кандидатуры подрядчика он подписывает договор с банком и получает гарантию для участия в конкурсе.

Когда банк соглашается оформить гарантию только по одному паспорту, то это должно насторожить исполнителя. Скорее всего, у банка финансовые проблемы, он находится в ходе банкротства или готовится к отзыву лицензии.

Оформление банковской гарантии может занимать от 1 дня до месяца.

Таким образом, банковская гарантия по 223-ФЗ служит страховкой выполнения взятых на себя обязательств поставщиком или исполнителем. Банковские гарантии имеют несколько видов: для обеспечения участия в тендере, исполнение условий контракта и возврат авансового платежа.

Для оформления банковской гарантии требуется обратиться в банк, который занимается оказанием подобного рода услуг и соответствует требованиям заказчика из конкурсной документации. Банковская гарантия выдается на весь период реализации контракта, а также в обязательном порядке является безотзывной.

Ее размер обычно привязан к стоимости заключаемого контракта и составляет 10-30% от цены.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/bankovskay-garantia.html

Планирование закупок по Закону № 223-ФЗ

Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупку банковской гарантии?

В статье разберем, как и в какие сроки формировать план закупок по 223-ФЗ заказчикам, можно ли вносить изменения в опубликованный план, а также какие существуют особенности в планировании закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ

Планирование закупок заказчиками заключается в разработке и опубликовании в ЕИС следующих документов:

  1. План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
  2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.

План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.

План закупки помогает спланировать участие в закупках, проводимых заказчиками. Грамотно сформированный план закупки способствует расширению числа участников закупок и, как следствие, эффективному расходованию средств.

Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

План должен содержать информацию о заказчике, порядковый номер закупки, минимально необходимые требования к объектам закупок, единицы измерения, сроки и планируемые сроки проведения закупки, сведения о НМЦК, сроки исполнения договора и другие сведения, определённые Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 932.

В публикуемом заказчиком плане закупок предусматривается поквартальная или помесячная разбивка.

 Сроки и порядок подготовки плана закупки определяются Заказчиком самостоятельно, как правило, в Положении о закупке.

В то же время следует учитывать, что размещение плана закупок (внесение изменений) в ЕИС должно быть произведено в течение 10 календарных дней с даты его утверждения (внесения изменений).

Размещение плана закупок в ЕИС осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Однако, не все закупки в обязательном порядке включаются в план закупок. Не включаются закупки:

  • составляющие государственную тайну;
  • по которым принято решение Правительства РФ;
  • потребность в которых возникает вследствие аварии, ЧС, обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если их стоимость не превышает 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 000 рублей.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Планирование осуществляется «попозиционное», отдельной строкой на каждую планируемую процедуру закупки. При заполнении позиций плана закупок прописывайте минимальные требования к объекту закупки, не просто отсылая к техническому заданию (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 № Д28и-830). Это позволит отличить одну закупку со сходным предметом от другой, избегая жалоб участников.

Изменения плана закупок по 223-ФЗ

Зачастую заказчики сталкиваются с изменением потребности в проведении закупок или изменении стоимости планируемых к приобретению ТРУ более чем на 10%. В этом случае необходимо провести корректировку плана закупки и изменённый план закупки также разместить в ЕИС.

План закупки можно менять неограниченное количество раз. При этом основания для внесения изменений заказчик разрабатывает самостоятельно. При внесении изменений в план закупки в ЕИС необходимо будет разместить документ с перечнем внесенных изменений.

Если закупка осуществляется путём проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Для других способов закупки такие ограничения законодательно не предусмотрены.

Вместе с тем, целесообразно установить вне зависимости от способа закупки единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки.

При формировании плана закупок у заказчика могут возникнуть практические вопросы. Например, нужно ли формировать план закупки, если все закупки планируется осуществлять до 100 000 рублей? Да, в любом случае необходимо сформировать оба плана, заполнив их нулевыми значениями (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458).

Или, если заказчик будет заключать долгосрочный договор, как правильно спланировать закупку? В этом случае сведения о таком договоре отражаются однократно, только в плане закупок того года, в котором состоится закупка, при этом в плане закупок должен быть отражён объём закупки на весь период договора.

Особое место в системе планирования закупок по Закону № 223-ФЗ занимает поддержка малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены квоты закупок у СМСП для определённой группы заказчиков:

Выручка заказчика свыше 2 млрд. руб.

Выручка заказчика 500-2000 млн. руб.

закупки с участием СМСП

> 18 %

> 10 %

закупки только у СМСП

> 9 %

> 5 %

Внимание! С 01.01.2018 вступят в силу поправки в постановление № 1352, которые увеличат квоты для осуществления «целевых» (организованных для данной категории участников) закупок у СМСП.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

 Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом».

 Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.

В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).

Закупки у СМП по 223-ФЗ

В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.

2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями.

В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.

Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.

Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.

Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Подробнее

В заключении напомним об административной ответственности заказчика за неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ. Так, в силу ч.5 ст. 7.32.

3 КоАП РФ, неразмещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Нарушение сроков размещения планов закупок также чревато штрафами — должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей; юридические лица — от 10 до 30 тысяч рублей (ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/433

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: