Бюджетные учреждения в настоящее время делятся на две большие группы:
- организации, которые получают средства только из бюджета государства, субъекта федерации или муниципального образования. Иных средств такие организации не получают на осуществление своего функционирования. Кроме того, других источников для финансирования своих нужд у таких организаций нет;
- организации, которые осуществляют закупки не только за счет средств, полученных из бюджета, но и за счет средств, которые такие организации получают в качестве оплаты своей деятельности, то есть на основании своего собственного дохода.
Проведение закупок в бюджетных учреждениях
Регламентация деятельности первого типа организаций при осуществлении закупок для обеспечения собственных нужд происходит только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это связано с тем, что в момент принятия данного закона в 2013 году он был определен, как ключевой нормативный акт, который должен использоваться всеми государственными и бюджетными учреждениями, получающими финансирование только из различных уровней государственного бюджета.
Если говорить о правовом регулировании закупочной деятельности второго типа организаций, то они имеют право выбирать, на основании каких нормативных актов осуществлять свою закупочную деятельность. При этом в качестве регламентирующих федеральных правовых актов для такой группы бюджетных учреждений следует рассматривать не только указанный выше Федеральный закон, но также и Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Использование второй группой бюджетных учреждений норм Федерального закона №223-ФЗ для проведения закупочной деятельности не является обязанностью таких учреждений – это право таких организаций. При этом не является нарушением действующего законодательства в соответствии с решением УФАС РФ №04-05/3989, принятым в 2015 году, использование организацией, которая получает финансирование не только из средств бюджета, но и от своей деятельности, положений Федерального закона №44-ФЗ для проведения своей закупочной деятельности.
Однако следует помнить, что в том случае, если организация начала работать в соответствии с положениями одного закона, в течение года изменить нормативный акт, выступающий правовым основанием проводимых закупок, будет невозможно до момента начала следующего планового и закупочного года вне зависимости от того, идет ли речь о строгом регулировании с помощью Федерального закона №44-ФЗ либо о более лояльном использовании Федерального закона №223-ФЗ.
Контрактный управляющий и контрактная служба, как основные представители заказчика
Если Федеральный закон №223-ФЗ не говорит о том, кто именно должен проводить все мероприятия, относимые к закупочной деятельности, в рамках обеспечения нужд бюджетного учреждения, то для Федерального закона №44-ФЗ характерно четкое определение того лица или группы лиц, которые должны выполнять все действия, входящие в процедуру закупочной деятельности.
В том случае, если контрактной службы внутри организации нет, а совокупный годовой объем закупок достаточно велик, но не превышает указанного предела в сто миллионов рублей, внутри организации может быть сформирована контрактная служба численностью не менее двух человек, либо назначено несколько контрактных управляющих, объединение в одно структурное подразделение которых может не производиться.
Численность сотрудников контрактной службы или количество штатных единиц, выделенных под контрактных управляющих, в каждом конкретном случае государственный или муниципальный заказчик определяет самостоятельно исходя из своих потребностей и объема тех закупок, которые он проводит.
В случае создания контрактной службы ее должен возглавить специально назначенный руководитель. При этом необязательно, чтобы такой руководитель был назначен исключительно на эту должность.
Права и обязанности руководителя контрактной службы могут быть возложены на любое должностное лицо в организации при условии наличия у последнего достаточного уровня квалификации и пройденного обучения на специалиста по закупкам в соответствии с утвержденными федеральными стандартами профессиональной подготовки.
Порядок создания
Если говорить о порядке создания контрактной службы или должности контрактного управляющего, то вся процедура будет выглядеть следующим образом:
- сначала необходимо внести изменения в штатное расписание организации, в котором будут либо созданы новые должности, либо введено новое структурное подразделение;
- следующим шагом становится практическое изменение структуры организации путем создания нового структурного подразделения или новых должностей. При этом следует помнить о том, что фактически можно не создавать новое подразделение, возложив обязанности сотрудников контрактной службы на тех лиц, которые работают в других подразделениях, путем издания специального приказа, корректирующего штатную нагрузку таких сотрудников;
- после того как все сотрудники получили свои должности, их необходимо обучить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обучение происходит на основании специально разработанных федеральных стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации для специалистов, работающих в области государственных и муниципальных закупок;
- параллельно с обучением сотрудников происходит разработка положений о единой комиссии, а также об экспертной комиссии с целью реализации норм Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». В случае если заказчиком принято соответствующее решение, речь может идти не о единой комиссии, а о нескольких комиссиях, каждая из которых будет отвечать за свой вид закупочных процедур (например, конкурсная комиссия, аукционная и т. д.).
Должностные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего при проведении закупок в бюджетных учреждениях
Вне зависимости от того, идет ли речь о контрактном управляющем или сотрудниках контрактной службы в качестве самостоятельных штатных единиц, или о сотрудниках других подразделений, назначенных на данные должности приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством у таких лиц имеются определенные должностные обязанности (полный их перечень фиксируется в должностной инструкции, а также в положении о контрактной службе). К числу основных функций относятся:
- осуществление плановой деятельности по подготовке закупочных мероприятий заказчика путем составления и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок плана-графика;
- публикация всех требуемых законом сведений о проводимых закупочных процедурах в Единой информационной системе в установленные сроки;
- собственно проведение закупочных процедур с целью определения исполнителя по заключаемому контракту либо публикация сведений о том, что процедура не состоялась, и требуется либо повторная процедура, либо согласование с контролирующим органом в сфере закупок на заключение контракта или договора с единственным вышедшим потенциальным исполнителем;
- проведение мероприятий по заключению контрактов по итогам осуществленных закупочных процедур, а также контроль за исполнением таких контрактов с последующим принятием результатов такого исполнения;
- проведение в случае возникновения такой необходимости претензионно-исковой работы, направленной на урегулирование сложившихся конфликтных ситуаций с имеющимся исполнителем по контрактам. Осуществление данного вида деятельности происходит в тесном взаимодействии контрактной службы (контрактного управляющего) с правовым или юридическим подразделением заказчика;
- реализация иных направлений действий, которые предусмотрены действующим законодательством (например, организация в пределах своей компетенции деятельности закупочных и экспертных комиссий, в том числе посредством привлечения сторонних экспертов из специально аккредитованных компаний для получения достоверной и объективной информации о результатах исполнения того или иного контракта).