Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и его основные аспекты применения в закупочной деятельности, или 44-ФЗ для чайников

Существующая контрактная система в Российской Федерации, которая начала складываться по-новому с 2013 года, когда был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постепенно становится более прозрачной и дает возможность получить информацию о проводимых закупках всем заинтересованным лицам, в том числе и тем, кто непосредственного участия в таких торгах не принимает.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

И одним из инструментов, которые используются государством для достижения этой цели, является создание такой системы, которая будет в полном объеме отражать информацию о проводимых закупочных мероприятиях и используемых для этих целей бюджетных средств. В настоящее время такой системой является Единая информационная система в сфере закупок, доступ к которой можно получить посредством обращения к сайту.

Единая информационная система в сфере закупок – главный информационный портал по закупкам на основе Федерального закона №44-ФЗ


Создание Единой информационной системы началось еще до принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», когда в 2005 году был принят Федеральный закон №94-ФЗ. В рамках этого закона было предусмотрено создание единой площадки, на которой все государственные и муниципальные заказчики размещали информацию о тех закупках, которые они проводят, с указанием сведений о поставщиках. На этом же сайте осуществлялось размещение информации о том, каким образом исполняются заключенные контракты и договоры, а также есть ли какие-то нарушения таких контрактов и договоров, и в чем они проявляются.

С января 2014 года, когда Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» вступил в действие, Единая информационная система в сфере закупок начала постепенную трансформацию, приходя к тому виду, в котором она известна сейчас.

Как и ранее, в этой системе на сегодняшний день существуют две части сайта – открытая и закрытая.

Открытая часть

В открытой части сайта содержится информация, доступ к которой может получить любой желающий, не проходя процедуру регистрации. В частности, доступна следующая информация:

  • о проводимых закупках государственных и муниципальных заказчиков (за исключением вопросов, связанных с закупками, предмет которых охраняется законодательством о государственной или иной защищаемой тайне);
  • о заключенных контрактах между заказчиками разных уровней и их контрагентами, а также о порядке исполнения таких контрактов и договоров;
  • об исполнителях по контрактам и договорам, которые были включены в реестры недобросовестных поставщиков на основании ненадлежащего исполнения контрактов и договоров, а также по причине уклонения от заключения контракта по итогам конкурентных и неконкурентных торговых процедур;
  • о типовых формах контрактов и договоров, которые могут быть использованы для заключения специальных соглашений с различными видами государственных и муниципальных заказчиков (в виде предложений контрагентов);
  • о нововведениях контрактной системы на основании последних изменений действующего законодательства.

Закрытая часть


В закрытой части сайта содержится ряд информации, которая доступна только тем лицам, которые прошли процедуру официальной регистрации на портале. В частности, после входа в личный кабинет доступны следующие возможности:

  • корректировка сведений об организации, участвующей в закупочной деятельности;
  • внесение данных о проведении закупочных мероприятий, размещение документаций и извещений о таких торговых процедурах, заключении контрактов и их исполнении по итогам таких торговых и неторговых процедур;
  • формирование отчетных документов по итогам выполнения государственного заказа, в том числе о соблюдении процентного соотношения общего числа закупочных процедур к закупкам, проводимым среди специально выделяемых участников закупок, например, субъектов малого предпринимательства;
  • формирование плановых документов, в том числе на следующие финансовые годы, на основании данных об имеющихся потребностях того или иного заказчика.

Все перечисленные функции и возможности Единой информационной системы в сфере закупок отвечают одной цели – превращения существующей закупочной системы в максимально прозрачный и понятный для сторонних наблюдателей механизм, в котором будет исключена коррупционная составляющая, а также минимизирован риск нерационального использования бюджетных средств.

Использование электронных торговых площадок для заключения контрактов


С 1 января 2019 года в Российской Федерации стало действовать правило, согласно которому, все конкурентные процедуры, проводимые для заключения контрактов и договоров в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны быть организованы исключительно в электронной форме.

В настоящее время аналогичное правило действует и для закупок малого объема, которые проводятся теперь посредством функционала Единого агрегатора торговли «Березка». Данный функционал может расцениваться, как электронная торговая площадка, на которой проводятся торговые сессии с целью заключения контрактов и договоров суммой до ста тысяч рублей.

В случае, если совокупный годовой объем закупок у государственного или муниципального заказчика составляет более пяти миллиардов рублей, либо если речь идет о заказчике, работающем в образовательной сфере, а также в сфере культуры, закупка должна не превышать четыреста тысяч рублей по объявленной заказчиком начальной максимальной цене контракта или договора.

Кроме того, существуют и другие специальные аккредитованные площадки, с перечнем которых можно ознакомиться на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. На них государственные и муниципальные заказчики с 2019 года обязаны проводить закупки конкурентного типа, то есть конкурсы, аукционы, запросы котировок, а также запросы предложений.

В настоящее время следует различать электронные торговые площадки таких типов:

  • площадки открытого типа, на которых проводятся общие процедуры, то есть процедуры, информация о которых должна размещаться заказчиком в публичном доступе на основании соответствующих требований действующего законодательства;
  • площадки закрытого типа, на которых проводятся конкурентные процедуры, в том числе предметом которых является исполнение государственного оборонного заказа, либо для которых действует правило о неразглашении информации ввиду ее защиты существующими нормативно-правовыми актами.

Пройти регистрацию на существующих электронных торговых площадках может только то юридическое или физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, которые прошли процедуру регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, так как без такой регистрации получить аккредитацию на электронных торговых площадках невозможно.

ЭЦП для работы в системе госзаказа и на ЭТП

Для работы в существующей системе государственного и муниципального заказа и государственные, и муниципальные заказчики, и участники закупочных мероприятий, которые являются потенциальными исполнителями по контрактам и договорам, должны оформлять специальный цифровой ключ, который будет выступать в качестве специального электронного подписывающего сервиса. Такой ключ называется сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Если данного ЭЦП не будет, то разместить информацию в Единой информационной системе в сфере закупок, а также на электронных торговых площадках ни одному из участников закупочной системы не удастся.

Кроме того, электронная цифровая подпись используется для того, чтобы подписывать все размещаемые документы в электронных системах, функционирующих в рамках государственного и муниципального заказа, а также для подписания контрактов и договоров, которые заключаются по итогам проведения различных закупочных процедур.

Электронные цифровые подписи в настоящее время подразделяются:

  • на простые – используются для того, чтобы загружать документы в сервисные хранилища интернет-сервисов, а также для первичного формирования отчетных документов;
  • на квалифицированные – используются для подписания всех размещенных документов, для подписания сформированных отчетных документов, а также для подписания контрактов и договоров, которые заключаются на электронных торговых площадках и в сервисе Единой информационной системы в сфере закупок.

Планирующие документы


План-график закупок является ключевым плановым документом, который составляется государственным или муниципальным заказчиком для определения своих потребностей и последующего распределения бюджетных средств, выделенных ему на один финансовый год или несколько лет. Ранее, до 2019 года, обязательным было составление еще одного планового документа – плана закупок. Однако на сегодняшний день они стали дублирующими документами, поэтому от плана закупок было решено отказаться.

С 2020 года полное отражение всех потребностей государственных и муниципальных заказчиков происходит за счет формирования плана-графика закупок, в котором отражается вся подробная информация о том, когда заказчик планирует осуществить ту или иную закупку для удовлетворения собственных нужд, в каком объеме и по какой стоимости будет проводиться такая закупка, а также какая форма предпочтительно будет использоваться.

Формирование плана-графика становится возможным только после того, как заказчик получил финансирование на следующий плановый период с распределением денежных средств по определенным статьям. Если средства получены не были, даже с технической точки зрения создать данный документ не получится.

Кроме того, на основании планов-графиков закупок можно определить, какие потребности были ранее у того или иного заказчика, а также по каким основным статьям расходов распределялись полученные бюджетные средства.

Реестр контрактов

Единая информационная система в сфере закупок в целях реализации требований действующего закупочного законодательства о создании специальных форм учета заключенных контрактов и договоров, в том числе с целью контроля за порядком их исполнения, предлагает своим пользователям специальный функционал – реестр контрактов.

В пользовании посетителей данного сервиса есть возможность получить информацию о контрактах и договорах, которые заключаются по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также по Федеральному закону №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом при пользовании данным реестром можно осуществить выбор, по какому именно правовому основанию заключен тот или иной контракт, а также на какой стадии находится такой контракт.

Реестр контрактов дает информацию о том, когда и с каким исполнителем был заключен тот или иной контракт или договор, а также о том, был ли он исполнен в полном объеме, либо имеют место какие-то нарушения относительно исполнения контракта или договора в процессе исполнения. Кроме того, в таком реестре можно также получить информацию о том, какие штрафные санкции были применены к тому или иному исполнителю за совершенные нарушения заключенного контракта или договора.

Если контракт или договор были расторгнуты, информацию о том, по какой причине они были расторгнуты, так же можно почерпнуть из данного реестра.

Реестр недобросовестных поставщиков

Для того чтобы отражать информацию об исполнителях по контрактам и договорам, которые нарушили условия исполнения заключенных соглашений, а также уклонились от исполнения взятых на себя обязательств, в функционале Единой информационной системы в сфере закупок создан также специальный реестр, который называется Реестр недобросовестных поставщиков. В него в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок включаются все те юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые нарушили условия подписанных соглашений либо в полном объеме уклонились от исполнения взятых на себя обязательств.

Решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков принимает Федеральная антимонопольная служба на основании заявки от заказчика (заявка подается лично уполномоченным представителем заказчика в строгом соответствии с требованиями, которые предъявляет Федеральная антимонопольная служба к пакету необходимых документов и обоснований решения заказчика).

На эту же службу возложена обязанность по ведению реестра и контролю за размещенной в ней информации.

В том случае, если правила ведения реестров были нарушены заказчиком, на него будут возложены меры ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правила проведения закупочных мероприятий


Для проводимых государственных и муниципальных закупок Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен специальный алгоритм, который является универсальным как для торговых, так и для неторговых процедур. Выглядит он следующим образом:

  • в план-график закупок вносятся изменения с целью включения той закупки, которая будет проводиться для удовлетворения определенных потребностей заказчика;
  • после того как план-график был утвержден и опубликован, начинается подготовка извещения о проведении закупки и документации к ней. В документации должны быть отражены все ключевые сведения о предмете закупки таким образом, чтобы потенциальный участник после ее изучения мог для себя определить, есть ли у него возможность участвовать в закупке, либо такую возможность для себя он полностью исключает;
  • после того как извещение и документация были сформированы, они должны быть опубликованы с соблюдением установленных сроков (для каждой процедуры свои сроки устанавливает рассматриваемый закон);
  • в извещении и документации должна быть определена та форма закупки, которая будет использована для итогового заключения контракта или договора;
  • следующим шагом становится определение возможности потенциальных участников закупочного мероприятия побороться за подписание контракта или договора путем оценки поданных заявок;
  • после того как заявки были оценены, проводится процедура, либо заказчик заявляет о признании процедуры не состоявшейся по причине отсутствия заявок, соответствующих требованиям документации о закупке и действующего законодательства в контрактной сфере;
  • итогом проведенной процедуры становится подписание контракта с победителем закупки либо с лицом, которое подало единственную заявку, соответствующую требованиям действующего законодательства и документации о закупке.

После того как контракт или договор был подписан, наступает период его реализации, в ходе которого стороны контролируют то, каким образом другая сторона исполняет взятые на себя обязательства. В случае если одна из сторон нарушает взятые на себя обязательства, другая имеет право выставить те или иные штрафные санкции, которые были ранее установлены самим контрактом или договором либо действующим законодательством.

По итогам исполнения контракта или договора государственный или муниципальный заказчик обязан сформировать отчет, где отразит всю подробную информацию по тому, как именно такое соглашение было исполнено.

В определенных случаях заказчик может отменить закупку. Такая возможность дана ему в том случае, если произошли существенные изменения в финансировании государственного или муниципального заказчика, а также в том случае, если возникла необходимость перераспределить имеющиеся средства по статьям финансирования. Кроме того, заказчик имеет право отказаться от заключения контракта по итогам уже завершенной процедуры в тех случаях, когда у заказчика таким образом сложились обстоятельства, что он не может заключить данное соглашение. Еще одним случаем, когда заказчик может отказаться от заключения контракта по итогам завершенной закупочной конкурентной или неконкурентной процедуры, является уклонение исполнителя от подписания контракта путем затягивания процедуры на основании работы с протоколами разногласий. Однако в этом случае исполнитель, который уклоняется от заключения контракта или договора, может быть рассмотрен, как недобросовестный, и будет включен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Рейтинг автора
377
Автор статьи
Наталья Чернова
Юрист
Написано статей
574
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Pravo.Team
Добавить комментарий

Call Now ButtonБесплатная консультация:
8 (800) 350-31-84