С 2013 года после принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» происходит постоянная трансформация закупочной системы, в том числе путем постоянного внедрения и активного использования электронных закупочных процедур.
Федеральный закон №44-ФЗ об электронном аукционе, как закупочной процедуре для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Одной из таких электронных закупочных процедур является аукцион в электронной форме. Согласно положениям части 1 статьи 59 указанного выше Федерального закона №44-ФЗ, под электронным аукционом, то есть аукционом, проводимым в электронной форме, следует понимать аукцион, торги для определения победителя в котором происходят на основании торгов, проведенных с использованием электронной торговой площадки.
Сведения о том, когда, в какой форме будет проводиться тот или иной электронный аукцион, публикуются в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком в виде извещения о проведении закупки и документации к такой закупке.
Регламентация проведения электронного аукциона, как закупочной процедуры, от момента ее подготовки до заключения контракта по итогам проведенных торгов происходит с помощью статей 59, 63-69, 71 и 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, кроме указанных положений данного закона, для регулирования проведения процедуры электронного аукциона могут также использоваться иные федеральные и региональные нормативные акты, в том числе подзаконного типа.
Сроки проведения подготовительной работы для заказчика и участника закупки
Если говорить о проведении процедуры электронного аукциона, с точки зрения соблюдения сроков такой процедуры, то следует выделить два ключевых этапа в такой процедуре, а именно:
- подготовительный этап, в ходе которого заказчик и потенциальный участник процедуры выполняют достаточно большой объем работы, чтобы процедура с обеих сторон считалась полностью легитимной;
- этап собственно проведения процедуры электронного аукциона, где определяется победитель процедуры, с которым будет происходить заключение контракта.
Подготовительный этап, с точки зрения соблюдения сроков проведения, выглядит следующим образом:
Номер шага | Сроки осуществления | Действия заказчика | Действия исполнителя |
1 шаг | На этапе планирования закупочной деятельности (декабрь года, предшествующего году проведения закупки) | Заказчик должен сформировать перечень тех закупок, которые он будет проводить в следующем плановом году в формате электронного аукциона открытого или закрытого типов, а также определить уровень начальной максимальной цены для каждой самостоятельной процедуры. Кроме того, именно на этом этапе происходит примерное календарное распределение проводимых закупок в форме электронного аукциона в рамках планового года | Если исполнитель заинтересован в участии в закупочной процедуре в форме электронного аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ о закупках, он обязан получить сертификат квалифицированной электронной цифровой подписи, а также может на этом этапе пройти процедуру регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также на имеющихся электронных торговых площадках |
2 шаг | Не менее, чем за 30 дней до даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок извещения и документации о проведении закупки в форме электронного аукциона | Заказчик рассылает потенциальным участникам процедуры запрос коммерческого предложения с целью формирования окончательного значения начальной максимальной цены контракта или договора. В запросе указываются предмет закупки и основные его качественно-технические характеристики, а также сроки подготовки возможного ответа и сроки действия такого предложения. Заказчик обязан разослать не менее пяти запросов различным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, работающим в одной и той же отрасли. При этом четкое указание на торговые марки (например, в случае закупки определенного товара) в запросе коммерческого предложения является незаконным, и такой запрос может быть признан не соответствующим требованиям действующих норм закупочного законодательства | В том случае, если потенциальный исполнитель контракта или договора стал адресатом, которому был направлен запрос коммерческого предложения, он рассматривает поступивший запрос и принимает решение о возможности или невозможности подготовки ответа на такой запрос. При этом он указывает свое ценовое предложение, а также дополнительные сведения, которые позволяют говорить о том, что такой исполнитель может предоставить более удобные для заказчика условия возможного исполнения контракта или договора |
3 шаг | Не менее, чем за пять дней до даты публикации извещения и документации о закупке в форме электронного аукциона | Заказчик вносит в план-график закупок изменения, конкретизируя условия проведения конкретного электронного аукциона, в части сроков его проведения, уровня начальной максимальной цены контракта, а также порядка исполнения условий контрактов и договоров | Исполнитель анализирует те изменения, которые были внесены в плановые документы определенного заказчика с целью получения информации о том, когда именно будет размещена информация об объявлении аукциона, а также какие основные условия уже внесены заказчиком в карточку планируемой закупочной процедуры |
Сроки проведения процедуры электронного аукциона для заказчика и исполнителя
Если говорить о самой закупочной процедуре в форме электронного аукциона, то для ее проведения характерны следующие сроки:
Номер шага | Наименование этапа | Срок проведения | Действия заказчика | Действия исполнителя |
1 шаг | Публикация извещения в Единой информационной системе в сфере закупок | В том случае, если начальная максимальная цена контракта не превышает трехсот миллионов рублей, либо речь идет о контракте на строительные или ремонтные работы или на снос объекта капитального строительства стоимостью до двух миллиардов рублей (далее по тексту – до трехсот миллионов рублей), то извещение публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок не менее, чем за семь дней до даты окончания срока приема заявок на участие. Если проводимая процедура не отвечает указанным выше требованиям, публикация извещения и документации о закупке должна быть осуществлена в ЕИС в срок не менее пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок на участие | Размещает в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию к такой закупке | Изучает размещенные документы (извещение и документация) о проводимом электронном аукционе и готовит заявку на участие в процедуре |
2 шаг | Разъяснение положений документации о закупке на основании запроса на такие разъяснения, подготовленные потенциальными участниками электронного аукциона | Направление запросов на разъяснение происходит с даты публикации извещения и документации в Единой информационной системе в сфере закупок до даты окончания срока подачи заявок. Один участник может подать не более трех запросов на разъяснение положений документации. Предельный срок подготовки ответа на один полученный запрос – не более двух дней с даты поступления запроса заказчику при условии, что запрос поступил в срок не позднее трех дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В случае возникновения необходимости внесения изменений в документацию к закупке срок подачи заявок увеличивается на семь дней в случае с процедурой с начальной максимальной ценой контракта до трехсот миллионов рублей и на пятнадцать дней в случае, если закупка проводится в соответствии с другими условиями за исключением указанных выше | В случае поступления запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе от потенциального участника процедуры заказчик готовит разъяснения к таким запросам, а в случае необходимости вносит изменения в документацию с корректировкой сроков подачи заявок | Если у потенциального участника электронного аукциона возникли вопросы относительно положений документации к закупке, он готовит и направляет запрос на разъяснение положений заказчику в рамках установленного законом срока |
3 шаг | Оценка поданных заявок на участие (1 части) | Если речь идет о закупке с начальной максимальной ценой контракта до трехсот миллионов рублей, то оценка первых частей заявок должна быть проведена в течение одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок на участие в процедуре. Если закупка отличается от указанной выше по своим условиям, то на рассмотрение первых частей заявок заказчику дается не более трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок | После получения первых частей заявок от оператора электронной торговой площадки в течение установленных законом сроков закупочная комиссия оценивает эти части на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и требованиям положений документации об электронном аукционе. Итоги заседания оформляются в виде специального протокола подведения итогов рассмотрения первых частей заявок на участие. Дополнительно ведется аудиозапись проводимого заседания закупочной комиссии. В случае возникновения необходимости по причине нарушения указанных выше требований законодательства и документации заказчик отклоняет те заявки, в которых зафиксировано нарушение | Имеет право присутствовать на заседании закупочной комиссии при рассмотрении первых частей заявок, однако, оказывать влияние на ход рассмотрения такой заявки он не вправе |
4 шаг | Проведение процедуры электронного аукциона | Проводится в следующий рабочий день за днем окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Время проведения процедуры оператор электронной торговой площадки определяет на основании того, в каком часовом поясе находится заказчик | Контролирует процесс проведения электронного аукциона, но не оказывает влияния на проходящие торги. По итогам завершения процедуры торгов подписывается протокол о таких итогах | Подает свои ценовые предложения в соответствии с требованиями документации о закупке и действующего законодательства относительно шага аукциона для снижения начальной максимальной цены контракта |
5 шаг | Рассмотрение вторых частей заявок | В срок не более трех рабочих дней с даты подведения итогов собственно торговой процедуры происходит рассмотрение вторых частей заявок с целью определения возможных победителей проведенной процедуры | Закупочная комиссия рассматривает вторые части заявок сразу же, как только получает их от оператора электронной торговой площадки. В том случае, если в закупке принимало участие более десяти юридических, физических лиц или индивидуальных предпринимателей, закупочная комиссия будет работать до того момента, пока не будет выявлено пять участников, соответствующих требованиям документации о закупке и действующего законодательства в сфере закупочной деятельности. Рассмотрение заявок происходит с той заявки, автор которой предложил наименьшую цену для заключения контракта или договора. Итоги рассмотрения вторых частей заявок оформляются в виде специального протокола | Принимает участие в заседании комиссии в виде стороннего наблюдателя в тех случаях, когда такое участие не запрещено прямо действующим законодательством в сфере закупок |
6 шаг | Подписание контракта | Общий срок – от десяти до двадцати дней с даты подписания протокола о подведении итогов электронного аукциона. Состоит из двух этапов:
| На первом этапе заказчик формирует проект контракта на основании полученных сведений об условиях его заключения и всех необходимых реквизитах потенциального исполнителя и направляет его исполнителю. Если у исполнителя возникают разногласия по содержанию, обязан обработать такой протокол разногласий, но с учетом исключения риска затягивания подписания контракта со стороны потенциального исполнителя по контракту. На втором этапе после получения подписанного проекта контракта подписывает его со своей стороны | Получает от заказчика оформленный проект контракта и подписывает его в установленные сроки в том случае, если у него нет разногласий с подготовленным проектом контракта. В случае наличия разногласий с проектом контракта он имеет право подготовить такой протокол, но не затягивая срок подписания проекта контракта со своей стороны. В случае выявления попытки затягивания подписания проекта контракта такой победитель может быть признан уклоняющимся от подписания и рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков |