Законодательство о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, обработки и анализа сведений о ходе закупок.
Что такое мониторинг в сфере госзакупок, и каковы его цели
Под мониторингом в сфере госзакупок понимают наблюдение и регистрацию параметров закупочной деятельности от всех участников контрактной системы, подведение итогов закупки по 44-ФЗ и принятие мер по совершенствованию закупочного процесса осуществления госзаказа в рамках контрактной системы. В ходе мониторинга проверяется реализация плана-графика (планы закупок по 44-ФЗ были упразднены).
При проведении мониторинга применяются определенные правила, которые утверждены Постановлением Правительства от 2015 года №1193. В ст. 97 44-ФЗ подчеркивается, что мониторинг в сфере госзакупок проводится в целях:
- Оценки степени достижения целевых ориентиров в сфере госзаказа по ст. 13 44-ФЗ.
- Оценки степени обоснованности госзакупок по ст. 18 44-ФЗ.
- Совершенствования российского законодательства.
Отметим, что ч. 2 ст. 97 в отношении необходимости мониторинга целей закупок утратила силу с октября 2019 года, равно как и ст. 13, на которую она ссылалась.
При проверке достижения целевых ориентиров проверяется реализация мероприятий, которые указаны в документах стратегического развития и целевого планирования.
Оценка обоснованности контракта выражается в оценке правильности корректировки размера НМЦК и объекта закупки.
Кто занимается
Органом, который занимается мониторингом тендерных и закупочных мероприятий, выступает Минфин (по Постановлению Правительства от 2013 года №728, ранее это был Минэкономразвития).
Исполнительные органы региональных властей, муниципальных администраций могут проводить анализ закупочной деятельности в пределах своей компетенции на соответствующей территории, закрепленной за этими органами власти.
Порядок проведения
Минфин обязан формировать поквартальные аналитические отчеты и публиковать их в ЕИС до последнего числа месяца за отчетным кварталом. За последний квартал отчетного года отчеты формируются до 1 марта следующего года.
До конца апреля контролирующим инстанциям нужно сделать сводный отчет с аналитической информацией и разместить его в ЕИС.
Также отчетность размещается на сайте Минфина. В отчетности Минфина представлена информация по трем уровням власти: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Отчетность содержит сведения о планировании и осуществлении закупок, а также о результатах контроля. Закупки представлены в разрезе отраслей.
Сводный аналитический отчет
Цели мониторинга состоят в оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Результаты анализа и изменений в контрактной системе отображаются в сводном отчете.
Сводный отчет формируется Минфином с использованием информации из ЕИС, путем обращения в Счетную палату, ФАС, а также с привлечением экспертов. Минфин должен подготовить сводный отчет со следующей информацией:
- Количество размещенных закупочных извещений.
- Суммарный объем НМЦК.
- Сумма централизованных закупок.
- Количество состоявшихся и несостоявшихся процедур закупки.
- Общая стоимость подписанных контрактов и их количество.
- Отчет об исполнении контрактов, оплате и начислении неустоек.
- Сведения о ведении реестра РНП.
- Сведения о ведении реестра жалоб, результатов плановых и внеплановых проверок.
- Результаты контрольных мероприятий.
- Количество банковских гарантий и размер денежной суммы в них.
- Функционирование ЕИС.
Сводный отчет должен быть разработан до 15 марта года, который следует за отчетным. До 15 апреля отчет следует согласовать с ФАС и иными органами исполнительной власти. Также он представляется на рассмотрение в Правительство до 30 апреля.
Проведение аудита по результатам мониторинга
Если у органов государственной власти возникли основания полагать, что реализованные закупки противоречат нормам законодательства, то обязательным является проведение аудита. Также аудиторская проверка потребуется в следующих случаях:
- У заказчиков возникли сомнения по вопросу корректного ведения бухгалтерского отчета при реализации принципов контрактной системы.
- Предоставленные отчеты не дают оснований убедиться в отсутствии нарушений в сфере госзакупок со стороны отдельного заказчика.
- Возникают сомнения в эффективности расходования ресурсов, включая финансирование из различных уровней бюджета.
- Существующие контрактные отношения не были оформлены должным образом.
Сроки проведения аудиторских мероприятий определяются заранее и вносятся заказчиками в соответствующие планы проверок. В них должно быть указано:
- Наименование организации.
- Цель аудита.
- Дата и сроки проверки.
- Наименование инстанции, которая проводит аудит.
Плановые проверки не допускается проводить чаще одного раза в три года.
В ходе проведения проверки различают три основных этапа:
- Предпроверочный, или подготовительный. В рамках данного этапа происходит сбор и ознакомление с закупочной деятельностью.
- Основной этап. На нем контролирующие инстанции проверяют все материалы по проводимым закупкам. На этом этапе проверяются, не были ли завышены цены, правильно ли выбраны источники финансирования и пр.
- Заключительный этап. На этом этапе нужно подготовить официальный отчет с выводами.
Результаты аудиторской проверки оформляются в виде специального отчета. Он ложится в основу разработки комплекса мероприятий для устранения всех выявленных нарушений.